Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 июня 2009 г. по делу № А79-2489/2009

Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2009.
Полный текст решения изготовлен 01.06.2009.
Арбитражный суд Чувашской Республики в составе:
судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью "Промтрактор-Стиль"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
о признании недействительным решения от 30.01.2009 № 14-11/40
при участии:
от заявителя - Х. по доверенности от 28.04.2009 № 09-101, С. по доверенности от 25.05.2009 № 09-115,
от заинтересованного лица - З. по доверенности от 11.12.2008 № 05-22/332, П. по доверенности от 29.04.2009 № 05-22/111,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Промтрактор-Стиль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.01.2009 № 14-11/40 в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 353729 руб.
В судебном заседании представитель Общества уточнил предмет заявленного требования, просил признать недействительным решение от 30.01.2009 № 14-11/40 с учетом изменений, внесенных решением от 11.02.2009 № 14-11/75, в части размера штрафа, определенного без учета обстоятельств, смягчающих ответственность, по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях, суду пояснил следующее. Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Общества, по результатам которой вынесено решение от 30.01.2009 № 14-11/40 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 353729 руб. Налоговый орган решением от 11.02.2009 № 14-11/75 внес изменения в оспариваемое решение, указав на то, что на момент вынесения оспариваемого решения не установлены обстоятельства смягчающие налоговую ответственность. Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике апелляционную жалобу Общества оставило без удовлетворения, поскольку не установило обстоятельств, смягчающих ответственность. Учитывая право суда уменьшать сумму штрафа, просил размер штрафа уменьшить более чем в два раза, приняв во внимание тяжелое финансовое положение Общества, обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие причинение ущерба бюджету, поскольку в качестве компенсации за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц общество уплачивает пени, привлечение к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации впервые.
Представители налогового органа в заседании суда против удовлетворения заявления возражали по мотивам, изложенным в письменных пояснениях и дополнениях к ним, указав на то, что налоговым органом на момент вынесения оспариваемого решения не установлены обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность. При вынесении оспариваемого решения налоговым органом штраф определен в размере, установленном статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации. Также представители налогового органа указали на недопустимость применения обстоятельств, смягчающих ответственность, при наличии обстоятельств, отрицательно характеризующих общество.
Выслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев представленные доказательства, суд установил следующее.
Общество зарегистрировано администрацией Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики 18.01.2002. Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары Чувашской Республики 21.10.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об Обществе за основным государственным регистрационным номером 1022100973982.
На основании решения заместителя начальника Инспекции от 10.11.2008 № 14-11/741 проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросу правильности исполнения обязанностей налогового агента по удержанию, полноты исчисления и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 01.11.2007 по 31.10.2008. В ходе выездной налоговой проверки была выявлена задолженность Общества по перечислению налога на доходы физических лиц в размере 1768643 руб.
Результаты выездной налоговой проверки оформлены актом от 19.12.2008 № 14-11/350дсп.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, письменных возражений Общества заместителем начальника Инспекции вынесено решение от 30.01.2009 № 14-11/40 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за невыполнение обязанности по перечислению, удержанной суммы налога на доходы физических лиц в виде взыскания штрафа в размере 353729 руб.
Решением Инспекции от 11.02.2009 № 14-11/75 в описательную часть решения от 30.01.2009 № 14-11/40 внесены изменения и дополнения.
Не согласившись с решением Инспекции от 30.01.2009 № 14-11/40, общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике.
Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике решением от 10.03.2009 № 05-13/41 жалоба Общества на решение налогового органа от 30.01.2009 № 14-11/40 оставлена без удовлетворения, поскольку пришло к выводу об отсутствии обстоятельств, смягчающих ответственность.
Общество, не согласившись с размером штрафа, определенного налоговым органом, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявление Общества подлежит частичному удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В подпункте 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.
Согласно пункту 6 этой статьи налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Как следует из материалов данного дела, Общество в проверяемый период являлось налоговым агентом по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц. В период с 01.11.2007 по 31.10.2008 Общество исчислило и удержало налог на доходы физических лиц в размере 1768643 руб., но в бюджет указанная сумма налога Обществом в бюджет не перечислена. Материалами дела подтверждено, что Обществом налог на доходы физических лиц, удержанный из доходов физических лиц, не перечислен в размере 1768643 руб. Обществом данное обстоятельство не оспорено.
Статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Так как материалами данного дела подтверждается, что Общество как налоговый агент за проверяемый период не перечислило в бюджет, исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 1768643 руб., арбитражный суд считает правомерным привлечение его к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, арбитражным судом не установлены.
Налоговым органом 11.02.2009 в решение от 30.01.2009 № 14-11/40 внесены изменения, согласно которым Инспекцией при вынесении оспариваемого решения обстоятельств, смягчающих ответственность, не установлено.
Однако, суд считает, что размер штрафа, определенный налоговым органом, может быть уменьшен в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации при применении налоговых санкций судом или налоговым органом, рассматривающим дело, устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, в связи с чем арбитражный суд или налоговый орган при рассмотрении конкретного дела вправе признать те или иные обстоятельства в качестве смягчающих ответственность.
Из пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, устанавливать наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а также право уменьшать размер штрафа предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Обществом в материалы дела представлены документы, подтверждающие нахождение его в тяжелом финансовом положении, социальную значимость Общества, привлечение к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации впервые. Факт совершения налогового правонарушения Обществом признается.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, а также обстоятельства, смягчающие ответственность, суд считает несоразмерной совершенному Обществом правонарушению сумму штрафа, наложенного на Общество налоговым органом.
Учитывая требования справедливости и соразмерности, которым согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П и от 14.07.2005 № 9-П должны отвечать санкции штрафного характера, арбитражный суд считает, что размер штрафа, определенный Инспекцией, подлежит уменьшению до 35372 руб.
Довод Инспекции о недопустимости применения обстоятельств, смягчающих ответственность, при наличии обстоятельств, отрицательно характеризующих общество, отклоняется судом, поскольку положения Налогового кодекса Российской Федерации такого запрета не содержат.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, налоговым органом при вынесении решения от 30.01.2009 № 14-11/40 с учетом изменений и дополнений от 11.02.2009 № 14-11/75 не установлено и в оспариваемом решении он на них не ссылается.
При таких обстоятельствах, решение налогового органа от 30.01.2009 № 14-11/40 с учетом изменений и дополнений, внесенных решением от 11.02.2009 № 14-11/75, подлежит признанию недействительным в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 318357 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит расходы по уплате государственной пошлины на налоговый орган. Учитывая, что налоговый орган в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, уплаченная Обществом государственная пошлина, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить частично.
Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 30.01.2009 № 14-11/40 с учетом изменений, внесенных решением от 11.02.2009 № 14-11/75, недействительным в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 318357 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Промтрактор-Стиль" из федерального бюджета государственную пошлину, перечисленную платежными поручениями от 23.03.2009 № 126, 127.
Меры по обеспечению заявления, принятые определением арбитражного суда от 14.04.2009, отменить.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru