Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калмыкия


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

РЕШЕНИЕ
по делу № 01-19
22 апреля 2009 года


Комиссия УФАС по Республике Калмыкия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Болдырев А.В.- и.о. руководителя управления;
Овшиева Н.В. - член комиссии, старший государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия;
Манжиков В.И. - член комиссии, старший государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия,
в присутствии представителей:
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия - Уджаева Ц-Д.Б. (доверенность б/н от 16.02.2009 г.);
ОАО "Калмэнергосбыт" - Прокуроровой С.Н. (доверенность № 357 от 10.10.2008 г.),
рассмотрев дело № 01-19, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Калмэнергосбыт" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в навязывание Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия условий договора № 0061029 от 11.01.2009 г., невыгодных для него и не соответствующих действующему законодательству,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной Антимонопольной службы по Республике Калмыкия поступило обращение ГУ ОПФР по РК (вх. № 08/123 от 28.01.2009 г.), в котором указано следующее.
ОАО "Калмэнергосбыт" направило ГУ ОПФР по РК для подписания договор энергоснабжения.
В связи с невозможностью оплаты потребленной электрической энергии в сроки, указанные в проекте договора, ГУ ОПФР по РК направило в адрес ОАО "Калмэнергосбыт" предложение об изменении договора:
1. Пункт 8.1
"Расчет за истекший расчетный месяц производится Покупателем по сумме, выставленной ОАО "Калмэнергосбыт" счета-фактуры за вычетом оплаченных сумм не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным";
2. Пункты 8.2, 8.3, 8.4 исключить;
3. Пункты 8.5, 8.6, 8.7 считать соответственно пунктами 8.2, 8.3, 8.4.
Однако, ОАО "Калмэнергосбыт" в нарушение Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2000 г. № 294 под угрозой прекращения энергоснабжения принудило ГУ ОПФР по РК к подписанию договора энергоснабжения в первоначальной редакции.
Приказом № 24 от 06.02.2009 г. было возбуждено дело № 01-19 по признакам нарушения ОАО "Калмэнергосбыт" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в навязывание Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия условий договора № 0061029 от 11.01.2009 г., невыгодных для него и не соответствующих действующему законодательству.
Определением о назначении дела к рассмотрению от 06.02.2009 г. исх. № 08/201 дело № 01-19 было назначено на 16.02.2009 г.
16.02.2009 г. на рассмотрении представителем ОАО "Калмэнергосбыт" Прокуроровой С.Н. (доверенность № 357 от 10.10.2008 г.) предоставлено следующее письменное возражение:
"В связи с тем, что ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РК не является организацией, приобретающей электроэнергию для целей оказания коммунальных услуг по энергоснабжению, для которых п. 73 Правил функционирования розничных рынков э/энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г., предусмотрен срок оплаты за э/энергию до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, ОАО "Калмэнергосбыт" настаивает на включение в договор энергоснабжения № 0061029 от 11.01.2009 г. срока оплаты за электроэнергию - не позднее последнего рабочего дня расчетного месяца.
Для своевременных расчетов за электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности РФ, ОАО "Калмэнергосбыт" необходимо, чтобы потребители Республики Калмыкия оплачивали потребленную э/энергию в срок - не позднее последнего рабочего дня расчетного месяца".
Представителями ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия Уджаевым Ц-Д.Б. (доверенность б/н от 16.02.2009 г.), Лиджиевым М.Ц. (доверенность б/н. от 16.02.2009 г.) было устно пояснено, что 05.05.2008 г. за задолженность ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия была отключена электроэнергия (акт об отключении от 05.05.2008 г.), что привело к срыву пенсионного обеспечения населения. Данная задолженность образовалась в связи с тем, что финансирование поступает с задержками. Для недопущения такой ситуации в последующем ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия направило ОАО "Калмэнергосбыт" свои предложения по условиям договора.
Определением об отложении дела № 01-19 от 16.02.2009 г. у ОАО "Калмэнергосбыт" была запрошена информация.
На рассмотрении дела 26.02.2009 г. было представлено письменное объяснение ОАО "Калмэнергосбыт":
"ОАО "Калмэнергосбыт" сообщает, что в договорах энергоснабжения с бюджетными организациями пунктом 8.1 предусмотрена ежемесячная авансовая оплата электроэнергии в срок - до 15-го числа расчетного месяца в размере - 30% от стоимости договорного объема потребления электроэнергии расчетного месяца.
Фактически, ОАО "Калмэнергосбыт" не требует от потребителей оплаты аванса и не выставляет авансовые счета.
Также, при направлении потребителями протокола разногласий на проект договора энергоснабжения, ОАО "Калмэнергосбыт", как правило, соглашается с исключением из договора пункта об авансовой оплате электроэнергии".
Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
В п. 8.1 Договора энергоснабжения указано, что оплата Покупателем производиться с применением ежемесячных авансовых платежей в следующие сроки платежа - 15-го числа расчетного месяца - 30% от стоимости договорного объема потребления электрической энергии расчетного месяца.
Пункт 8.2 - Оплата Покупателем, осуществляющим расчеты по двухставочному тарифу, производиться в порядке, установленном в п. 8.1 настоящего Договора для оплаты электрической энергии, а в части оплаты величины мощности - от стоимости величины договорной (заявленной) мощности расчетного месяца.
Пункт 8.3 - Для целей осуществления авансовых расчетов согласно пунктов 8.1 и 8.2 настоящего договора стоимость договорного объема потребления электрической энергии (мощности) расчетного месяца определяется исходя из тарифов, определенных в соответствии с пунктом 7.4 настоящего договора. Покупатель вправе осуществлять авансовый платеж в большом размере, чем предусмотрено пунктом 8.1 настоящего Договора.
Пункт 8.4 Окончательный расчет за истекший расчетный месяц производиться Покупателем по сумме выставленной ОАО "Калмэнергосбыт" счета-фактуры за вычетом оплаченной суммы не позднее последнего рабочего дня расчетного месяца. Оплата по настоящему Договору осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетных способов в соответствии с условиями настоящего Договора.
ГУ - ОПФР по РК направило в адрес ОАО "Калмэнергосбыт" предложение об изменении договора (исх. № 04/2015 от 22.12.2008 г.):
1. Пункт 8.1 договора на 2009 г. изложить в следующей редакции:
"Расчет за истекший расчетный месяц производиться Покупателем по сумме, выставленной ОАО "Калмэнергосбыт" счета-фактуры за вычетом оплаченных сумм не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным";
1. Пункты 8.2, 8.3, 8.4 исключить;
2 Пункты 8.5, 8.6, 8.7 считать соответственно пунктами 8.2, 8.3, 8.4.
]]>
ГУ - ОПФР по РК указало в предложении об изменении договора о том, что относиться к бюджетным учреждениям и согласно пункту 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294 к ГУ - ОПФР по РК правило оплаты электрической энергии с применением авансовых платежей не применяется.
На предложение ГУ - ОПФР по РК об изменении Договора энергоснабжения на 2009 г. ОАО "Калмэнергосбыт" согласовало редакцию ГУ - ОПФР по РК п. 8.2, в согласовании других пунктов отказало. При этом указав, что в случае не согласования ГУ - ОПФР по РК пунктов договора энергоснабжения, данный договор будет считаться не заключенным, соответственно потребление электроэнергии объектами ГУ - ОПФР по РК будет считаться бездоговорным (счета-фактуры выдаваться не будут) и ОАО "Калмэнергосбыт" проинформирует сетевую организацию о факте бездоговорного потребления (исх. 2483/11 от 25.12.2008 г.).
После получения данного отказа в согласовании пунктов Договора 11.01.2009 г. ГУ - ОПФР по РК подписало договор энергоснабжения № 0061029 в редакции ОАО "Калмэнергосбыт".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции", Правилами формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2007 г. № 896, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 6 и на основании приказа УФАС по Волгоградской области от 04.03.2008 г. № 30, ОАО "Калмэнергосбыт" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, с долей более 50% на розничном рынке электрической энергии Республики Калмыкия.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" ОАО "Калмэнергосбыт" занимает доминирующее положение на товарном рынке.
По заявленному доводу ГУ - ОПФР по РК об расчете за электроэнергию в срок не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным Комиссия рассмотрев, установила.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующее законодательство не устанавливает какой-либо определенный срок окончательной оплаты за электроэнергию, (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, которые оплачивают электроэнергию не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом).
Исходя из вышеизложенного, данный вопрос не может быть разрешен Комиссией и ГУ - ОПФР по РК может разрешить его в судебном порядке.
Согласно п. 3 части 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294 оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.
Из п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ следует, что правило авансовой оплаты электрической энергии в отношении ГУ - ОПФР по РК, как бюджетной организации не применяется.
Таким образом, ОАО "Калмэнергосбыт" отказав в согласовании пункта договора энергоснабжения на 2009 г. по оплате авансовыми платежами и настояв на заключении договора в своей редакции под угрозой считать потребление электроэнергии объектами ГУ - ОПФР по РК бездоговорным, навязало ГУ - ОПФР по РК невыгодные и противоречащие Порядку расчетов условия договора о расчетах за принятую электроэнергию авансовыми платежами, чем нарушило подпункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО "Калмэнергосбыт" нарушившим п 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством навязывания ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия условий договора невыгодных для него и противоречащие Порядку расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294;
2. Выдать ОАО "Калмэнергосбыт" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии
А.БОЛДЫРЕВ

Члены Комиссии
Н.ОВШИЕВА
В.МАНЖИКОВ





ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 01-19

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия УФАС по Республике Калмыкия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Болдырев А.В.- и.о. руководителя управления;
Овшиева Н.В. - член комиссии, старший государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия;
Манжиков В.И. - член комиссии, старший государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия;
на основании своего решения от 22 апреля 2009 г. по делу № 01-19 о нарушении ОАО "Калмэнергосбыт" подпункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством навязывания ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия условий договора невыгодных для него и противоречащие Порядку расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО "Калмэнергосбыт" прекратить нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" устранив до 31.05.2009 г. из договора энергоснабжения № 0061029 от 11.01.2009 г. с ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия условия об оплате за электроэнергию с применением авансовых платежей;
2. В срок до 15.06.2009 г. направить в УФАС по Республике Калмыкия заверенные документы, подтверждающие выполнение пункта 1 данного предписания;
3. ОАО "Калмэнергосбыт" в дальнейшем не допускать нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru