Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2009 г. по делу № 22-1554

Судья: Малютина В.И.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Рябова А.М.,
судей Мельникова А.И. и Кузнецовой В.В.,
с участием прокурора Ветчанина А.М.,
а также представителей органов следствия Д., А., А., С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление старшего помощника Воткинского межрайонного прокурора Соболева С.В. и кассационную жалобу адвокатов Проценко Т.Ф. и Проценко С.А. на постановление Воткинского городского суда Удмуртской Республики от 5 июня 2009 года, которым постановление старшего следователя отдела по расследованию налоговых преступлений СЧ СУ при МВД по УР Д. от 19 февраля 2009 года о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199.1 УК РФ, в отношении Г. признано незаконным, на органы следствия возложена обязанность устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой В.В., мнения прокурора Ветчанина А.М., поддержавшего доводы кассационного представления о необходимости постановление судьи отменить и отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы адвокатов Проценко, адвокатов Проценко Т.Ф. и Проценко С.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия

установила:

постановлением Воткинского городского суда Удмуртской Республики от 5 июня 2009 года признано незаконным постановление старшего следователя отдела по расследованию налоговых преступлений СЧ СУ при МВД по УР Д. от 19 февраля 2009 года о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199.1 УК РФ, в отношении Г. в связи с несоблюдением условий законности, обоснованности и мотивированности процессуальных документов, указанных в ч. 4 ст. 7 УПК РФ, на органы следствия возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
В кассационном представлении заместитель межрайонного прокурора указывает о незаконности вынесенного судом постановления, считает, что процессуальный порядок возбуждения уголовного дела полностью соблюден, а обжалованное заявителем постановление следователя о возбуждении уголовного дела соответствует требованиям ст.ст. 7, 146 УПК РФ как по реквизитам, так и по содержанию. Следователем указаны и раскрыты как повод, так и основания для возбуждения уголовного дела.
Принятое Воткинским городским судом Удмуртской Республики в качестве кассационной жалобы мнение руководителя отдела по расследованию налоговых преступлений СЧ СУ при МВД по УР кассационной жалобой не является и рассмотрению в кассационной инстанции не подлежит в связи с отсутствием у названного лица права на обжалование.
В кассационной жалобе защитники заявителя - адвокаты Проценко, выражая согласие с резолютивной частью постановления суда, ставят вопрос об изменении его мотивировочной части, ссылаясь на то, что судом не дана правовая оценка доводам Г., приведенным им в жалобе, в связи с чем из текста обжалуемого постановления не следует, согласился суд с данными доводами или отверг их.
В судебном заседании адвокат Проценко Т.Ф. указала на незаконность постановления о возбуждении уголовного дела, поскольку рапорт как основание для возбуждения уголовного дела в связи с исключением пунктов 25 и 35 из ст. 11 Закона РФ "О милиции" Федеральным Законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся проверок субъектов предпринимательской деятельности" от 26 декабря 2008 года не соответствует требованиям законности. По ее мнению, после вступления в действие названного Закона у органов милиции не было права самостоятельного без запроса налоговых органов проводить проверку деятельности ООО. Сведения о неуплате НДФЛ, которые были указаны в рапорте, получены с нарушением действующего законодательства, поэтому не могут являться поводом для возбуждения уголовного дела.
Изучив представленные материалы, проверив доводы кассационного представления и кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, защитников - адвокатов Проценко, выступление сотрудников МРО и ПР ОРЧ КМ по НП МВД по УР, Судебная коллегия оснований для отмены постановления суда не находит.
Из представленных материалов следует, что заявитель Г. обжаловал в суд в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК РФ, постановление старшего следователя отдела по расследованию налоговых преступлений СЧ СУ при МВД по УР Д. от 19 февраля 2009 года о возбуждении по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199.1 УК РФ, уголовного дела в отношении Г., учредителя и директора ООО.
В постановлении о возбуждении уголовного дела указано, что в период времени с 27 апреля 2007 года по 18 декабря 2008 года учредитель и директор ООО Г. в личных интересах не исполнил обязанности налогового агента по перечислению налога на доходы физических лиц (НДФЛ), исчисленного и удержанного с заработной платы работников общества, в особо крупном размере в сумме 7 940 391 рубль, при этом у налогового агента имелась реальная возможность для перечисления НДФЛ в бюджет.
Г. обратился в суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ на данное постановление, просил признать его незаконным и обязать устранить допущенное нарушение, мотивируя тем, что право проведения проверок у милиции отсутствовало, поскольку пункты 25 и 35 статьи 11 Закона РФ "О милиции", которые предусматривали право милиции при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, проводить проверки организаций, были исключены Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 293-ФЗ. В нарушение положений данного Закона заместителем министра внутренних дел вынесено постановление от 30 января 2009 года о проведении гласного оперативно-разыскного мероприятия - обследования производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования ООО. По результатам проведенных проверок на основании рапорта оперуполномоченного было возбуждено уголовное дело. По мнению Г., при возбуждении уголовного дела был нарушен порядок возбуждения уголовного дела, предусмотренный п. 3 ст. 32 Налогового кодекса РФ, согласно которому налогоплательщику предоставляется право добровольно погасить имеющуюся (установленную в результате проверки налоговыми органами) недоимку по налогам и сборам, и только если он (налогоплательщик) этого не сделает, налоговые органы обращаются в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Указанные в жалобе доводы заявителя были предметом рассмотрения в судебном заседании, о чем свидетельствует протокол судебного заседания (л.д. 70 - 81), однако судом в постановлении им надлежащая оценка не дана. При вынесении решения о незаконности постановления суд ограничился указанием о наличии в постановлении о возбуждении уголовного дела процессуальных нарушений. С выводами суда в этой части Судебная коллегия согласна.
Рапорт оперуполномоченного с сообщением о совершенном или готовящемся преступлении, полученным из иных источников, безусловно является основанием для возбуждения уголовного дела. Однако в нем должны быть отражены сведения о факте совершения преступления, полученные в соответствии с действующим законодательством. В постановлении о возбуждении уголовного дела имеется только ссылка на два рапорта оперуполномоченного С. и то только во вводной части. Сведений о наличии состава преступления, его признаках в рапортах не содержится. Так, в рапорте от 18 декабря 2008 года (л.д. 43) указана лишь сумма неуплаченного директором ООО Г. налога на доходы физических лиц - более 500000 рублей, без указания периода неуплаты. Рапорт от 23 января 2009 года (л.д. 48) отличается лишь указанной суммой - более чем 7940391 рублей. Наличие только недоимки по налогам с указанием суммы по налоговым преступлениям не может служить достаточным основанием для возбуждения уголовного дела. На это обстоятельство суд в своем постановлении не указал, хотя в материалах, представленных суду, оба рапорта содержались. Решая вопрос о законности возбуждения уголовного дела, суд был обязан дать им оценку.
Суд при рассмотрении жалобы касался вопросов изменения законодательства, однако не принял решения о наличии либо отсутствии у органов внутренних права на проведение проверки в ООО, которая предшествовала возбуждению уголовного дела, и на ее основе был подан рапорт от 23 января 2009 года о наличии признаков преступления у Г., хотя в самом рапорте о проведенной проверке и ее результатах не указано.
Вместе с тем, Федеральный закон от 26 декабря 2008 года признал утратившими силу пункты 25 и 35 ст. 11 Закона "О милиции", а пункт 33 изложил в новой редакции, предоставив право милиции "участвовать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в налоговых проверках по запросам налоговых органов". Из изменений законодательства следует, что органы внутренних дел лишены права на проведение самостоятельных налоговых проверок. В рамках ОРД, как указал Федеральный закон от 26 декабря 2008 года, возможно "проводить гласно и негласно оперативно-разыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 ФЗ "Об оперативно-разыскной деятельности", производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации". Судебная коллегия полагает, что оснований для отнесения факта недоимки НДФЛ в сумме 7 940 391 рубль к указанным в законе случаям не имеется. Поэтому доводы кассационного представления прокурора удовлетворению не подлежат.
Кроме того, на момент возбуждения уголовного дела без решения налогового органа и требования об уплате налога ООО полностью до конца 2008 года погасило имеющуюся недоимку по НДФЛ за 2007 - 2008 гг., что свидетельствует об отсутствии общественной опасности руководителя ООО Г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377 - 378, 388 УПК РФ Судебная коллегия

определила:

постановление Воткинского городского суда Удмуртской Республики от 5 июня 2009 года, которым постановление старшего следователя отдела по расследованию налоговых преступлений СЧ СУ при МВД по УР Д. от 19 февраля 2009 года о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199.1 УК РФ, в отношении Г. признано незаконным, на органы следствия возложена обязанность устранить допущенное нарушение, оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru