Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2010 г. № 3-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)
Калининградской области пункта 8 Приложения к Постановлению
Правительства Калининградской области от 17 июля 2006 года
№ 523 "Об установлении порядка предоставления молодым семьям
субсидий при получении ипотечного жилищного кредита
или займа на приобретение (строительство) жилья"

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова,
с участием:
заявителя - гражданки Хачатрян Татьяны Викторовны,
представителя Правительства Калининградской области как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - Дьячковой Наталии Вадимовны,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 8 Приложения к Постановлению Правительства Калининградской области от 17 июля 2006 года № 523 "Об установлении порядка предоставления молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья" в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 3 апреля 2008 года № 175 (далее - Приложение к Постановлению № 523).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданки Т.В. Хачатрян о признании пункта 8 Приложения к Постановлению № 523 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемого заявителем пункта 8 Приложения к Постановлению № 523.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.А. Кузяева, объяснения представителей сторон: Т.В. Хачатрян, Н.В. Дьячковой, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд Калининградской области 13 октября 2009 года от гражданки Хачатрян Татьяны Викторовны (далее - заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 8 Приложения к Постановлению № 523, которым установлены размеры и условия предоставления дополнительной субсидии молодым семьям на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ранее полученному ипотечному кредиту или займу на приобретение (строительство) жилья в связи с рождением (усыновлением) первого, второго и третьего ребенка.
20 октября 2009 года и 2 марта 2010 года от заявителя поступили дополнения к обращению, в которых он уточнил свои требования.
В обращении заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" молодой семье - участнице федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для погашения расходов, связанных с приобретением жилого помещения, в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления.
По мнению заявителя, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления, устанавливая в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации порядок предоставления дополнительной субсидии, не вправе изменять условия ее предоставления, в зависимости от количества детей в семье.
Заявитель считает, что пункт 8 Приложения к Постановлению № 523 нарушает его право как участника программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Калининграде" на 2006-2010 годы на получение дополнительной субсидии на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту при рождении четвертого ребенка, не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В судебном заседании заявитель уточнил свои требования и просит суд признать пункт 8 Приложения к Постановлению № 523 на момент его действия не соответствующим пунктам 1, 2 статьи 5, подпункту 1 пункта 1 статьи 7, пунктам 2, 3, 4 статьи 15, пункту 2 статьи 48 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Также просит Уставный Суд выступить с законодательной инициативой, предоставить текст законопроекта, либо текст поправки к законопроекту, либо текст законодательного предложения о внесении изменений в законодательство Калининградской области о признании безусловного (то есть без временных и иных ограничений) на период действия программы "Молодая семья", права семей, имеющих четверых и более детей, на получение дополнительной субсидии по случаю рождения ребенка на погашение ипотечного кредита.
Представитель Правительства Калининградской области Н.В. Дьячкова поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве Правительства Калининградской области, согласно которой пункт 8 Приложения к Постановлению № 523 не противоречит федеральным нормативным правовым актам, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, законам Калининградской области.
Считает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан и самостоятельно определять условия предоставления таких мер.
Калининградская область в 2007-2008 годах не принимала участия в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. В области действовали региональная и муниципальные программы оказания поддержки молодым семьям при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья.
Семье Т.В. Хачатрян, являющейся участницей муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Калининграде" на 2006-2010 годы, субсидия предоставлялась за счет средств областного и местного бюджетов, условия предоставления данной меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством определялись органами государственной власти и органами местного самоуправления Калининградской области.
2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд наделен правом законодательной инициативы в Калининградской областной Думе по вопросам его ведения.
Обращение в порядке законодательной инициативы с законопроектом о предоставлении молодым семьям - участникам региональной программы "Обеспечение жильем молодых семей" при рождении (усыновлении) 1 ребенка, вне зависимости от числа детей в семье, дополнительной социальной выплаты за счет средств областного бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета для погашения расходов, связанных с приобретением жилого помещения не входит в компетенцию Уставного Суда Калининградской области, определенную в пункте 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области и статье 4 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", и не может быть предметом рассмотрения Уставного Суда.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу является проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 8 Приложения к Постановлению № 523.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
3. Согласно пункту 1 статьи 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области Устав (Основной Закон) Калининградской области законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
В соответствии со статьей 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами. Законодательством Калининградской области могут быть установлены дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, принимаемые органами государственной власти Калининградской области нормативные правовые акты по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, не должны противоречить федеральному законодательству.
4. Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 5).
Из взаимосвязанных положений пункта 1 и подпункта 24 пункта 2, пункта 3.1. статьи 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) следует, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, к числу которых относится социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право в рамках реализации данного полномочия принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Пунктами 1 и 2, подпунктом 1 пункта 3 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьей 12 Закона Калининградской области от 29 сентября 2005 года № 652 "О Правительстве Калининградской области" установлено, что полномочия Правительства Калининградской области определяются федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Правительство Калининградской области осуществляет в пределах своих полномочий в том числе меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
С учетом изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что Постановление № 523 принято в рамках полномочий Правительства Калининградской области.
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
В соответствии с разделами V и VI подпрограммы, пунктами 24, 30, 31 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" средства на реализацию приведенной подпрограммы предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, предусматривающей также выделение средств на финансирование названной подпрограммы из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Как установлено Уставным Судом, Калининградская область в 2007-2008 годах не принимала участия в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Постановление № 523, устанавливающее порядок предоставления молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья, разработано в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Согласно пункту 2 Постановления № 523 государственная поддержка молодым семьям осуществляется путем предоставления субсидий из средств областного и местного бюджетов, без привлечения финансирования из федерального бюджета.
Установленные пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" условия предоставления молодой семье - участнице подпрограммы дополнительной субсидии, не являлись обязательными для применения при установлении Правительством Калининградской области в Постановлении № 523 размера и условий предоставления молодой семье дополнительной субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному кредиту в связи с рождением (усыновлением) ребенка.
Уставный Суд отмечает, что пункт 8 Постановления № 523, устанавливающий условия и размер предоставления молодым семьям дополнительной субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному кредиту в связи с рождением (усыновлением) первого, второго и третьего ребенка, направлен на обеспечение права граждан на жилище, устанавливает дополнительные формы для его реализации на территории Калининградской области и сам по себе не может рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя.
Оспаривая соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 8 Постановления № 523, заявитель фактически ставит вопрос о внесении в данный пункт дополнений, которые предусматривали бы оказание государственной поддержки молодой семье в форме субсидий, направляемых на приобретение жилья при рождении (усыновлении) четвертого и последующих детей. Разрешение данного вопроса является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Уставного Суда.
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что пункт 8 Приложения к Постановлению № 523 не противоречит федеральному законодательству и, следовательно, соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 73, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать пункт 8 Приложения к Постановлению Правительства Калининградской области от 17 июля 2006 года № 523 "Об установлении порядка предоставления молодым семьям субсидий при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья" в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 3 апреля 2008 года № 175 соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня его провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru