Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2008 г. по делу № А44-2604/2007

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2008 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 ноября 2008 года
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
Председательствующего судьи Киселевой М.С.,
Судей Лариной И.Г., Максимовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Троицкой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Товарищества собственников жилья "Волна"
к Администрации Великого Новгорода
о признании недействительным постановления от 21.12.2006 г. № 365
при участии
от Товарищества: О., председателя ТСЖ, решение правления от 12.08.2006 г., паспорт <...>
от Администрации: Ж., ведущего специалиста отдела ведения судебных дел правового управления, доверенность пост. от 13.05.2008 № 797, удостоверение <...>

установил:

Товарищество собственников жилья "Волна" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействующими пунктов 2.1, 2.3, 3.8, 3.10, пункта 4 примечаний Тарифов на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода" (далее - Тарифы), утвержденных постановлением Администрации Великого Новгорода (далее - Администрация) от 21.12.2006 № 365 "О тарифах на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода" (далее - Постановление № 365), в части включения биологической очистки стоков в число коммунальных услуг, подлежащих оплате по тарифам, утвержденным указанным Постановлением № 365.
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 05.12.2007 года производство по делу прекращено на основании пункта 1 части первой статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 апреля 2008 года определение Арбитражного суда Новгородской области от 05.12.2007 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 20.06.2008 в удовлетворении заявления Товарищества отказано. Постановление № 365 в оспариваемой части признано не нарушающим права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2008 года решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит проверить соответствие оспариваемых положений Постановления № 365 федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, на которые указывает Товарищество.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал заявленные требования. Дополнительно пояснил, что оспариваемый нормативный акт противоречит статьей 34 Конституции РФ, статьям 153 и 154 Жилищного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы Товарищества. Нарушение прав и законных интересов Товарищества выражается в обязании Товарищества заключить договор на биологическую очистку стоков. Полагал, что оспариваемое постановление возлагает обязанность по оплате биоочистки стоков ОАО "Акрон" и понуждает заключить договор с ОАО "Акрон", чем нарушается статья 34 Конституции Российской Федерации.
Представитель Администрации в судебном заседании заявленные требования не признала, по основаниям изложенным в отзыве на заявление. Пояснила, что в силу особенностей канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод Великого Новгорода, процесс водоотведения разделен по организациям коммунального комплекса, предоставляющим указанные услуги, на непосредственно отведение сточных вод (Муниципальное унитарное предприятие "Новгородский Водоканал") и очистку указанных сточных вод (Открытое Акционерное Общество "Акрон"). Учитывая это, Администрацией Великого Новгорода отдельно были утверждены тарифы на услуги системы водоснабжения и водоотведения, предоставляемые муниципальным унитарным предприятием "Новгородский водоканал" постановлением Администрации от 30.11.2006 года № 355 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые МУП "Новгородский водоканал" и тарифы на услуги по биологической очистке стоков, предоставляемые Открытым акционерным обществом "Акрон" постановлением Администрации от 30.11.2006 года № 356 "Об утверждении тарифов на услуги по биологической очистке стоков". Вышеназванные тарифы указаны в пункте 4 примечания к Тарифам и были использованы при расчете тарифов на пользование центральным горячим водоснабжением и холодным водоснабжением, в том числе, пунктов 2.1, 2.3, 3.8, 3.10 Тарифов, утвержденных постановлением Администрации № 365. Товарищество, являясь потребителем услуги по водоотведению, одновременно получает и услугу по биологической очистке сточных вод, принимаемых от населения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
Как установлено материалами дела, постановлением Администрации № 365 утверждены тарифы на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода, с 01.01.2007 года. Вступление постановления № 365 в законную силу подтверждается его официальным опубликованием в спецвыпуске городской газеты "Официальный Новгород" от 28.12.2006 года № 31 (31) (том 1, л. д. 107, 114).
Постановлением Администрации от 19 декабря 2007 года № 237, опубликованным в газете "Новгород № 51 от 20.12.2007 года, постановление № 365 признано утратившим силу с 01 января 2008 года.
В соответствии с Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 182-О суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
Заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся материалы дела, суд установил следующее.
Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено, в том числе, расчет цен (тарифов) для потребителей; установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования. Решением Думы Великого Новгорода от 21.12.2006 года № 423 "О реализации положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" вышеуказанные полномочия отнесены к компетенции Администрации (том 1, л. д. 28 - 30).
Постановлением № 365 Администрация утвердила тарифы на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода.
Данным постановлением № 365 в пунктах 2.1, 2.3, 3.8, 3.10 и пункте 4 примечания Тарифов установлено, что составляющей тарифа на централизованное горячее водоснабжение, пользование холодным водоснабжением являются: водоотведение, подача горячей воды и биоочистка стоков.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, Постановлением № 365 установлены тарифы на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода, без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг.
Таким образом, оспариваемое Постановление № 365 является нормативным правовым актом, принятым органом местного самоуправления.
С учетом положений статьи 29, части третьей статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступающего в силу с 01.01.2009, за исключением положений, для которых установлен иной срок и порядок вступления в силу, настоящее дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как подтверждается материалами дела, управление жилым домом № 2а по ул. Чудовской поручено Товариществу собственников жилья "Волна" (том 1, л. д. 138).
Доказательствами начисления гражданам оплаты за холодное и горячее водоснабжение исходя из тарифов, установленных пунктами 2.1, 2.3, 3.8 и 3.10 Тарифов, утвержденных постановлением Администрации № 365, являются копии извещений о платеже (том 1, л. д. 36, том 2 л. д. 52).
В рамках своих полномочий Товарищество заключило договоры № 1475 от 01.01.2007 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию (том 1, л. д. 74 - 78) и договор № 2688 от 01.01.2007 года на пользование тепловой энергией в горячей воде в целях обеспечения жителей дома коммунальными услугами (том 1 л. д. 79 - 83).
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Как видно из оспариваемых пунктов постановления, тарифы на централизованное горячее и холодное водоснабжение установлены в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета - пункты 2.1 и 3.8 из расчета с 1 человека в месяц за 1 куб. м, а пункты 2.3 и 3.10 исходя из показаний приборов учета.
В соответствии с постановлением Администрации Великого Новгорода от 30.11.2006 № 355 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предоставляемые МУП "Водоканал" с 1 января 2007 года на услуги системы водоснабжения и водоотведения, предоставляемые МУП Великого Новгорода "Водоканал" населению установлены тарифы за куб. м в рублях (с НДС): водоснабжение - 10,21 и водоотведение - 4, 27 (том 1, л. д. 21 - 22).
Постановлением Администрации Новгородской области от 30.11.2006 № 356 "Об утверждении тарифов на услуги по биологической очистке стоков" с 1 января 2007 года утвержден тариф на услуги по биологической очистке стоков, предоставляемые ОАО "Акрон" за куб. м населения (с НДС) в размере 3,83 руб. (том 1, л. д. 23).
Таким образом, установленные вышеуказанными постановлениями тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и биологической очистке, при их сложении образуют общий тариф за холодное водоснабжение равный 18 руб. 31 коп. за куб. м и горячее водоснабжение в размере 53 руб. 70 коп. за куб. м при наличии счетчика, что подтверждается пунктами 2.3 и 3.10 Тарифов, а также общий тариф на горячее и холодное водоснабжение в размере 171 руб. 84 коп. и 120 руб. 85 коп. соответственно за 1 человека в месяц (без счетчиков) и подтверждается пунктами 2.1 и 3.8 Тарифов.
Как указывалось выше, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам определяется Правительством РФ.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающие комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом согласно определениям, данным Правилами предоставления коммунальных услуг, холодное водоснабжение это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водозаборной колонки. Аналогичное понятие имеется и в отношении горячего водоснабжения. Одновременно дается понятие и водоотведения, под которым понимается отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
Такого вида коммунальной услуги как биологическая очистка сточных вод Правилами предоставления коммунальных услуг не предусмотрена.
В соответствии со статьей 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167 (далее - Правила), под водоснабжением понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Водоотведение согласно этой же статье Правил - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Следовательно, из буквального толкования указанного положения передача сточных вод на очистные сооружения канализации является составляющей водоотведения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) регулированию подлежат тарифы организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в том числе, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Согласно статье 2 Федерального закона № 210-ФЗ товарищества собственников жилья в многоквартирных домах являются потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Таким образом, очистка сточных вод является услугой, оказываемой организацией коммунального комплекса, тариф на которую устанавливается органами местного самоуправления, и потребителями которой товарищества собственников жилья или граждане не являются.
Как подтверждается материалами дела, в состав услуги по централизованному горячему водоснабжению, как при наличии, так и при отсутствии счетчика, входит водоотведение, биоочистка стоков и подача горячей воды, а составляющей услуги по холодному водоснабжению - водопотребление, водоотведение и биоочистка. Таким образом, составляющей услуги по водоснабжению в обоих случаях является биоочистка стоков как самостоятельный вид услуги, тариф на которую утвержден постановлением Администрации № 365.
Необходимо заметить, что договоры, заключенные Товариществом с организациями коммунального комплекса, оказывающими услуги по горячему и холодному водоснабжению (том 1, л. д. 74 - 83) не предусматривают такого вида услуг как биоочистка сточных вод.
На основании вышеизложенного, следует вывод о том, что установление пунктами 2.1, 2.3, 3.8 и 3.10 Тарифов и пунктом 4 примечания к Тарифам тарифа на услугу по биоочистке стоков для населения противоречит статье 154 Жилищного кодекса РФ, пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307.
Статьей 153 Жилищного кодекса РФ устанавливается обязанность граждан и организаций по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Оспариваемые пункты постановления № 365 не затрагивают указанную обязанность граждан и организаций и не противоречат данной норме Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ вторым условием, которому должно соответствовать заявление о признании нормативного правового акта недействующим, является нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на нее каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод Товарищества о нарушении прав, выражающемся в обязании Товарищества заключить договор с ОАО "Акрон", осуществляющим очистку сточных вод, не принимается судом, поскольку обязание заключения такого договора не подтверждается материалами дела. Направление проекта договора на биологическую очистку и актов выполненных работ, не может служить доказательством понуждения Товарищества заключить договор на биологическую очистку сточных вод. В связи с чем, и нарушение статьи 34 Конституции РФ оспариваемыми пунктами постановления № 365 не усматривается судом.
Согласно пунктам 1, 5, 6 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги.
Обращение Открытого акционерного общества "Акрон" в Арбитражный суд Новгородской области с требованием о взыскании с Товарищества собственников жилья "Волна" 43 144 руб. 62 коп. неосновательного обогащения, возникшего в связи с оказанием ответчику услуг по очистке сточных вод, за период с января по март 2007 г. (дело А44-1402/2007) и с иском о взыскании 136 911 руб. 01 коп. - стоимости очистки сточных вод с апреля 2007 года по декабрь 2007 года согласно тарифам, установленным постановлением Администрации № 365 (дело А44-515/2008), по существу свидетельствует о возможном нарушении прав и законных интересов Товарищества.
Таким образом, нарушение прав и законных интересов Товарищества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности доказано Товариществом в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Товариществом произведена оплата государственной пошлины в размере 4 000 рублей, в том числе по кассационным жалобам на определение арбитражного суда Новгородской области от 05 декабря 2008 года и решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 июня 2008 года.
Таким образом, государственная пошлина в размере 4 000 рублей подлежит взысканию с Администрации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Признать пункты 2.1, 2.3, 3.8, 3.10 Тарифов на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемых населению Великого Новгорода, и пункт 4 примечаний к Тарифам на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемых населению Великого Новгорода, утвержденных постановлением Администрации Великого Новгорода от 21.12.2006 № 365 "О тарифах на коммунальные услуги в жилищном фонде независимо от форм собственности, предоставляемые населению Великого Новгорода" несоответствующими статье 154 Жилищного кодекса РФ, статье 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23.05.2006 № 307, и недействующими.

2. Взыскать с Администрации Великого Новгорода в пользу Товарищества собственников жилья "Волна" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.

3. Исполнительный лист выдать по вступлении настоящего решения в законную силу.

4. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

5. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья
М.С.КИСЕЛЕВА

Судьи
И.Г.ЛАРИНА
Л.А.МАКСИМОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru