Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2010 г. по делу № А29-13774/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 27 февраля 2010 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Совета МО ГО "Инта" № 1-23/29 принято 14.10.2009, а не 14.10.2010.

Арбитражный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Полицинского В.Н., судей Галаевой Т.И. и Шипиловой Э.В., рассмотрев 18, 25 февраля 2009 года в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Коми к Совету муниципального образования городского округа "Инта" о признании не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующими Решения от 14 октября 2010 года № 1-23/29 "Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью "Городские канализационные системы" на территории муниципального образования городского округа "Инта" и приложений № 1 и № 2 к нему,
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Городские канализационные системы", Администрация муниципального образования городского округа "Инта",
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сусловым М.О.
и участии в заседании:
прокуроров Проскуровой В.Н. и Эдигер Е.Г.,
от ответчика: Платонова Е.А. (по доверенности),
от Общества с ограниченной ответственностью "Городские канализационные системы": Мороз С.Г. (по доверенности),
от Администрации муниципального образования городского округа "Инта": Платонова Е.А. (по доверенности),

установил:

Заместитель прокурора Республики Коми в соответствии с ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 192 АПК РФ обратился в арбитражный суд в защиту интересов Общества с ограниченной ответственностью "Городские канализационные системы" (далее - Общество) с заявлением о признании нормативного акта - Решения Совета муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Совет) от 14 октября 2010 года № 1-23/29 "Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью "Городские канализационные системы" на территории муниципального образования городского округа "Инта" и приложений № 1 и № 2 к нему несоответствующими частям 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 3, 5, 7, 9, 11 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статьям 17, 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующими.
Прокурор настаивает на удовлетворении заявленных требований, полагая, что утверждение тарифов на услуги водоотведения к компетенции Совета, являющегося представительным органом местного самоуправления, не относится, а также считает, что отсутствует экономическое обоснование установленных для Общества тарифов на услуги водоотведения.
Общество требования прокурора поддерживает, представило отзыв на заявление в котором изложило свои доводы.
Ответчик требования не признает; представил отзыв на заявление, в котором изложил возражения против требований, указав, что оспариваемое Решение Совета полностью соответствует требованиям Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закона № 210-ФЗ) и Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ).
Определением от 29 января 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Администрация), представитель которой в судебном заседании поддержал правовую позицию Совета.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования прокурора надлежит удовлетворить.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно пункту 4.1 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Закон № 210-ФЗ устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Законом № 210-ФЗ подлежат регулированию, в том числе: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоотведения (ст. 1 Закона № 210-ФЗ).
Организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (ст. 2 Закона № 210-ФЗ).
Статьей 5 Закона № 210-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
14 октября 2009 года Советом принято Решение № 1-23/29 "Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью "Городские канализационные системы" на территории муниципального образования городского округа "Инта".
Как следует из содержания Решения от 14 октября 2009 года, оно принято в соответствии со ст. 17 Закона № 131-ФЗ и ст. 5 Закона № 210-ФЗ.
Решением Совета утверждены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые Обществом на территории муниципального образования городского округа "Инта" для населения согласно приложению № 1 к Решению и для прочих потребителей согласно приложению № 2 к Решению.
Приложением № 1 к Решению установлен тариф на услуги водоотведения для населения в размере 28,8 руб./куб.м; Приложением № 2 к Решению установлен тариф на услуги водоотведения для прочих потребителей в размере 28,8 руб./куб.м.
Решение опубликовано в газете "Искра - твоя городская газета" N№ 241 (1301) от 22 октября 2009 года и в соответствии с пунктом 2 Решения вступило в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
В соответствии с Решением Совета от 18.06.2007 г. № 1-5/9 газета "Искра - твоя городская газета" является официальным источником публикации актов Совета муниципального образования городского округа "Инта", имеющих нормативное содержание, затрагивающих права граждан, а также связанных с решением вопросов экономического и социального развития муниципального образования, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов муниципального образования, иных вопросов, находящихся в компетенции Совета муниципального образования городского округа "Инта".
Из раздела 2 Устава Общества, зарегистрированного 30 марта 2009 года (свидетельство о регистрации серии 11 № 001733516) следует, что оно является организацией коммунального комплекса, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В силу ст. 78 Закона № 131-ФЗ решения органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ. Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 192 АПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (ст. 194 АПК РФ).
Прокурор, считая, что Решение Совета об установлении для Общества тарифов на услуги водоотведения, является экономически необоснованным, что нарушает права и законные интересы Общества, оспорил Решение от 14 октября 2009 года в арбитражном суде.
Поддерживая требования прокурора, Общество также ссылается на экономическую необоснованность установленного тарифа, указывает, что тариф в размере 28,8 руб./куб.м является заниженным, не обеспечивает эффективное функционирование организации, финансовые потребности Общества и полное возмещение затрат, его применение повлечет за собой причинение Обществу необоснованных убытков.
Судом установлено, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Решение Совета об установлении Обществу тарифа на услуги по водоотведению является обязательными для неопределенного круга лиц (как для населения, так и других прочих потребителей), рассчитано на неоднократное применение и направлено на урегулирование общественных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам и организациям, а поэтому оно является нормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде.
Из установленных судом обстоятельств следует, что тариф на услуги по водоотведению подлежал установлению для Общества в порядке, определенном Законом № 210-ФЗ.
В соответствии со ст. 3 Закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования устанавливаемого тарифа.
Частью 2 ст. 3 Закона № 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений части 2 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы...) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила...).
Определением суда от 29 января 2010 года Совету и Администрации было предложено представить в суд материалы, на основании которых было принято оспариваемое Решение, и доказательства, подтверждающие обоснованность тарифа.
Таких материалов и доказательств ответчиком и Администрацией суду не представлено.
В материалах дела (л.д. 17) имеется письмо от 16.11.2009 года заместителя руководителя Администрации в адрес прокурора г. Инты, в котором указано, что расчеты обоснованности тарифов на услуги водоотведения для Общества ни Советом, ни Администрацией не производились в связи с отсутствием обращений указанных организаций по данному вопросу.
Содержание данного письма ни ответчиком, ни Администрацией не оспаривается.
В соответствии с Правилами... организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами... следующие документы: заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственную программу; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности) (пункт 3 Правил...).
В случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных пунктом Правил, орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела (пункт 6 Правил...).
Согласно пункту 6 Основ... к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на водоотведение.
Из объяснений представителя Общества, данных суду, и отзыва Общества на заявление прокурора следует, что Общество ни в Совет, ни в Администрацию документы, предусмотренные пунктом 3 Правил..., не направляло.
Представитель Совета и Администрации данное обстоятельство не оспаривает и не опровергает.
В судебном заседании представитель Совета и Администрации пояснил суду, что дело об установлении для Общества тарифа на водоотведение отсутствует, доказательств соблюдения при установлении тарифа процедуры, установленной Правилами..., не имеется.
В пунктах 17 и 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судам разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Поскольку в нарушение ч. 6 ст. 194 АПК РФ ответчик не представил суду доказательств соблюдения установленной в соответствии с Законом № 210-ФЗ процедуры принятия решения об установлении Обществу тарифа на услуги водоотведения, суд считает, что процедура принятия решения ответчиком соблюдена не была, а, следовательно, принятое 14 октября 2009 года Советом Решение № 1-23/29 является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества.
Приводимые ответчиком и Администрацией доводы о том, что тариф Обществу был установлен путем применения принятого решением Службы по тарифам Республики Коми предельного индекса к ранее установленном тарифу на услуги водоотведения для муниципального унитарного предприятия "Интаводоканал", применение которого было разрешено Обществу Решением Совета от 15 апреля 2009 года № 1-21/19, являются неосновательными и не соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В нарушение ч. 6 ст. 194 АПК РФ ответчик не представил доказательств, что оспариваемым Решением тариф был установлен Обществу путем применения предельного индекса.
Судом исследован протокол двадцать третьего заседания Совета от 14 октября 2009 года, согласно которому пунктом 13 в повестку дня включен вопрос об утверждении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые Обществом.
Из протокола следует, что было принято решение об увеличении тарифов на услуги водоотведения без какого-либо обсуждения и обоснования, при этом уяснить сущность принятого по этому вопросу решения из протокола также невозможно.
В то же время, пунктом 15 Правил... установлено, что ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Представленный суду протокол данным требованиям не соответствует.
Судом исследовано Решение Совета от 15 апреля 2009 года № 1-21/19.
Из Решения от 15 апреля 2009 года следует, что тариф на услуги водоотведения Обществу не устанавливался, а Обществу было лишь разрешено применение тарифа, установленного для МУП "Интаводоканал", и только до момента утверждения тарифа на услуги водоотведения для самого Общества.
Суд считает, что Решение Совета от 15 апреля 2009 года само по себе обязывало соответствующий орган местного самоуправления установить Обществу тариф в соответствии с Правилам..., а не путем применения предельного индекса.
Применение в данном случае предельного индекса к тарифу, установленному ранее для другой организации коммунального комплекса, противоречит пунктам 50 и 53 Основ..., устанавливающих, что предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
При этом Закон № 210-ФЗ определяет предельные индексы как устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования, из чего следует, что предельный индекс может быть применен только к уже установленному тарифу на услуги организации коммунального комплекса.
В отношении Общества в предшествующем периоде государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам не осуществлялось, тариф на водоотведение Обществу не устанавливался.
Кроме того, из содержания Правил... следует, что и при установлении тарифа путем применения предельных индексов регулирующим органом должны быть соблюдена процедура, установленная Правилами..., чего в данном случае сделано не было.
Поскольку ответчиком допущено существенное нарушение установленной в соответствии с Законом № 210-ФЗ и предусмотренной Правилами... процедуры установления тарифа на услуги по водоотведению, оказываемые Обществом, а доказательства экономической обоснованности тарифа суду не представлены, Решение Совета от 14 октября 2009 года № 1-23/29 и приложения к нему надлежит признать не соответствующими указанным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующими, удовлетворив требования прокурора.
В соответствии со ст. 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать Решение Совета муниципального образования городского округа "Инта" от 14.10.2009 № 1-23/29 "Об утверждении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые Обществом с ограниченной ответственностью "Городские канализационные системы" на территории муниципального образования городского округа "Инта" и приложения № 1 и № 2 к нему не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520, и не действующими.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Коми.

Судьи
В.Н.ПОЛИЦИНСКИЙ
Т.И.ГАЛАЕВА
Э.В.ШИПИЛОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru