Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2008 г. по делу № А13-2722/2008

Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Логиновой О.П., судей Тарасовой О.А., Шестаковой Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кутузовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Северсталь" о признании частично недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 06.12.2007 № 411-э "О тарифах на электрическую энергию",
с участием третьих лиц: открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания", открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", государственного энергетического, энергоснабжающего и энергораспределительного предприятия "Вологдаоблкоммунэнерго",
при участии от ОАО "Северсталь" - Хапова С.В. по доверенности от 12.02.2007, от РЭК - Кадина А.Г. по доверенности от 26.11.2007, Жирникова К.Ю. по доверенности от 24.04.2008; от ОАО "Вологодская сбытовая компания" - Неклюдова В.Б. по доверенности от 25.12.2007, от ОАО "МРСК Северо-Запада" - Покровской Л.С. по доверенности от 02.04.2008, от ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" - Васильевой Н.В. по доверенности от 14.01.2008,

установил:

открытое акционерное общество "Северсталь" (далее - ОАО "Северсталь") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК) от 06.12.2007 № 411-э "О тарифах на электрическую энергию" в редакции постановления РЭК от 27.12.2007 № 448 в части установления двухставочного тарифа для группы "Базовые потребители" по высокому напряжению - платы за мощность 538 887 руб./МВт в месяц, платы за энергию в размере 510,9 руб./тыс. кВтч; установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии по высокому напряжению - единой ставки за содержание электрических сетей в размере 224 458 руб./МВт в месяц, ставки за оплату потерь электроэнергии в сетях 28,2 руб./тыс. кВтч как не соответствующее статьям 2, 3, 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом).
В обоснование заявленных требований ОАО "Северсталь" ссылается на неправомерное включение в необходимую валовую выручку ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" суммы процентов за пользование кредитом в размере 272 593 тыс. руб., а также на неправомерное завышение тарифа для группы "Базовые потребители" путем установления перекрестного субсидирования в сумме 627 596 тыс. руб. Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.
РЭК в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании с требованиями ОАО "Северсталь" не согласились. Представители РЭК в судебном заседании пояснили, что в необходимую валовую выручку ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" были правомерно включены проценты за пользование кредитами, которые были получены как на осуществление деятельности по снабжению электроэнергией потребителей, так и на строительство Красавинской ТЭЦ. Указали, что при утверждении тарифов на электрическую энергию на 2008 год РЭК правомерно учтены особенности ценообразования в условиях наличия перекрестного субсидирования. Установление тарифов в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию не является доказательством экономической необоснованности утвержденного тарифа. Тарифы для населения не являются льготными, поскольку установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства - в рамках предельных уровней. Применение перекрестного субсидирования обусловлено объективными социально-экономическими факторами и не противоречит действующему законодательству в сфере тарифного регулирования.
Открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - ОАО "ВСК") в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании с доводами ОАО "Северсталь" не согласились. Представитель ОАО "Вологодская сбытовая компания" в судебном заседании пояснил, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ОАО "Северсталь" не соответствует требованиям, предъявляемым к потребителям электрической энергии для отнесения их к группе "Базовые потребители" при установлении тарифа на электрическую энергию на 2008 год.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада") в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании с доводами ОАО "Северсталь" не согласились. Представитель ОАО "МРСК Северо-Запада" в судебном заседании пояснил, что поскольку основной деятельностью ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" является энергоснабжение потребителей, РЭК обоснованно включила в необходимую валовую выручку расходы по процентам за пользование кредитами, полученными на реконструкцию Красавинской ТЭЦ. Считает правомерным установление перекрестного субсидирования, поскольку правительственная программа о ликвидации перекрестного субсидирования должна быть завершена лишь к 2011 году.
ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании с доводами ОАО "Северсталь" не согласились. Представитель ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные РЭК.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает предъявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением РЭК Вологодской области от 06.12.2007 № 411-э "О тарифах на электрическую энергию", опубликованном в газете "Красный Север" № 152 за 25.12.2007, с изменениями, внесенными постановлением РЭК от 27.12.2007 № 448 "О внесении изменений в постановления РЭК области от 06.12.2007 № 411-н и 411-э", опубликованном в газете "Красный Север" № 15 за 05.02.2008 (л.д. 16 - 22 том 1), утвержден двухставочный тариф для группы "Базовые потребители" по высокому напряжению - плата за мощность 538 887 руб./МВт в месяц, плата за энергию в размере 510,9 руб./тыс. кВтч; установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии по высокому напряжению - единая ставка за содержание электрических сетей в размере 224 458 руб./МВт в месяц, ставка за оплату потерь электроэнергии в сетях 28,2 руб./тыс. кВтч.
Согласно части третьей статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В статье 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель считает постановление РЭК в оспариваемой части не соответствующим статьям 2, 3, 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. По мнению представителя общества, постановление РЭК в оспариваемой части налагает на ОАО "Северсталь" обязанность по оплате электрической энергии по завышенным тарифам. Величина завышения (убытков), исходя из доли общества в структуре полезного отпуска электроэнергии 39,14%, составила 106 692,9 тыс. руб. Считает, что установленные тарифы не являются экономически обоснованным в связи с включением в расчет необходимой валовой выручки ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" процентов за пользование кредитом в сумме 272 593 тыс. руб. и включением в расчет тарифа перекрестного субсидирования в сумме 627 596 тыс. руб. в связи с установлением льготных тарифов для населения.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются Правительством Российской Федерации ежегодно. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней. При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую энергию.
Согласно статье 6 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют, в том числе, полномочия по установлению тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2003 № 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию", федеральному органу исполнительной власти в области государственного регулирования делегировано право ежегодно определять предельные максимальные и минимальные уровни тарифов.
Приказом ФСТ от 11.04.2007 № 67-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2008 год" утверждены и введены в действие предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию по субъектам Российской Федерации, в том числе для Вологодской области утверждены: предельный минимальный тариф на электрическую энергию - 150,42 коп./кВтч; предельный максимальный тариф на электрическую энергию - 153,38 коп./кВтч (приложение № 1 к Приказу). Данные уровни тарифов установлены на электрическую энергию, поставляемую потребителям, в среднем по субъекту Российской Федерации, без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток и календарной разбивки.
Также данным Приказом были установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую для населения Вологодской области: минимальный уровень - 185 коп./кВтч; максимальный уровень - 188 коп./кВтч.
РЭК установила тариф на электрическую энергию по группе "Базовые потребители" в пределах минимального и максимального уровней тарифов по Вологодской области, что не оспаривается ОАО "Северсталь".
По мнению заявителя, регулирующий орган при утверждении двухставочного тарифа по высокому напряжению для группы "Базовые потребители" - платы за мощность 538 887 руб./МВт в месяц, платы за энергию в размере 510,9 руб./тыс. кВтч; утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по высокому напряжению - единой ставки за содержание электрических сетей в размере 224 458 руб./МВт в месяц, ставки за оплату потерь электроэнергии в сетях 28,2 руб./тыс. кВтч нарушил основные принципы и цели государственного регулирования тарифов на электрическую энергию.
Статьей 3 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определено, что государственное регулирование тарифов осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов.
В соответствии со статей 4 указанного закона основными принципами государственного регулирования тарифов в частности являются: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
В судебном заседании представитель ОАО "Северсталь" указал, что РЭК при утверждении тарифа в расчет необходимой валовой выручки ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" необоснованно включил проценты за пользование кредитом в сумме 272 593 тыс. руб., тем самым завысив необходимую валовую выручку ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго". Применение в расчете тарифа завышенной необходимой валовой выручки повлекло экономически необоснованное завышение тарифа на электрическую энергию для ОАО "Северсталь".
В обоснование данного довода представитель общества указал на нарушение РЭК пунктов 2, 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основ ценообразования), пункт 19 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методических указаний).
Согласно пунктам 2 и 7 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. При установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Пунктом 19 Методических указаний предусмотрено, что при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. В случае, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
По мнению представителя общества, проценты за пользование кредитом в сумме 272 593 тыс. руб. не могут быть включены в необходимую валовую выручку ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго", принятую для расчета тарифа на электрическую энергию в 2008 году, в связи с тем, что данные расходы не относятся к регулируемому виду деятельности этого предприятия. ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" осуществляет передачу электрической энергии по распределительным сетям, тогда как кредитные средства, а следовательно, и проценты за пользование кредитами были использованы этим предприятием для реконструкции и технической модернизации ТЭЦ города Красавино, которая предназначена для осуществления регулируемого вида деятельности - производство электрической энергии.
ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" не согласилось с данными доводами общества. Представитель предприятия пояснил, что общая сумма процентов по кредитным договорам, заключенным в связи со строительством ТЭЦ в городе Красавино составила 186 164 659 руб., что подтверждается кредитными договорами и расчетом от 17.11.2008. Остальная сумма процентов относится к кредитам, полученным для осуществления текущей деятельности предприятия и пополнения оборотных средств.
Представитель РЭК в судебном заседании пояснил, что проценты за пользование кредитом в сумме 272 593 тыс. руб. включены в необходимую валовую выручку ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" на основании экспертного заключения по расчету доходов от услуг по передаче электрической энергии по ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" на 2008 год (л.д. 90 - 91 том 1). Данные проценты учтены как балансовая прибыль предприятия по регулируемому виду деятельности. Общество как базовый потребитель оспаривает установление тарифа по высокому напряжению. ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" не имеет подстанций высокого напряжения. Согласно расчету балансовой прибыли на передачу электрической энергии ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" балансовая прибыль этого предприятия не распределялась на диапазон высокого напряжения.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Основ ценообразования регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны вести раздельный учет по видам деятельности.
Пунктом 32 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с момента поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых тарифов (цен) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.
При определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций расходы на строительство и реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств, а также ранее присоединенных потребителей включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
На запрос РЭК ОАО "Системный оператор единой энергетической системы" в письме от 19.11.2008 № Ф-11/458 указал, что с пуском ТЭЦ города Красавино на полную мощность значительно повысятся уровни напряжений в аварийных и ремонтных режимах, снизятся транзитные перетоки реактивной и активной мощности со смежными энергосистемами. ТЭЦ значительно улучшит состояние схемно-режимной ситуации на всей северной и северо-восточной территории Вологодской области.
Следовательно, реконструкция ТЭЦ города Красавино производится в целях обеспечения качества электрической энергии, надежности работы электрических станций и других объектов электросетевого хозяйства на территории Вологодской области. РЭК обосновано включила в расчет необходимой валовой выручки ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" проценты за пользование кредитом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования и пунктом 23 Методических рекомендаций при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
В экспертном заключении по расчету доходов от услуг по передаче электрической энергии по ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" на 2008 год (л.д. 90 - 91 том 1) признана обоснованность включения в необходимую валовую выручку предприятия процентов за пользование кредитом в сумме 272 593 тыс. руб.
Частью первой статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле отказались от предложения суда по проведению экономической экспертизы обоснованности тарифа на электрическую энергию.

]]>
Также пунктом 44 Методических рекомендаций предусмотрено, что размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН 11) 20 - 1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
В соответствии с пунктом 48 Методических рекомендаций необходимая валовая выручка распределяется по сети по уровням напряжения.
Как видно из представленных РЭК расчетов, ГЭП "Вологдаоблкоммунэнерго" не имеет подстанций высокого напряжения, балансовая прибыль предприятия не распределялась на диапазон высокого напряжения.
Следовательно, проценты за пользование кредитом не были включены в тариф высокого напряжения для группы "Базовые потребители". Права и законные интересы общества не нарушены.
ОАО "ВСК" в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании указал, что ОАО "Северсталь", в целях тарифного регулирования на 2008 год, не соответствовало критериям отнесения к группе "Базовые потребители", установленным пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2. По мнению представителя ОАО "ВСК" тариф по высокому напряжению для группы "Базовые потребители" не повлиял на права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, так как ОАО "Северсталь" оспаривает тариф, который не должен был применяться обществом для оплаты электрической энергии. Представитель РЭК пояснил, что фактически общество оплачивало электрическую энергию по более низким тарифам, чем установлены для группы "Прочие потребители" критериям отнесения к которой оно соответствовало.
В судебном заседании представитель РЭК пояснил, что решение о включении общества в группу "Базовые потребители" было принято в нарушение установленного порядка, признание ОАО "Северсталь" базовым потребителем документально не подтверждено, однако, в расчетах тарифов общество учтено как базовый потребитель.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт оплаты обществом в 2008 году тарифов на электрическую энергию по двухставочному тарифу для группы "Базовые потребители" по высокому напряжению. Представитель ОАО "ВСК" в судебном заседании подтвердил, что счета на оплату электрической энергии выставлялись обществу по данному тарифу. Пояснил, что в ноябре 2008 года ОАО "ВСК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества разницы между тарифами базового и прочего потребителя.
Вместе с тем РЭК письмом от 04.03.2008 № 289, сообщила обществу о том, что к группе "Базовые потребители" в 2008 году отнесен единственный потребитель - ОАО "Северсталь".
Таким образом, общество включено в группу "Базовые потребители" регулирующим органом и учтено при формировании тарифов как базовый потребитель, следовательно, имеет право оспорить данный нормативный акт.
В обоснование заявленных требований ОАО "Северсталь" ссылается на то, что расчет тарифа с учетом перекрестного субсидирования в сумме 627 596 тыс. руб. нарушает права и законные интересы общества. Повышение тарифа на электроэнергию для группы "Базовые потребители" по высокому напряжению произведено РЭК за счет снижения тарифа для населения. В судебном заседании представитель общества пояснил, что РЭК в оспариваемом постановлении установила льготный тариф для населения. Указал, что установление регулирующим органом тарифа с учетом перекрестного субсидирования противоречит Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Федеральному закону "Об электроэнергетике".
РЭК и третьи лица, участвующие в деле, не согласились с доводами ОАО "Северсталь" о неправомерности определения тарифа на электрическую энергию с учетом перекрестного субсидирования. По их мнению, РЭК правомерно применила перекрестное субсидирование, руководствуясь действующими нормативными актами. Применение перекрестного субсидирования обусловлено объективными социально-экономическими факторами и не противоречит действующему законодательству в сфере тарифного регулирования.
Представитель РЭК в судебном заседании пояснил, что субсидируемыми группами является группа "Население". Перекрестное субсидирование обусловлено предельными минимальными и максимальными уровнями тарифов для населения, установленными от 11.04.2007 № 67-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2008 год". РЭК при установлении тарифов не может установить тариф за рамками указанных уровней.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" при установлении для отдельных потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию для других потребителей.
В силу пункта 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004, применение льготных тарифов на электрическую энергию допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых законодательно установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций, энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.
Следовательно, установление льготных тарифов осуществляется в специальном порядке, предусмотренном законодательством, и только для тех потребителей, в отношении которых законодательно установлено право на льготы.
В действующем законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие право на льготы для группы потребителей "Население".
Постановлением РЭК от 06.12.2007 № 411-э "О тарифах на электрическую энергию" тариф для населения установлен в размере предельного минимального уровня тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению Вологодской области, утвержденного Приказом ФСТ от 11.04.2007 № 67-э/4 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2008 год".
Установление тарифа на электроэнергию для населения в рамках минимального и максимального уровней тарифов не означает установление льготного тарифа для населения.
В судебном заседании представитель РЭК пояснил, что установление тарифа для населения на минимальном уровне тарифа обусловлено в данном случае установлением предельного индекса изменения размера платы граждан на коммунальные услуги, в состав которых входит и плата за электрическую энергию. При установлении тарифа на электрическую энергию в 2008 году выше минимального предельного уровня был бы превышен индекс изменения размера платы граждан на коммунальные услуги, утвержденный Приказом ФСТ России от 11.04.2007 № 68-э/5 для Вологодской области в размере 119%.
Статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что государственное регулирование тарифов на энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Грамматическое толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что государственное регулирование тарифов на электрическую энергию происходит путем установления экономически обоснованных тарифов и их предельных уровней, либо только экономически обоснованных тарифов, либо только их предельных уровней.
Исходя из данного толкования и полномочий РЭК по установлению тарифов в рамках утвержденных федеральным органом исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов (статья 6 Закона № 41-ФЗ), РЭК вправе определить тариф только в рамках предельных уровней.
Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации определено, что под регулируемой деятельностью понимается деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), которые подлежат государственному регулированию, под тарифом понимается система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении тарифов (цен) организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, обеспечиваются компенсация экономически обоснованных расходов на производство продукции (услуг) и получение прибыли.
В пункте 29 Основ ценообразования установлено, что тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию (мощность) дифференцируются по группам потребителей (покупателей).
Согласно пункту 59 Основ ценообразования дифференциация тарифов по группам (категориям) потребителей электрической энергии (мощности) должна отражать различия в стоимости производства, передачи и сбыта электрической энергии для групп потребителей и производиться исходя из следующих критериев: величина присоединенной (заявленной) мощности потребителей электрической энергии; режим использования потребителями электрической мощности; категория надежности электроснабжения; уровни напряжения электрической сети; иные критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные требования нормативных актов при принятии оспариваемого нормативного акта РЭК выполнены.
Основным принципом государственной политики регулирования тарифов на электрическую энергию в России является необходимость обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической энергии. Данный принцип закреплен в статье 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей энергии достигается путем установления уполномоченными государственными органами тарифов, включающих в себя экономически обоснованные расходы на производство энергии и экономически обоснованную прибыль. При этом поставщик электрической энергии получает возмещение затрат на производство энергии, а также определенную прибыль. В свою очередь, потребитель уплачивает сумму, размер которой включает реальные расходы поставщика на производство электрической энергии, а также необходимую прибыль снабжающей организации.
РЭК решает задачи обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии в комплексе, при этом установленные тарифы должны обеспечивать рентабельную работу энергоснабжающих организаций и стабильное финансирование всех отраслей экономики, не снижая жизненный уровень населений.
Наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей - результат политики федеральных и региональных органов власти, целью которой является поддержание социально-экономической стабильности в регионе и соблюдение принципа сбалансированности интересов всех потребителей.
Таким образом, определение тарифа на электрическую энергию без учета перекрестного субсидирования повлечет значительное повышение уровня тарифов, установленных для населения, что также будет нарушением предельных уровней, утвержденных Приказами Федеральной службы по тарифам, в том числе в отношении населения.
Правительство Российской Федерации в Постановлении от 11.07.2001 № 526 "О реформировании электроэнергетики" установило принципы осуществления тарифного регулирования, в том числе: обеспечение равных условий работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии и поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии. Данным постановлением определен порядок реформирования электроэнергетики на срок 8 - 9 лет. В настоящее время реформирование электроэнергетики не завершено.
Следовательно, РЭК при утверждении тарифов на электрическую энергию на 2008 год правомерно учла особенности ценообразования в условиях наличия перекрестного субсидирования. Установление тарифов в рамках предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на электрическую энергию не является доказательством экономической необоснованности утвержденного РЭК тарифа на электрическую энергию.
Постановление РЭК в оспариваемой части принято в соответствии с принципами обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, определения экономической обоснованности планируемых себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, и в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Утверждение двухставочного тарифа по высокому напряжению для группы "Базовые потребители" и тарифа на услуги по передаче электрической энергии по высокому напряжению в указанном размере не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом вышеизложенного, постановление РЭК от 06.12.2007 № 411-э "О тарифах на электрическую энергию" в оспариваемой части соответствует статьям 2, 3, 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в удовлетворении заявленных требований ОАО "Северсталь" о признании недействующим указанного постановления РЭК в оспариваемой части следует отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отказе в удовлетворении предъявленных требований расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

признать соответствующим статьям 2, 3, 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" постановление Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 06.12.2007 № 411-э "О тарифах на электрическую энергию" в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 27.12.2007 № 448 "О внесении изменений в постановления РЭК области от 06.12.2007 № 411-н и 411-э" в части установления двухставочного тарифа для группы "Базовые потребители" по высокому напряжению - платы за мощность 538 887 руб./МВт в месяц; платы за энергию в размере 510,9 руб./тыс. кВтч; установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии по высокому напряжению - единой ставки за содержание электрических сетей в размере 224 458 руб./МВт в месяц; ставки за оплату потерь электроэнергии в сетях 28,2 руб./тыс. кВтч.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Северсталь" о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 06.12.2007 № 411-э "О тарифах на электрическую энергию" в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 27.12.2007 № 448 "О внесении изменений в постановления РЭК области от 06.12.2007 № 411-н и 411-э" в части установления двухставочного тарифа для группы "Базовые потребители" по высокому напряжению - платы за мощность 538 887 руб./МВт в месяц; платы за энергию в размере 510,9 руб./тыс. кВтч; установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии по высокому напряжению единой ставки за содержание электрических сетей в размере 224 458 руб./МВт в месяц; ставки за оплату потерь электроэнергии в сетях 28,2 руб./тыс. кВтч, отказать.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
О.П.ЛОГИНОВА

Судьи
О.А.ТАРАСОВА
Н.А.ШЕСТАКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru