Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кемеровская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 ноября 2009 года

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Симаковой К.В.         - заместителя руководителя управления.

Членов Комиссии:

Стельмах С.В.          - заместителя руководителя - начальника отдела
                         судебной и правовой работы

Давыдовой А.М.         - начальника отдела ТЭК

Залендинова Р.Р.       - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК

Фризен С.Н.            - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК,

в присутствии:
- Стрельникова А.К. - представителя филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" (по доверенности);

рассмотрев дело № 65/А-10-2009, возбужденное по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Кузбассэнерго-РЭС" (650099, г. Кемерово, ул. Н.Островского, 11) (далее - филиал "Кузбассэнерго-РЭС") пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) установила:

В Кемеровское УФАС России поступило заявление Васильевой С.В. о наличии в действиях филиала "Кузбассэнерго-РЭС" нарушений антимонопольного законодательства.
Основанием обращения явилось уклонение филиала "Кузбассэнерго-РЭС" от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт Васильевой С.В. к электрическим сетям филиала ОАО "Кузбассэнерго-РЭС".
Рассмотрение дела № 65/А-10-2009 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 29.10.2009.
14.10.2009 от Васильевой С.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела № 65/А-10-2009 в ее отсутствие. Данное ходатайство было удовлетворено.
29.10.2009 в рассмотрении дела 65/А-10-2009 был объявлен перерыв в деле до 05.11.2009.
На рассмотрении дела представитель филиала "Кузбассэнерго-РЭС" пояснил следующее.
27.06.2009 в филиал "Кузбассэнерго-РЭС" от Васильевой С.В. поступила заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Прокопьевский район, п. Матюшино, ул. Зеленая, 3а, к электрическим сетям филиала "Кузбассэнерго-РЭС".
10.07.2009 представители ПО ЮЭС филиала "Кузбассэнерго-РЭС" выехали по адресу, указанному в заявке Васильевой С.В. от 27.06.2009. Однако согласно приложенному ситуационному плану положение земельного участка Васильевой С.В. установить не удалось, так как на местности отсутствовали указатели, позволяющие идентифицировать участок.
20.07.2009 в адрес Васильевой С.В. заказным письмом был направлен проект договора на технологическое присоединение.
В связи с тем, что Васильева С.В. не получила проект договора на технологическое присоединение по почте, подписание договора по ее просьбе произошло 13.10.2009 в филиале "Кузбассэнерго-РЭС". Изучив материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
27.06.2009 Васильевой С.В. в адрес филиала "Кузбассэнерго-РЭС" была направлена ценным письмом с описью вложения заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица, расположенных по адресу: Прокопьевский район, п. Матюшино, ул. Зеленая, 3а, к электрическим сетям филиала "Кузбассэнерго-РЭС".
На момент обращения (20.08.2009) в адрес Кемеровское УФАС России Васильева С.В. проект договора на технологическое присоединение от филиала "Кузбассэнерго-РЭС" не получила.
Согласно сведениям, представленным Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в адрес Кемеровского УФАС России, электроснабжение жителей п. Матюшино Прокопьевского района осуществляется от ПС-35/6 кВ "Калачевская" по ВЛ-6 кВ фидера Ф-6-6-МК через ЦП-059-100 кВА-6/0,4 кВ, которые обслуживает филиал "Кузбассэнерго-РЭС".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Услуги по передаче электрической энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для филиала "Кузбассэнерго-РЭС" каждый год утверждаются тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, филиал "Кузбассэнерго-РЭС", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала "Кузбассэнерго-РЭС" в д. Матюшино.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения) их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения (в редакции Постановления Правительства от 21.04.2009 № 334) сетевая организация обязана заключать договор с определенной группой лиц, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя. К таким лицам, в том числе относится физическое лицо, направившее заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Пункт 6 Правил технологического присоединения устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения, так как договор на технологическое присоединение является публичным.
В течение 30 дней с даты получения заявки сетевая организация обязана направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора (пункт 15 Правил технологического присоединения).
Согласно сведениям, представленным филиалом "Кузбассэнерго-РЭС" в адрес Кемеровского УФАС России, 10.07.2009 г. представители филиала "Кузбассэнерго-РЭС" выезжали по адресу, указанному в заявке Васильевой С.В. от 26.06.2009, в результате чего был составлен акт выезда представителей ОАО "МРСК Сибири" от 10.07.2009.
20.07.2009 в адрес Васильевой С.В. заказным письмом был направлен проект договора на технологическое присоединение, о чем свидетельствует выписка из реестра исходящих писем филиала "Кузбассэнерго-РЭС", а также список заказной корреспонденции отправленной через Кемеровский почтамт филиалом "Кузбассэнерго-РЭС" от 20.07.2009.
14.10.2009 в адрес Кемеровского УФАС России поступило письмо (вх. № 4890) от Васильевой С.В., в котором заявитель поясняет обстоятельства по данному делу и сообщает, что в настоящее время договор на технологическое присоединение с филиалом "Кузбассэнерго-РЭС" заключен и претензий к филиалу "Кузбассэнерго-РЭС" она не имеет.
Таким образом, филиалом "Кузбассэнерго-РЭС" при заключении договора на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала "Кузбассэнерго-РЭС" с Васильевой С.В. все обязательства, предусмотренные Правилами технологического присоединения, были выполнены в полном объеме.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы, а также в рамках своих полномочий, по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:

производство по делу № 65/А-10-2009, возбужденному по признакам нарушения филиала "Кузбассэнерго-РЭС" пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях) филиала "Кузбассэнерго-РЭС".

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии
К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии
С.В.СТЕЛЬМАХ
А.М.ДАВЫДОВА
Р.Р.ЗАЛЕНДИНОВ
С.Н.ФРИЗЕН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru