ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВОРОНЕЖА
ИНФОРМАЦИЯ
от 27 марта 2010 года
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ ПРИМЕНЕНИЯ
КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ (ДАЛЕЕ - ККТ) В СОСТАВЕ
ПЛАТЕЖНОГО ТЕРМИНАЛА, ПРИМЕНЯЕМОГО ПЛАТЕЖНЫМ АГЕНТОМ
И БАНКОВСКИМ ПЛАТЕЖНЫМ АГЕНТОМ, И БАНКОМАТА,
ПРИМЕНЯЕМОГО БАНКОВСКИМ ПЛАТЕЖНЫМ АГЕНТОМ
(НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА НИХ)
Вопрос: обязаны ли организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), применяющие платежный терминал или банкомат, использовать ККТ в составе платежного терминала и (или) банкомата?
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 289-ФЗ принят 28.11.2009, а не 08.11.2009.
Ответ: обязаны. В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее - Закон) организации и ИП, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны использовать ККТ в составе терминала (банкомата). После 1 апреля 2010 года прием платежей платежным терминалом или банкоматом без применения ККТ не допускается (основание: ст. 9 Федерального закона от 08.11.2009 № 289-ФЗ).
Применять зарегистрированную в налоговых органах ККТ, входящую в состав платежного терминала или банкомата, обязаны организации или ИП, выполняющие функции:
- оператора по приему платежей (платежный агент);
- платежного субагента (платежный агент);
- банковского платежного агента;
- кредитной организации (в случае если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности).
Вопрос: обязаны ли организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, применять ККТ в составе платежного терминала, банкомата?
Ответ: обязаны. В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона положения о возможности неприменения ККТ налогоплательщиками ЕНВД не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц.
Вопрос: в каком налоговом органе должна быть зарегистрирована ККТ в составе платежного терминала, банкомата?
Ответ: в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата с подробным описанием места расположения конкретного платежного терминала (банкомата) с возможностью его идентификации (основание: пп. 1.1 п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона).
ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением организации, регистрируется в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения (основание: п. 15 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470).
Вопрос: обязаны ли организации и ИП, применяющие платежный терминал или банкомат, выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом?
Ответ: обязаны. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона организации и ИП, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.
Вопрос: обязаны ли организации и ИП, применяющие платежный терминал или банкомат, обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ и документации?
Ответ: обязаны. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона организации и ИП, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ и документации.
Вопрос: какой налоговый орган имеет право проводить такую проверку?
Ответ: налоговый орган, в котором зарегистрирована соответствующая ККТ, а также налоговый орган по месту ее установки в составе платежного терминала или банкомата (основание: п. 1 ст. 7 Закона, ст. ст. 23.5, 29.5 КоАП РФ, приложение № 4 к Рекомендациям по организации и проведению работы по контролю за соблюдением законодательств о применении ККТ, доведенное Письмом ФНС России от 18.11.2009 № ШТ-24-2/375дсп@ (далее - Рекомендации).
Вопрос: допустимо ли вскрытие корпуса платежного терминала (банкомата) сотрудником налогового органа в ходе регистрации или проверки ККТ в его составе?
]]>Ответ: недопустимо (основание: Рекомендации).
Вопрос: есть ли особенности в заполнении заявления о регистрации ККТ в составе терминала (банкомата)?
Ответ: да, есть. В графе 4 заявления должны быть указаны наряду с адресом установки ККТ ее модель, заводской номер платежного терминала (банкомата) и его номер (код), где номером (кодом) является уникальный регистрационный номер точки приема платежей, присваиваемый при регистрации в платежной сети оператора (агента, субагента) (основание: Рекомендации).
Вопрос: обязан ли платежный агент сообщать в налоговый орган об изменении адреса места установки терминала (банкомата)?
Ответ: да, обязан, в день осуществления такого изменения (основание: п. 5 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).
Причем применение ККТ, используемой с нарушением условий ее регистрации, влечет наложение административного штрафа. То есть выявление в ходе контрольных мероприятий несоответствия заявленного места установки ККТ месту фактического ее использования влечет привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.
Вопрос: в каком месте осуществляется осмотр и фискализация ККТ?
Ответ: осмотр и фискализация ККТ в составе платежного терминала (банкомата) при ее регистрации проводится с обязательным выходом (выездом) специалиста налогового органа на место установки данного терминала (банкомата) в присутствии платежного агента и специалиста центра технического обслуживания ККТ (далее - ЦТО) (основание: Рекомендации).
При этом сотрудник налогового органа обязан получить общий код доступа к фискальной памяти ККТ, который может состоять из части, обеспечивающей доступ к сервисному меню терминала (банкомата) и части, обеспечивающей доступ к режиму "налогового инспектора", при входе в который производится ввод пароля доступа к накопителям фискальной памяти ККТ. Сочетание из двух (и более) паролей рассматривается как общий пароль доступа к накопителям фискальной памяти ККТ и должно храниться в налоговых органах.
Вопрос: должен ли специалист налогового органа иметь доступ к фискальной памяти ККТ в отсутствие уполномоченного лица платежного агента?
Ответ: да, должен, либо с помощью отдельной клавиатуры терминала (банкомата) как встроенной, так и подключаемой снаружи, либо с помощью активного экрана. Причем в обоих случаях - без вскрытия корпуса терминала (основание: п. 1 ст. 7 Закона, Рекомендации).
Специалист налогового органа должен иметь беспрепятственный доступ к информации, связанной с применением ККТ: снятие отчетов об объемах денежных средств, прошедших через купюроприемник, и отчетов фискальной памяти и ЭКЛЗ ККТ за аналогичные периоды времени.
Вопрос: кому налоговым органом передается информация о зарегистрированной ККТ, встроенной в терминал (банкомат), установленный в другом регионе (территории)?
Ответ: данная информация налоговым органом, осуществившим регистрацию ККТ, в недельный срок передается налоговому органу по месту установки терминала (банкомата), как о ее регистрации, так и о вносимых изменениях, о месте установки платежного терминала (банкомата) (основание: Рекомендации).
Вопрос: обязан ли платежный агент при приеме платежей обеспечить в каждом месте приема платежей представление плательщикам какой-либо информации?
Ответ: да, обязан, а именно следующей информации:
- адрес места приема платежей;
- наименование и место нахождения оператора по приему платежей (или платежного субагента), их ИНН;
- наименование поставщика;
- реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей между оператором и поставщиком;
- размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей;
- способ подачи претензий;
- номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей;
- адреса и номера контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 103-ФЗ принят 03.06.2009, а не 03.03.2009.
(основание: п. 13 ст. 4 Федерального закона от 03.03.2009 № 103-ФЗ).
Вопрос: применимо ли требование о закрытии кассиром смены при работе ККТ в составе терминала (банкомата) более 24 часов и о необходимости закрытия смены при снятии фискального отчета?
Ответ: нет, неприменимо (основание: Рекомендации).
Вопрос: каковы условия и периодичность проведения инкассации денежных средств, поступивших платежей физических лиц в купюроприемник платежного терминала (банкомата)?
Ответ: эти условия и периодичность устанавливаются договором между платежным агентом и кредитной организацией (основание: Рекомендации).
Начальник отдела оперативного контроля ИФНС России
по Ленинскому району г. Воронежа, советник государственной
гражданской службы Российской Федерации III класса
А.Е.БУДЫЛИН