Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Республики Саха (Якутия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2010 г. № 2-П

О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПУНКТА 1 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 42
КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием представителя общественной организации "Объединение коренных малочисленных народов Севера "Эдигэн" Жиганского улуса А.Г. Корякина, представителя Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) А.Д. Марфусаловой, представителя Президента Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, представителей Правительства Республики Саха (Якутия) А.Н. Слепцова и Н.А. Прокопьева, представителей Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) П.П. Артамонова, Л.Н. Сивцевой и А.Г. Егоровой, представителя Постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.И. Васильева, представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Е.Л. Пантюхиной, представителя Федерального государственного учреждения "Якутрыбвод" А.С. Григорьева рассмотрел на открытом заседании дело о толковании положения пункта 1 части 2 статьи 42 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Поводом к рассмотрению дела послужило обращение общественной организации "Объединение коренных малочисленных народов Севера "Эдигэн" Жиганского улуса. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанного конституционного положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Т. Филиппова, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных на заседание представителей, исследовав документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:

1. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) в пункте 1 части 2 статьи 42 закрепляет положение, в соответствии с которым "Республика Саха (Якутия), уважая традиции, культуру, обычаи... коренных малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права на владение и пользование в соответствии с законом землей и природными ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничьими, рыбопромысловыми угодьями".
Общественная организация коренных малочисленных народов Севера просит истолковать смысл приведенного конституционного положения в части защиты и обеспечения прав на владение и пользование рыбопромысловыми угодьями.
В обращении заявителя неопределенность в понимании положения Конституции связывается с конкретными обстоятельствами. Так, решением районного Собрания депутатов муниципального района "Жиганский улус" от 25 июня 2009 года была образована территория традиционного природопользования местного значения на всей территории района. Впоследствии данное решение было отменено тем же органом в связи с обнаружением расхождений с положениями федерального и республиканского законодательства. Ассоциация малочисленных народов Жиганского улуса обращалась в органы государственной власти о приостановлении проведения конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромыслового участка в местах проживания малочисленных народов. Кроме того, по мнению заявителя, квоты вылова рыб, утвержденные приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 3 июня 2009 года, недостаточны для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Исходя из сказанного, предметом толкования является положение пункта 1 части 2 статьи 42 Конституции республики о защите и обеспечении прав коренных малочисленных народов Севера на владение и пользование рыбопромысловыми угодьями в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
2. В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Конституции республики защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера отнесено к ведению Республики Саха (Якутия). Конституция республики в системе правового обеспечения прав коренных малочисленных народов выделяет защиту их прав в сфере традиционного природопользования. Основу традиционного природопользования составляет хозяйственная деятельность, включающая оленеводство, охотничий промысел и рыболовство. Рыбный промысел является древнейшей формой хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Способы добычи, места и сроки, применение орудий лова, секреты сохранения рыбной продукции передавались из поколения в поколение. Владея и пользуясь рыбопромысловыми угодьями, коренные малочисленные народы обеспечивают непрерывность ведения традиционного образа жизни.
Традиционное природопользование происходит в меняющемся пространстве жизнедеятельности. Вовлеченные в советские коллективные хозяйства коренные малочисленные народы продолжали заниматься своей традиционной деятельностью - рыбным промыслом. При этом рыболовный промысел велся на традиционных территориях с использованием традиционных орудий лова и для собственного потребления.
С проникновением рыночных отношений традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов усложняется и приобретает новое содержание. Вместо чисто традиционной хозяйственной деятельности, основанной на протекционизме и ориентированной на личное потребление, формируется новый тип хозяйствования, более приспособленный для товарного использования части производимой ими продукции.
3. Согласно статье 5 Конституции (Основного закона) республики земля, недра и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Республики Саха (Якутия). Этим обуславливаются особенности правового регулирования природоресурсных отношений с участием коренных малочисленных народов. Установление особого порядка использования земель, водных объектов и объектов животного мира в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности предусматривается нормами Земельного кодекса Российской Федерации (статья 7), Водного кодекса Российской Федерации (статья 54) и Федерального закона "О животном мире" (статья 49). Правовое регулирование отношений по владению и пользованию рыбопромысловыми угодьями характеризуется организационными и правовыми гарантиями.
Организационно-правовой формой реализации прав, предусмотренных в пункте 1 части 2 статьи 42 Конституции республики, выступают территории традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов. В Федеральном законе "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" указаны условия, с учетом которых определяются размеры и границы территорий традиционного природопользования (статья 9). Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти республики. Исходя из этого, в республике территории традиционного природопользования могут быть созданы в пределах национально-территориальных образований: национальных районов и наслегов. Допускается образование территории традиционного природопользования местного значения, находящейся на территориях нескольких административно-территориальных единиц или муниципальных образований.
Территория традиционного природопользования состоит из территории проживания (поселений) и территории традиционной хозяйственной деятельности. Поэтому территорию традиционного природопользования нельзя ограничить только маршрутами кочевий, местом временных стоянок и промежуточных баз. В территорию традиционного природопользования могут включаться поселения постоянного и временного значения, участки земли и водного пространства, в том числе рыбопромысловые угодья, используемые для ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.
Таким образом, по смыслу статьи 42 (часть 2 пункт 1) Конституции республики во взаимосвязи с ее статьей 5 владение и пользование природными ресурсами, в том числе рыбопромысловыми угодьями, является основой традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Признание этого предполагает установление приоритетного режима владения и пользования рыбопромысловыми угодьями.
4. Высокая степень адаптации традиционного природопользования к природной среде обусловливает его зависимость от изменений в природной среде, превращая традиционное занятие коренных народов в рискованное предприятие. Имеются трудности в переработке и хранении рыбы на местах, в организации сбыта. Причем традиционный промысел рыбы ведется наряду с деятельностью нетрадиционной: промышленным, любительским и спортивным. Таким образом, занятие традиционным рыболовством становится не только уязвимым, но и неконкурентоспособным.
В силу приведенных обстоятельств занятие традиционным рыболовством нуждается в государственной и муниципальной преференции. Она может заключаться в предоставлении хозяйствующим субъектам традиционного рыболовства преимуществ, обеспечивающих им более выгодные условия деятельности.
Федеральное регулирование, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, хотя и реализуется с учетом запросов, поступающих с мест, не в полной мере учитывает положение конкретных групп представителей коренных малочисленных народов. В частности, не учитывается уровень социально-экономической значимости для них результатов рыболовства. Между тем для некоторых представителей коренных малочисленных народов оно является основным источником существования. К этой группе приближаются те представители коренных малочисленных народов, для которых рыболовство является существенным подспорьем в поддержании их жизнедеятельности. В этих условиях республиканское распределение квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности должно быть осуществлено с учетом имеющихся социальных стандартов и действующего в данном районе (улусе) размера прожиточного минимума.
В соответствии с пунктом "м" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 статьи 56 и статьи 82 Конституции Республики Саха (Якутия) защита прав коренных малочисленных народов на занятие традиционными промыслами относится к полномочиям Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия). Защита прав коренных малочисленных народов предполагает, что законодательные и иные нормативные правовые акты о рыболовстве должны приниматься с учетом интересов данных народов. Это требует наличия согласования в качестве обязательной процедуры.
Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов, основанный на исторической связи с их исконной землей обитания, в правовом регулировании может быть отражено с учетом их коллективного познания и опыта. Исходя из этого, коренные малочисленные народы по вопросам правовой адаптации отношений, выражающих их материальное и духовное единство с традиционным образом жизни и осуществлением традиционной хозяйственной деятельности, выступают субъектом предварительной стадии нормотворчества, реализуемых парламентом республики и ее исполнительной властью. Принятие законодательных и иных решений по этим вопросам по согласованию с общественными и иными объединениями данных народов является государственной гарантией сохранения и защиты их традиционного образа жизни.
В силу изложенного и руководствуясь статьями 82, 87, 88, 91 и 113 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

постановил:

1. Положение пункта 1 части 2 статьи 42 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о правах коренных малочисленных народов Севера на владение и пользование рыбопромысловыми угодьями означает рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, содержание и суть которых меняется в новых социально-экономических условиях.
2. Организационно-правовой формой реализации (осуществления) прав на владение и пользование в соответствии с законом рыбопромысловыми угодьями, по смыслу пункта 1 части 2 статьи 42 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), выступают территории традиционного природопользования регионального и местного значения, создаваемые в пределах национальных административно-территориальных образований (районов, наслегов), на которых устанавливается приоритетный режим владения и пользования рыбопромысловыми угодьями.
Реализация права коренных малочисленных народов Севера на владение и пользование рыбопромысловыми угодьями обеспечивается предоставлением государственных или муниципальных преференций (преимуществ) при проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на основании правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, республики, органов местного самоуправления.
3. По смыслу пункта 1 части 2 статьи 42 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) для соблюдения законных интересов коренных малочисленных народов Севера при разработке, формировании и утверждении перечня рыбопромысловых участков, а также при распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в качестве обязательной процедуры устанавливается участие уполномоченных представителей этих народов.
4. Данное Конституционным судом Республики Саха (Якутия) толкование является официальным и общеобязательным.
5. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
6. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".

Председатель
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.Н.МИРОНОВ

Судья-секретарь
Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.Т.ФИЛИППОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru