Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 июня 2009 г. по делу № А76-4621/2009-57-123

Резолютивная часть решения объявлена 4 июня 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 11 июня 2009 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Щукина Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лобановой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению 1. Администрации Миасского городского округа; 2. Главы Миасского городского округа
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
о признании недействительным решения от 25.12.08 г. в части пунктов 1, 2 и выданного на основании него предписания № 48 от 25.12.08 г.
3 лица:
1. Общество с ограниченной ответственностью "МКС" г. Миасс;
2. Общество с ограниченной ответственностью "МКСТ" г. Миасс
при участии в судебном заседании:
от заявителя: 1. А.Н.В., доверенность от 02.07.08 г., удостоверение № 183 - начальник отдела правового обеспечения по вопросам имущества и земельным отношениям; 2. А.Н.В., доверенность от 02.07.08 г.,
удостоверение № 183 - начальник отдела правового обеспечения по вопросам имущества и земельным отношениям
от ответчика: В.Т.А., доверенность № 20 от 21.01.09 г., удостоверение № 5875 - начальник отдела Челябинского УФАС России
от 3 лиц:
1. К.В.Ю. - директор, на основании решения № 1 от 28.05.08 г., паспорт;
2. К.В.Ю. - директор, на основании решения от 27.12.07 г., паспорт

установил:

администрация Миасского городского округа Глава Миасского городского округа обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области о признании недействительным решения от 25.12.08 г. в части пунктов 1, 2 и выданного на основании решения предписания № 48 от 25.12.08 г.
Определением от 13.04.09 г., судом, на основании ходатайства заявителя, к участию в качестве 3 лиц, не заявляющих самостоятельных требований были привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "МКС" и Общество с ограниченной ответственностью "МКСТ" (т. 1 л.д. 66).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении и представленных к нему дополнений, и пояснил, что отношения по предоставлению земельного участка возникли с момента первоначального обращения ООО "МКС" с соответствующим заявлением в 2005 году, и Распоряжение Главы г. Миасса от 25.02.05 г. № 139-р-4, которым утвержден акт выбора земельного участка, принято до 01.10.05 г. На основании этого, считает, что ООО "МКС" обратилось с заявлением о заключении договора аренды земельного участка под строительство с соблюдением порядка, предусмотренного п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (т. 1 л.д. 2 - 5; т. 2 л.д. 84 - 87).
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований, изложенных в отзыве и дополнениях к нему, и пояснил, что Глава Администрации Миасского городского округа в нарушение ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставил земельный участок ООО "МКС" в аренду без проведения аукциона, тем самым, предоставив ему преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на рынке строительства жилья, чем была нарушена ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.06 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т. 1 л.д. 109 - 110; т. 2 л.д. 81 - 82).
Представитель 3 лица - ООО "МКС" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном мнении, и пояснил, что обществом соблюдены все условия, установленные п. 15 ст. 3 ФЗ от 25.10.01 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" для предоставления земельного участка в аренду для строительства без проведения торгов (т. 1 л.д. 144 - 147).
Представитель 3 лица - ООО "МКСТ" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном мнении и пояснил, что предписание, выданное Главе Администрации Миасского городского округа расторгнуть договор аренды земельного участка № 5504 в одностороннем порядке противоречит действующему законодательству, так как ООО "МКСТ", являющееся арендатором, не совершало действий, являющихся основанием для досрочного расторжения договора аренды в одностороннем порядке по требованию арендодателя в соответствии со ст. 619 ГК РФ (т. 1 л.д. 125).
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Администрация Миасского городского округа зарегистрирована в качестве юридического лица ИФНС по г. Миассу Челябинской области 19.02.2001 г. за ОГРН 1027400874016 ИНН 7415031922, о чем выдано свидетельство серии 74 № 002540483 (т. 1 л.д. 20).
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "МКС" (далее - ООО "МКС") с письмом за исх. № 120 от 14.12.04 г. обратилось к временному исполняющему обязанности Главы г. Миасса с просьбой разрешить проектирование и застройку жилого квартала в п. Тургояк в районе ул. Елькина и 25 квартала Тургоякского лесничества, а также обеспечить выбор земельного участка (т. 2 л.д. 3).
21.12.04 г. состоялось заседание Межведомственной комиссии. Результаты выбора земельного участка были оформлены актом комиссии по выбору земельного участка из земель поселений для жилых целей под проектирование квартала индивидуальной жилой застройки по ул. Елькина в п. Тургояк г. Миасса от 21.12.04 г. (т. 2 л.д. 4).
Распоряжением временно исполняющего Главы Администрации г. Миасса № 139-р-4 от 25.02.05 г. был утвержден акт комиссии по выбору земельного участка и ООО "МКС" разрешено проектирование квартала индивидуальной жилой застройки по ул. Елькина в п. Тургояк г. Миасса. Также, указанным распоряжением на ООО "МКС" возложена обязанность разработать проект квартала индивидуальной жилой застройки (т. 2 л.д. 5).
Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2. Проведение работ по формированию земельного участка;
3. Государственный кадастровый учет земельного участка;
4. Принятие решения о предоставлении земельного участка.
Во исполнение распоряжения № 139-р-4 от 25.02.05 г. ООО "МКС" обращалось за получением технических условий, а именно:
- Государственной автомобильной инспекцией УВД г. Миасса были выданы технические условия на проектирование квартала индивидуальной жилой застройки в п. Тургояк по ул. Елькина (т. 2 л.д. 6);
- Письмом за № 393 от 09.03.05 г. Государственным учреждением "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Миассе" выдано санитарное задание на проектирование (т. 2 л.д. 7);
- Письмом за № 83 от 10.03.05 г. получены условия от Отдела Государственного пожарного надзора Миасского городского округа Главного Управления МЧС России (т. 2 л.д. 8);
- Письмом за № 289 от 12.04.05 г. Муниципальным учреждением "Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг и транспорта" выданы технические условия на энергоснабжение (канализация, тепло- и водоснабжение) (т. 2 л.д. 9);
- Письмом за № 197 от 29.04.05 г. ОАО "Челябоблкоммунэнерго" выданы технические условия на электроснабжение (т. 2 л.д. 10);
- Письмом за № 3/15-199 от 15.06.05 г. Миасским филиалом Челябинской региональной газораспределительной компании выданы технические условия на распределительный газопровод квартала усадебной застройки в п. Тургояк (т. 2 л.д. 11);
- Письмом за № 48 от 07.07.05 г. ООО "МиассЭнергоСтрой" выданы технические условия на электроснабжение потребителя, присоединенного к электрическим сетям (т. 2 л.д. 12);
- Письмом за № 500 от 18.10.05 г. Управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Миасса выданы исходные данные и требования (т. 2 л.д. 13);
- Письмом за № 05-1205 от 08.08.05 г. Государственным учреждением "Челябинский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" выдана справка о фоновых концентрациях вредных веществ в атмосферу (т. 2 л.д. 14);
- Письмом за № 07.8-16/192 от 19.04.06 г., Миасским цехом электросвязи ОАО "Уралсвязьинформ" выданы технические условия на телефонизацию и радиофикацию (т. 2 л.д. 15).
Администрацией г. Миасса, Управлением архитектуры и градостроительства, письмом за № 332 от 27.07.05 г. ООО "МКС" было выдано архитектурно-планировочное задание на разработку проекта нового строительства - квартала индивидуальной жилой застройки по ул. Елькина в п. Тургояк г. Миасса (т. 2 л.д. 16).
Постановлением Главы Администрации Миасского городского округа от 08.09.06 г. № 293-3 сроки проектирования квартала жилой застройки продлены до 30 июня 2007 года в связи со сложностью проекта (т. 2 л.д. 17).
ООО "МКС" разработан эскизный проект усадебной застройки, получивший одобрение на заседании градостроительного совета от 27.05.05 г. На указанном заседании обществу были даны указания по дальнейшему проектированию (т. 2 л.д. 18).
Распоряжением Главы Администрации Миасского городского округа за № 929-р от 05.10.05 г. на основании письма ООО "МКС" от 19.09.05 г. за № 4317 был утвержден проект границ земельного участка из земель поселений для жилых целей общей площадью 86348,9 кв. м под проектирование квартала индивидуальной жилой застройки по ул. Елькина в пос. Тургояк г. Миасса (т. 2 л.д. 19).
В период с 2005 по 2007 гг. ООО "МКС" была разработана проектно-сметная документация, а также проведены проектно-изыскательские работы, а именно:
- разработана проектно-сметная документация на распределительный газопровод к жилым домам квартала индивидуальной застройки (договор от 10.03.05 г. с ООО "ГазПроект");
- выполнены геофизические исследования с целью поиска водоносных зон и выбора места для бурения скважины в районе ул. Елькина п. Тургояк (договор № 13/05 от 21.03.05 г. с ООО "Радиоэкологическая лаборатория МГРТ") (т. 2 л.д. 24);
- разработан рабочий проект квартала усадебных домов в п. Тургояк (договор № 35-ип/05 от 15.06.05 г. с ЧОГУП ОАПБ);
- выполнены проектно-изыскательские работы и разработана рабочая проектная документация на строительство скважины для водоснабжения квартала застройки (договор № 9-05 от 21.06.05 г. с ООО "Южуралводопроект");
- определено и закреплено в натуре место под буровую скважину на воду (акт ООО "Южуралводопроект");
- согласована прокладка канализационного коллектора, обслуживающего квартал застройки (договор № 27 от 10.10.05 г. с Улыбиным П.И.);
- проведены инженерно-геодезические изыскания (технический отчет ЧОГУП "Областное АПБ");
- проведены инженерно-геологические изыскания (договор № 06.77.01 от 14.06.06 г. и технический отчет ООО "УралАЗпроект");
- разработаны инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (договор № 25 от 12.05.06 г. с ООО "Версия");
- разработан проект телефонизации и радиофикации квартала застройки (договор № 25 от 12.05.06 г. с ООО "Версия");
- проведена корректировка проекта водоснабжения квартала застройки (договор № 54 от 14.08.06 г. с ООО "Версия").
Проект квартала индивидуальной жилой застройки по ул. Елькина в п. Тургояк прошел согласование в порядке, установленном действующим законодательством, в следующих организациях:
- ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области в городе Миассе и городе Карабаше" (экспертное заключение исх. № 328 от 14.03.06 г. и санитарно-эпидемиологическое заключение № 74.04.02.000.Т.000128.03.06 от 23.03.06 г.) (т. 2 л.д. 40);
- ГАИ УВД г. Миасса (заключение от 22.03.06 г.) (т. 2 л.д. 41);
- МУ "Служба заказчика ЖКУ и транспорта";
- Отделе Государственного пожарного надзора Миасского городского округа;
- Отделе водных ресурсов Нижнее-Обского БВУ по Челябинской области (экспертное заключение № 840/06 от 28.07.06 г.);
- ООО "Южно-Уральский региональный технический центр "Промбезопасность" (проведена экспертиза промышленной безопасности проектной документации: "Газоснабжение квартала индивидуальной жилой застройки" (заключение экспертизы от 23.10.06);
- МУП "Миассводоканал";
- Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Челябинской области;
- ГУ "Государственная экспертиза проектов МЧС России" (заключение от 28.02.07 г.);
]]>
- Управлении архитектуры и градостроительства Администрации Миасского городского округа Челябинской области (заключение № 610 от 29.09.06 г.).
Одновременно с выполнением проектных работ ООО "МКС" с августа 2005 г. на основании договора № 45 от 15.08.05 г. (т. 2 л.д. 50) по 14.07.2007 г. занималось межеванием земельного участка.
Первоначально землеустроительное дело № 421 на составление проекта границ и межевание объекта землеустройства было утверждено Начальником территориального отдела № 7 Управления Федерального агентства Кадастра объектов недвижимости по Челябинской области 31.08.2006 г. (т. 2 л.д. 53).
В связи с проведением корректировки границ и площади земельного участка 21.12.2006 г. вынесено Постановление Главы Администрации Миасского городского округа № 1352-37 "О внесении изменения в Распоряжение Главы Администрации Миасского городского округа от 05.10.05 г. № 929-р", в результате которого общая площадь земельного участка была изменена с 86348,9 кв. м на 83679,43 кв. м (т. 2 л.д. 55).
Второе землеустроительное дело № 421а на уточнение координат границ земельного участка было утверждено 23.01.07 г. (т. 2 л.д. 56).
25.01.07 г. ООО "МКС" предоставила в кадастровую палату документы необходимые для постановки участка на кадастровый учет.
28.03.07 г. вторично вынесено решение об отказе в проведении кадастрового учета земельного участка (т. 2 л.д. 57).
14.05.07 г. территориальным отделом № 7 было утверждено третье землеустроительное дело № 421б (т. 2 л.д. 58).
10.04.07 г. было подано третье заявление о постановке участка на кадастровый учет. После проведения дополнительных уточнений конфигурации границ земельного участка утверждено землеустроительное дело № 421б.
14 июня 2007 года земельный участок общей площадью 83693 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Миасс, п. Тургояк, ул. Елькина, поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (т. 2 л.д. 60).
По заданию ООО "МКС" проведено радиационно-экологическое обследование земельного участка, по результатам которого был составлен технический отчет № 2-194 от 23 июля 2007 года (т. 2 л.д. 61).
Получено заключение по результатам исследования участка на наличие или отсутствие полезных ископаемых (заключение № 887 от 13.08.07 г.) (т. 2 л.д. 63).
Кроме того, ООО "МКС получено санитарно-эпидемиологическое заключение № 74.04.03.000.М.000274.08.07. от 29.08.07 г. по результатам обследования земельного участка под строительство и составлен акт № 64 от 29.08.07 г. (т. 2 л.д. 64 - 65).
Как установлено материалами дела, ООО "МКС", уже в 2005 г письмами за № 102 от 15.07.05 г. и № 110 от 02.08.05 г. обращалось к Главе Администрации Миасского городского округа с просьбой о передаче в аренду для целей проектирования и строительства квартала усадебной застройки земельного участка в п. Тургояк в границах, обозначенных актом выбора земельного участка от 21.12.04 г. (т. 2 л.д. 67 - 68).
Однако только в 2007 г Постановлением Главы Администрации Миасского городского округа от 05.12.07 г. за № 1478, на основании обращения ООО "МКС" от 19.06.07 г. о предоставлении в аренду земельного участка под строительство квартала индивидуальной жилой застройки по ул. Елькина в п. Тургояк в г. Миассе в связи с окончанием работ по проектированию, ООО "МКС" был предоставлен в аренду на три года земельный участок с кадастровым номером 74:34:03 09 002:0300 общей площадью 83693 кв. м из земель населенных пунктов для жилищных целей под строительство квартала индивидуальной жилой застройки по ул. Елькина в п. Тургояк г. Миасса и заключить с ООО "МКС" договор аренды земельного участка после внесения изменений в кадастровый план земельного участка, а также заключен договор аренды земельного участка (т. 1 л.д. 12 - 18).
Кроме того, как следует материалов дела, в настоящее время арендатором спорного земельного участка является ООО "МКСТ" в соответствии с договором передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 17.04.08 г. (т. 1 л.д. 56), на основании Постановления Главы Администрации Миасского городского округа Челябинской области за № 476-3 от 21.04.08 г., которым была разрешена передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 74:34:03 09 002:0300 общей площадью 83693 кв. м из земель поселений для жилищных целей под строительство квартала индивидуальной жилой застройки по ул. Елькина в п. Тургояк г. Миасса ООО "МКСТ" (т. 1 л.д. 55).
Договор аренды земельного участка № 5504 от 14.12.07 г., заключенный между Миасским городским округом и ООО "МКС", так и договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 17.04.08 г., заключенного между ООО "МКС" и ООО "МКСТ" прошли государственную регистрацию в установленном порядке, не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке.
25.12.08 г. Челябинским УФАС России в целях исполнения задания Федеральной антимонопольной службы от 21.03.08 г. АГ/5999 по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к процедуре выделения земельных участков для жилищного строительства, для индивидуального жилищного строительства, для комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной либо муниципальной собственности был проведен ежеквартальный анализ информации по выделению земельных участков под жилищное строительство (всех видов) муниципальными образованиями Челябинской области.
В ходе проверки Главой Администрации Миасского городского округа была представлена информация о предоставлении земельного участка для жилищного строительства ООО "МКС" без проведения торгов на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
По результатам проверки, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области было вынесено решение, которым действия Главы Администрации Миасского городского округа, выразившиеся в принятии Постановления от 05.12.07 г. № 1478 "О предоставлении ООО "МКС" в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:34:03 09 002:0300 по ул. Елькина в п. Тургояк в г. Миассе", были признаны противоречащими ч. 1 ст. 15 Закона "О конкуренции" (т. 1 л.д. 8 - 10).
На основании принятого решения, УФАС по Челябинской области было выдано предписание № 48 от 25.12.08 г., согласно которому Главе Администрации Миасского городского округа в срок до 16.03.09 г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии Постановления от 05.12.07 г. № 1478 "О предоставлении ООО "МКС" в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:34:03 09 002:0300 по ул. Елькина в п. Тургояк в г. Миассе" и отменить его; расторгнуть договор аренды земельного участка от 14.12.07 г. № 5504, расположенного по ул. Елькина в п. Тургояк г. Миасса, заключенный между Администрацией Миасского городского округа и ООО "МКС"; объявить торги на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по ул. Елькина в п. Тургояк г. Миасса (т. 1 л.д. 11).
Оспаривая законность решения от 25.12.2008 г. и предписания № 48, от 25.12.2008 г., Администрация Миасского городского округа и Глава Миасского городского округа обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативных правовых актов антимонопольного органа, порядок признания которых недействительными установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ и Постановлением Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, принявший этот акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральная антимонопольная служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе, осуществляющим функцию по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с п. 3 раздела 1 Приказа ФАС РФ от 15.12.2006 № 324 "Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган осуществляет свою деятельность на территории (далее - территория региона) одного или нескольких субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, в том числе с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.
На территории Челябинской области функции по контрою за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляет Челябинское УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 39 указанного Федерального закона антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства принимает определения, решения, предписания.
С момента возбуждения дела лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, приобретают права, установленные статьей 43 Закона о защите конкуренции.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном ст. 9 - 11 ЗК РФ.
Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 32 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как установлено материалами дела, Распоряжением Главы г. Миасса от 25.02.05 г. № 139-р-4 ООО "МКС" было разрешено проектирование на землях поселений квартала индивидуальной жилой застройки по ул. Елькина в п. Тургояк г. Миасса. Пунктом 1 данного Распоряжения был утвержден Акт комиссии от 21.12.04 г. по выбору земельного участка из земель поселений под проектирование квартала индивидуальной жилой застройки по ул. Елькина в п. Тургояк г. Миасса.
Согласно п. 6 ст. 31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является юридически значимым действием и основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Распоряжение Главы г. Миасса от 25.02.05 г. № 139-р-4 не отменено в установленном порядке принявшим его органом и не признано недействительным судом.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, исходя из норм п. 6 ст. 31 ЗК РФ, закрепление земельного участка за определенным лицом происходит в момент утверждения акта о выборе земельного участка. При этом для проведения работ по формированию земельного участка, постановки его на кадастровый учет и заключению договора аренды земельного участка, то есть для выполнения требований п. 5 ст. 30 ЗК РФ, установлен срок в три года.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 25.10.01 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса РФ, Земельный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ, комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Таким образом, анализ приведенной нормы права позволяет сделать вывод о том, что предоставление земельных участков для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, предполагает выполнение работ, связанных с разработкой проектной документации по планировке территории, а также безусловно предоставление земельных участков исключительно с аукционов, так как речь идет о предоставлении земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с положениями п. 15 ст. 3 ФЗ от 25.10.01 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года;
соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
До 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Таким образом, учитывая, что Администрацией Миасского городского округа в отношении ООО "МКС" было проведено предварительное согласование места размещения объекта, путем утверждения акта выбора земельного участка (распоряжение Главы г. Миасса от 25.02.05 г. № 139-р-4), срок аренды земельного участка был установлен в соответствии с положениями п. 15 ст. 3 вышеуказанного Закона, а именно: пять лет.
Довод ответчика о том, что при предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: г. Миасс, п. Тургояк ул. Елькина, общей площадью 83693 кв. м в аренду для жилищных целей под строительство квартала индивидуальной жилой застройки, Глава Администрации Миасского городского округа должен был руководствоваться положениями ст. 30.1 и 38.1 ЗК РФ, а именно провести аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, судом не принимается по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, отношения по предоставлению земельного участка возникли с момента первоначального обращения ООО "МКС" с соответствующим заявлением в 2005 году, и Распоряжение Главы г. Миасса от 25.02.05 г. № 139-р-4, утверждающее акт выбора земельного участка, вынесено до 01.10.05 г.
Кроме того, судом установлено и материалами дела подтверждается, что причиной несвоевременного принятия соответствующего решения в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ явилось достаточно длительная и сложная процедура по межеванию земельного участка, в связи с тем, что выделенный под проектирование и строительство земельный участок граничит более чем с 40 частными землевладениями, владельцы которых использовали земельные участки под огородничество, которые не выделялись и не передавались им в установленном законом порядке.
То обстоятельство, что до 01.10.05 г. не было принято решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не означает, что заявитель лишен права на его утверждение акта выбора земельного участка и согласование места размещения объекта после 01.10.05 г. В этом случае должно применяться ранее действовавшее законодательство, так как правоотношения, связанные с предоставлением земельного участка, возникли до вступления в силу ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, требования заявителей о признании недействительным решения от 25.12.08 г. в части пунктов 1, 2 и выданного на основании него предписания № 48 от 25.12.08 г., вынесенного УФАС по Челябинской области, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования Администрации Миасского городского округа и Главы Миасского городского округа удовлетворить.
Признать недействительным решение от 25.12.2008 г. и предписание № 48 от 25.12.2008 г.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый апелляционный арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья:
Г.С.ЩУКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru