Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


ПРЕЗИДИУМ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2009 г. № 44-г-74\09

Президиум в составе:
председательствующего Каневского Б.С.
и членов президиума Лысова М.В., Погорелко О.В., Попова В.Ф., Прихунова С.Ю., Туговой Е.Е., Ярцева Р.В.
по докладу судьи Нижегородского областного суда Елагиной А.А.,
с участием С.М.Ю., представителя К., представителей ООО "Выксунская центральная управляющая компания" Т. и А.
рассмотрев гражданское дело по надзорной жалобе ООО "Выксунская центральная управляющая компания"
на апелляционное решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 18 февраля 2009 года
по иску ООО "Выксунская центральная управляющая компания" к С.М.Ю. и С.О.Ю. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,

установил:

ОАО "Выксунская центральная управляющая компания" обратилось в суд с иском о взыскании с С.М.Ю. и С.О.Ю. - в солидарном порядке задолженности по оплате за предоставление жилищно-коммунальных услуг в размере 39536 руб. 34 коп. за период с 01.04.2005 года по 01.10.2008 года, мотивируя требование тем, что в управлении ООО "Выксунская центральная управляющая компания" находится дом № 54 <...>, а ответчики, являющиеся совместными собственниками квартиры № 7 данного дома, не производят оплату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Выксунского района Нижегородской области от 19 декабря 2008 года исковые требования удовлетворены частично.
С С.М.Ю. и С.О.Ю. в пользу ООО "Выксунская центральная управляющая компания" взыскано: долг по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 34830 руб. 76 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1144 руб. 92 коп., а всего 35975 руб. 68 коп в равных долях, т.е. по 17987 руб. 84 коп. с каждого.
В остальной части исковых требований ООО "Выксунская центральная управляющая компания" отказано.
Апелляционным решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 18 февраля 2009 года решение мирового судьи изменено.
Исковые требования ООО "Выксунская центральная управляющая компания" удовлетворены частично.
С С.М.Ю. и С.О.Ю. в пользу ООО "Выксунская центральная управляющая компания" взыскано: задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2005 года по 30.09.2008 года в размере 33031 руб. 95 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1090 руб. 95 коп., а всего 34122 руб. 88 коп. в солидарном порядке.
В части удовлетворения исковых требований ООО "Выксунская центральная управляющая компания" о взыскании с ответчиков задолженности в размере 6504 руб. 41 коп. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 195 руб. 14 коп. отказано.
В надзорной жалобе заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции необоснованно отказал истцу в удовлетворении требований в части взыскания задолженности по оплате услуги "вывоз твердых бытовых отходов", сославшись на то, что данная услуга входит в состав платы за коммунальные услуги. Считает, что судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Дело истребовано в Нижегородский областной суд и передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Нижегородского областного суда.
Заслушав доклад судьи областного суда Елагиной А.А., объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум областного суда находит апелляционное решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 18 февраля 2009 года подлежащим изменению по следующим основаниям.
При разрешении данного спора судом апелляционной инстанции было допущено существенное нарушение норм материального права - не применен закон, подлежащий применению, а именно положения постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", в связи с чем было допущено нарушение прав и законных интересов заявителя надзорной жалобы.
Судом установлено, что ответчики по делу С.М.Ю. и С.О.Ю. являются собственниками квартиры № 7 дома № 54 <...> на основании договора приватизации. Установлено, что ответчики в квартире не проживают: с 01.02.2005 г. С.М.Ю. и с 21.03.2005 г. С.О.Ю.
С января 2005 г. образовалась задолженность по оплате коммунальных платежей и за содержание общего имущества дома в размере 42159 руб. 23 коп.
Поскольку в суд с иском ООО "ВЦУК" обратилось в ноябре 2008 г., ответчиками по делу было заявлено ходатайство о применении исковой давности, суд правомерно удовлетворил требования о взыскании задолженности за период с ноября 2005 г. по август 2008 г. включительно.
Мировой судья, разрешая указанный спор, пришел к правильному выводу о том, что с ответчиков по делу подлежит взысканию сумма 34830 руб. - долг по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Изменяя решение мирового судьи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что утилизация твердых бытовых отходов отнесена к коммунальным платежам, указанными услугами ответчики по делу не пользовались с начала 2005 г., следовательно, по мнению суда апелляционной инстанции, от уплаты данных расходов они должны быть освобождены.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции является необоснованным, противоречащим нормам действующего законодательства: положениям статей 153, 155 - 158 Жилищного кодекса РФ, Постановлений Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, от 23.05.2006 г. № 307.
В силу положений статьи 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Статья 154 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с положениями статьи 155 Жилищного кодекса РФ, собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 156 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Жилищный кодекс РФ (статья 157) определяет, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с указанными Правилами, "коммунальные услуги" - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Пункт 54 указанных выше Правил предусматривает, что при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Указанные Правила предусматривают, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (пункт 11 подпункт "д").
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств (пункты 29 и 30 Правил).
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ. Плата за сбор и вывоз бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса РФ.
Ни Жилищный кодекс РФ, ни Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства, не предусматривают перерасчет платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов при временном отсутствии собственника в жилом помещении.
При таких данных вывод суда апелляционной инстанции о том, что ответчики должны быть освобождены от платежей по утилизации твердых бытовых отходов, является неправильным, противоречащим вышеприведенным нормам.
Неверным применением норм материального права, допущенным судом апелляционной инстанции в ходе судебного разбирательства и предопределившим исход дела, были существенно нарушены права и законные интересы заявителя надзорной жалобы, защищаемые в судебном порядке, гарантированные ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Протоколами к ней и ст. 35 Конституции Российской Федерации о защите государством права частной собственности.
С учетом того обстоятельства, что при разрешении спора судом апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм материального права (не применен закон, подлежащий применению), апелляционное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. В связи с тем, что судом апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, а решение мирового судьи законно, подлежит оставлению без изменения решение мирового судьи судебного участка № 1 Выксунского района Нижегородской области от 19 декабря 2008 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Нижегородского областного суда

постановил:

Апелляционное решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 18 февраля 2009 года по иску ООО "Выксунская центральная управляющая компания" к С.М.Ю. и С.О.Ю. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг отменить.
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Выксунского района Нижегородской области от 19 декабря 2008 года по этому же иску оставить без изменения.

Председательствующий
Б.С.КАНЕВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru