АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 5 апреля 2004 г. по делу № А79-8528/03-СК1-8152
(извлечение)
Арбитражный суд Чувашской Республики
при участии в заседании представителей от истца и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28 января 2004 года по делу № А79-8528/03-СК1-8152, принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Чувашской Республике о возврате 115084 рублей излишне уплаченного налога,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" (далее - МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" или Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Чувашской Республике (далее - Инспекция или налоговый орган) о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 115084 рубля. Заявитель указал, что налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 1 сентября 2002 года Федеральным законом от 24.07.02 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.02 № 110-ФЗ), поэтому уплаченные Предприятием суммы этого налога за сентябрь - декабрь 2002 года являются излишне уплаченными и подлежат возврату из бюджета.
Решением суда от 28 января 2004 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.01.04.
Заявитель указывает на нарушение судом статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статей 4 и 9 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". По мнению Предприятия, статья 4 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ в части возложения на налогоплательщика обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог за период с сентября по декабрь 2002 года противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации. Кроме того, Предприятие полагает, что суд первой инстанции необоснованно применил нормы бюджетного законодательства к налоговым правоотношениям.
Налог на пользователей автомобильных дорог исключен из Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с 1 сентября 2002 года, поэтому заявитель считает, что обязанность по уплате данного налога с сентября по декабрь 2002 года у него отсутствовала.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 7 статьи 3 НК РФ.
Неопределенность по вопросу применения статьи 2 Федерального закона от 24.07.02 и противоречивость статьи 4 этого Закона вызывают неустранимые сомнения, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 7 НК РФ должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
В судебном заседании представитель МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Инспекции жалобу не признал по изложенным в отзыве основаниям и просил оставить решение суда без изменения. Пояснил, что статья 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", на основании которой взимался налог на пользователей автомобильных дорог, утратила силу лишь с 1 января 2003 года.
Пунктами 3 и 4 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Соответствующие изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносились.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу, что оснований для отмены решения суда от 28.01.04 не имеется.
Как свидетельствуют материалы дела, МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" обратилось в Инспекцию с заявлением от 03.11.03 о зачете излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за сентябрь-декабрь 2002 года в сумме 115084 рублей в счет уплаты пени по реструктуризации автомобильных дорог, поскольку статьей 2 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ указанный налог исключен из перечня федеральных налогов.
Письмом от 13.11.03 № 06-15/11483 налоговый орган отказал в возврате указанного налога, сославшись при этом на статьи 4, 9 и 21 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ из Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м" пункта 1 статьи 19 - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Одновременно пункт 1 статьи 20 названного Закона дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог.
Статья 2 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ вступила в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, его ставки и налогоплательщики были определены статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 № 1759-I "О дорожных фондах в Российской Федерации". Статья 5 указанного Закона утратила силу только с 01.01.03 (статья 21 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Из изложенных норм следует, что до 1 января 2003 года налог на пользователей автомобильных дорог должен исчисляться и уплачиваться в установленном Законом Российской Федерации от 18.10.91 № 1759-I и Федеральным законом от 24.07.02 № 110-ФЗ порядке. То, что налог на пользователей автомобильных дорог отменен лишь с 1 января 2003 года, указано и в статье 20 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ.
Кроме того, суд также учитывает и то, что пунктами 3 и 4 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены определенные правила для внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Так, федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
В приложении № 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено, что доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. Эти доходы учтены в 2002 финансовом году в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.
Изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год", касающихся налога на пользователей автомобильных дорог, внесено не было.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 1 января 2003 года. Следовательно, МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" должно было исчислять и уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог и за период с сентября по декабрь 2002 года.
На основании изложенного, решение суда от 28 января 2004 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28 января 2004 года по делу № А79-8528/03-СК1-8152 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.