Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 5 апреля 2004 г. по делу № А79-8528/03-СК1-8152

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики
при участии в заседании представителей от истца и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28 января 2004 года по делу № А79-8528/03-СК1-8152, принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Чувашской Республике о возврате 115084 рублей излишне уплаченного налога,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" (далее - МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" или Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Чувашской Республике (далее - Инспекция или налоговый орган) о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 115084 рубля. Заявитель указал, что налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 1 сентября 2002 года Федеральным законом от 24.07.02 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.02 № 110-ФЗ), поэтому уплаченные Предприятием суммы этого налога за сентябрь - декабрь 2002 года являются излишне уплаченными и подлежат возврату из бюджета.
Решением суда от 28 января 2004 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.01.04.
Заявитель указывает на нарушение судом статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статей 4 и 9 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". По мнению Предприятия, статья 4 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ в части возложения на налогоплательщика обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог за период с сентября по декабрь 2002 года противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации. Кроме того, Предприятие полагает, что суд первой инстанции необоснованно применил нормы бюджетного законодательства к налоговым правоотношениям.
Налог на пользователей автомобильных дорог исключен из Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с 1 сентября 2002 года, поэтому заявитель считает, что обязанность по уплате данного налога с сентября по декабрь 2002 года у него отсутствовала.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 7 статьи 3 НК РФ.

Неопределенность по вопросу применения статьи 2 Федерального закона от 24.07.02 и противоречивость статьи 4 этого Закона вызывают неустранимые сомнения, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 7 НК РФ должны трактоваться в пользу налогоплательщика.
В судебном заседании представитель МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Инспекции жалобу не признал по изложенным в отзыве основаниям и просил оставить решение суда без изменения. Пояснил, что статья 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", на основании которой взимался налог на пользователей автомобильных дорог, утратила силу лишь с 1 января 2003 года.
Пунктами 3 и 4 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Соответствующие изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносились.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу, что оснований для отмены решения суда от 28.01.04 не имеется.
Как свидетельствуют материалы дела, МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" обратилось в Инспекцию с заявлением от 03.11.03 о зачете излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог за сентябрь-декабрь 2002 года в сумме 115084 рублей в счет уплаты пени по реструктуризации автомобильных дорог, поскольку статьей 2 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ указанный налог исключен из перечня федеральных налогов.
Письмом от 13.11.03 № 06-15/11483 налоговый орган отказал в возврате указанного налога, сославшись при этом на статьи 4, 9 и 21 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ из Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен подпункт "м" пункта 1 статьи 19 - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Одновременно пункт 1 статьи 20 названного Закона дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог.
Статья 2 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ вступила в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, его ставки и налогоплательщики были определены статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 № 1759-I "О дорожных фондах в Российской Федерации". Статья 5 указанного Закона утратила силу только с 01.01.03 (статья 21 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Из изложенных норм следует, что до 1 января 2003 года налог на пользователей автомобильных дорог должен исчисляться и уплачиваться в установленном Законом Российской Федерации от 18.10.91 № 1759-I и Федеральным законом от 24.07.02 № 110-ФЗ порядке. То, что налог на пользователей автомобильных дорог отменен лишь с 1 января 2003 года, указано и в статье 20 Федерального закона от 24.07.02 № 110-ФЗ.
Кроме того, суд также учитывает и то, что пунктами 3 и 4 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены определенные правила для внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Так, федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
В приложении № 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено, что доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации. Эти доходы учтены в 2002 финансовом году в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.
Изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год", касающихся налога на пользователей автомобильных дорог, внесено не было.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами налог на пользователей автомобильных дорог отменен с 1 января 2003 года. Следовательно, МУП "Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей" должно было исчислять и уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог и за период с сентября по декабрь 2002 года.
На основании изложенного, решение суда от 28 января 2004 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28 января 2004 года по делу № А79-8528/03-СК1-8152 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru