ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
РЕШЕНИЕ
по делу № 01-19
22 апреля 2009 года
Комиссия УФАС по Республике Калмыкия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Болдырев А.В.- и.о. руководителя управления;
Овшиева Н.В. - член комиссии, старший государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия;
Манжиков В.И. - член комиссии, старший государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия,
в присутствии представителей:
ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия - Уджаева Ц-Д.Б. (доверенность б/н от 16.02.2009 г.);
ОАО "Калмэнергосбыт" - Прокуроровой С.Н. (доверенность № 357 от 10.10.2008 г.),
рассмотрев дело № 01-19, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Калмэнергосбыт" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в навязывание Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия условий договора № 0061029 от 11.01.2009 г., невыгодных для него и не соответствующих действующему законодательству,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной Антимонопольной службы по Республике Калмыкия поступило обращение ГУ ОПФР по РК (вх. № 08/123 от 28.01.2009 г.), в котором указано следующее.
ОАО "Калмэнергосбыт" направило ГУ ОПФР по РК для подписания договор энергоснабжения.
В связи с невозможностью оплаты потребленной электрической энергии в сроки, указанные в проекте договора, ГУ ОПФР по РК направило в адрес ОАО "Калмэнергосбыт" предложение об изменении договора:
1. Пункт 8.1
"Расчет за истекший расчетный месяц производится Покупателем по сумме, выставленной ОАО "Калмэнергосбыт" счета-фактуры за вычетом оплаченных сумм не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным";
2. Пункты 8.2, 8.3, 8.4 исключить;
3. Пункты 8.5, 8.6, 8.7 считать соответственно пунктами 8.2, 8.3, 8.4.
Однако, ОАО "Калмэнергосбыт" в нарушение Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2000 г. № 294 под угрозой прекращения энергоснабжения принудило ГУ ОПФР по РК к подписанию договора энергоснабжения в первоначальной редакции.
Приказом № 24 от 06.02.2009 г. было возбуждено дело № 01-19 по признакам нарушения ОАО "Калмэнергосбыт" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в навязывание Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия условий договора № 0061029 от 11.01.2009 г., невыгодных для него и не соответствующих действующему законодательству.
Определением о назначении дела к рассмотрению от 06.02.2009 г. исх. № 08/201 дело № 01-19 было назначено на 16.02.2009 г.
16.02.2009 г. на рассмотрении представителем ОАО "Калмэнергосбыт" Прокуроровой С.Н. (доверенность № 357 от 10.10.2008 г.) предоставлено следующее письменное возражение:
"В связи с тем, что ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РК не является организацией, приобретающей электроэнергию для целей оказания коммунальных услуг по энергоснабжению, для которых п. 73 Правил функционирования розничных рынков э/энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г., предусмотрен срок оплаты за э/энергию до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, ОАО "Калмэнергосбыт" настаивает на включение в договор энергоснабжения № 0061029 от 11.01.2009 г. срока оплаты за электроэнергию - не позднее последнего рабочего дня расчетного месяца.
Для своевременных расчетов за электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности РФ, ОАО "Калмэнергосбыт" необходимо, чтобы потребители Республики Калмыкия оплачивали потребленную э/энергию в срок - не позднее последнего рабочего дня расчетного месяца".
Представителями ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия Уджаевым Ц-Д.Б. (доверенность б/н от 16.02.2009 г.), Лиджиевым М.Ц. (доверенность б/н. от 16.02.2009 г.) было устно пояснено, что 05.05.2008 г. за задолженность ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия была отключена электроэнергия (акт об отключении от 05.05.2008 г.), что привело к срыву пенсионного обеспечения населения. Данная задолженность образовалась в связи с тем, что финансирование поступает с задержками. Для недопущения такой ситуации в последующем ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия направило ОАО "Калмэнергосбыт" свои предложения по условиям договора.
Определением об отложении дела № 01-19 от 16.02.2009 г. у ОАО "Калмэнергосбыт" была запрошена информация.
На рассмотрении дела 26.02.2009 г. было представлено письменное объяснение ОАО "Калмэнергосбыт":
"ОАО "Калмэнергосбыт" сообщает, что в договорах энергоснабжения с бюджетными организациями пунктом 8.1 предусмотрена ежемесячная авансовая оплата электроэнергии в срок - до 15-го числа расчетного месяца в размере - 30% от стоимости договорного объема потребления электроэнергии расчетного месяца.
Фактически, ОАО "Калмэнергосбыт" не требует от потребителей оплаты аванса и не выставляет авансовые счета.
Также, при направлении потребителями протокола разногласий на проект договора энергоснабжения, ОАО "Калмэнергосбыт", как правило, соглашается с исключением из договора пункта об авансовой оплате электроэнергии".
Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
В п. 8.1 Договора энергоснабжения указано, что оплата Покупателем производиться с применением ежемесячных авансовых платежей в следующие сроки платежа - 15-го числа расчетного месяца - 30% от стоимости договорного объема потребления электрической энергии расчетного месяца.
Пункт 8.2 - Оплата Покупателем, осуществляющим расчеты по двухставочному тарифу, производиться в порядке, установленном в п. 8.1 настоящего Договора для оплаты электрической энергии, а в части оплаты величины мощности - от стоимости величины договорной (заявленной) мощности расчетного месяца.
Пункт 8.3 - Для целей осуществления авансовых расчетов согласно пунктов 8.1 и 8.2 настоящего договора стоимость договорного объема потребления электрической энергии (мощности) расчетного месяца определяется исходя из тарифов, определенных в соответствии с пунктом 7.4 настоящего договора. Покупатель вправе осуществлять авансовый платеж в большом размере, чем предусмотрено пунктом 8.1 настоящего Договора.
Пункт 8.4 Окончательный расчет за истекший расчетный месяц производиться Покупателем по сумме выставленной ОАО "Калмэнергосбыт" счета-фактуры за вычетом оплаченной суммы не позднее последнего рабочего дня расчетного месяца. Оплата по настоящему Договору осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетных способов в соответствии с условиями настоящего Договора.
ГУ - ОПФР по РК направило в адрес ОАО "Калмэнергосбыт" предложение об изменении договора (исх. № 04/2015 от 22.12.2008 г.):
1. Пункт 8.1 договора на 2009 г. изложить в следующей редакции:
"Расчет за истекший расчетный месяц производиться Покупателем по сумме, выставленной ОАО "Калмэнергосбыт" счета-фактуры за вычетом оплаченных сумм не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным";
1. Пункты 8.2, 8.3, 8.4 исключить;
2 Пункты 8.5, 8.6, 8.7 считать соответственно пунктами 8.2, 8.3, 8.4.
]]>ГУ - ОПФР по РК указало в предложении об изменении договора о том, что относиться к бюджетным учреждениям и согласно пункту 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294 к ГУ - ОПФР по РК правило оплаты электрической энергии с применением авансовых платежей не применяется.
На предложение ГУ - ОПФР по РК об изменении Договора энергоснабжения на 2009 г. ОАО "Калмэнергосбыт" согласовало редакцию ГУ - ОПФР по РК п. 8.2, в согласовании других пунктов отказало. При этом указав, что в случае не согласования ГУ - ОПФР по РК пунктов договора энергоснабжения, данный договор будет считаться не заключенным, соответственно потребление электроэнергии объектами ГУ - ОПФР по РК будет считаться бездоговорным (счета-фактуры выдаваться не будут) и ОАО "Калмэнергосбыт" проинформирует сетевую организацию о факте бездоговорного потребления (исх. 2483/11 от 25.12.2008 г.).
После получения данного отказа в согласовании пунктов Договора 11.01.2009 г. ГУ - ОПФР по РК подписало договор энергоснабжения № 0061029 в редакции ОАО "Калмэнергосбыт".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции", Правилами формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2007 г. № 896, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 г. № 6 и на основании приказа УФАС по Волгоградской области от 04.03.2008 г. № 30, ОАО "Калмэнергосбыт" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, с долей более 50% на розничном рынке электрической энергии Республики Калмыкия.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" ОАО "Калмэнергосбыт" занимает доминирующее положение на товарном рынке.
По заявленному доводу ГУ - ОПФР по РК об расчете за электроэнергию в срок не позднее 10 числа месяца следующего за расчетным Комиссия рассмотрев, установила.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Действующее законодательство не устанавливает какой-либо определенный срок окончательной оплаты за электроэнергию, (за исключением граждан-потребителей и исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, которые оплачивают электроэнергию не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом).
Исходя из вышеизложенного, данный вопрос не может быть разрешен Комиссией и ГУ - ОПФР по РК может разрешить его в судебном порядке.
Согласно п. 3 части 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294 оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами.
Из п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ следует, что правило авансовой оплаты электрической энергии в отношении ГУ - ОПФР по РК, как бюджетной организации не применяется.
Таким образом, ОАО "Калмэнергосбыт" отказав в согласовании пункта договора энергоснабжения на 2009 г. по оплате авансовыми платежами и настояв на заключении договора в своей редакции под угрозой считать потребление электроэнергии объектами ГУ - ОПФР по РК бездоговорным, навязало ГУ - ОПФР по РК невыгодные и противоречащие Порядку расчетов условия договора о расчетах за принятую электроэнергию авансовыми платежами, чем нарушило подпункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО "Калмэнергосбыт" нарушившим п 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством навязывания ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия условий договора невыгодных для него и противоречащие Порядку расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294;
2. Выдать ОАО "Калмэнергосбыт" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии
А.БОЛДЫРЕВ
Члены Комиссии
Н.ОВШИЕВА
В.МАНЖИКОВ
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 01-19
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комиссия УФАС по Республике Калмыкия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Болдырев А.В.- и.о. руководителя управления;
Овшиева Н.В. - член комиссии, старший государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия;
Манжиков В.И. - член комиссии, старший государственный инспектор УФАС по Республике Калмыкия;
на основании своего решения от 22 апреля 2009 г. по делу № 01-19 о нарушении ОАО "Калмэнергосбыт" подпункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" посредством навязывания ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия условий договора невыгодных для него и противоречащие Порядку расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 294
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО "Калмэнергосбыт" прекратить нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" устранив до 31.05.2009 г. из договора энергоснабжения № 0061029 от 11.01.2009 г. с ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия условия об оплате за электроэнергию с применением авансовых платежей;
2. В срок до 15.06.2009 г. направить в УФАС по Республике Калмыкия заверенные документы, подтверждающие выполнение пункта 1
данного предписания;
3. ОАО "Калмэнергосбыт" в дальнейшем не допускать нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего Предписания в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.