Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чеченская республика


ЗАКОН Чеченской Республики от 20.12.2006 № 59-РЗ
"ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
(принят Народным Собранием ЧР 23.11.2006)

Официальная публикация в СМИ:
"Вести Республики", № 5 (479), 16.01.2007


Вступил в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования (статья 47 данного документа).



20 декабря 2006 года № 59-РЗ

   ------------------------------------------------------------------


ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Принят
Народным Собранием Парламента
Чеченской Республики
23 ноября 2006 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Чеченской Республике

Правовое регулирование отношений в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Чеченской Республике основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики и осуществляется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Чеченской Республики.

Статья 2. Предметы регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Чеченской Республике, в том числе отношения по выявлению и учету объектов культурного наследия, обеспечению сохранности объектов культурного наследия, а также по контролю за сохранением и использованием объектов культурного наследия в Чеченской Республике.

Статья 3. Основные понятия

Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Статья 4. Виды и категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия подразделяются:
1) на виды - памятники, ансамбли и достопримечательные места;
2) на категории историко-культурного значения - объекты культурного наследия федерального значения, объекты культурного наследия республиканского значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ, СОХРАНЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 5. Полномочия Парламента Чеченской Республики

К полномочиям Парламента Чеченской Республики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия относятся:
1) осуществление права законодательной инициативы в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
2) формирование и совершенствование системы законодательных актов Чеченской Республики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
3) утверждение целевых программ Чеченской Республики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
4) установление, в пределах своих полномочий, административной ответственности должностных лиц, физических и юридических лиц за нарушения требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, установленных в соответствии с настоящим Законом;
5) осуществление, в пределах своих полномочий, контроля за соблюдением законодательства в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 6. Полномочия Правительства Чеченской Республики

К полномочиям Правительства Чеченской Республики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия относятся:
1) осуществление в пределах своих полномочий государственного управления и контроля в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия;
2) определение порядка деятельности и полномочий государственного органа охраны памятников Чеченской Республики;
3) принятие в порядке, установленном настоящим Законом, решения об отнесении выявленного объекта культурного наследия к объектам культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значения, изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия республиканского значения;
4) согласование в случаях, установленных федеральным законодательством, решения Правительства Российской Федерации о включении объекта культурного наследия федерального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении объекта культурного наследия из указанного реестра, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значения;
5) обеспечение формирования, ведения и использования республиканского реестра объектов культурного наследия;
6) утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО), режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
7) установление порядка определения размера оплаты историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;
8) установление льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чеченской Республики;
9) определение порядка выплаты компенсации, предоставляемой физическим и юридическим лицам, являющимся собственниками объектов культурного наследия республиканского значения либо пользователями данных объектов на основании договора безвозмездного пользования, вложившими свои средства в работы по их сохранению;
10) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета, принятие решений в порядке, установленном настоящим Законом, о воссоздании утраченных объектов культурного наследия за счет средств бюджета Чеченской Республики;

11) осуществление в пределах своих полномочий международных и межрегиональных связей в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
12) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 7. Государственный орган охраны памятников Чеченской Республики

1. Полномочия государственного органа охраны памятников Чеченской Республики в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики осуществляет Министерство культуры Чеченской Республики.
2. Распорядительные документы государственного органа охраны памятников Чеченской Республики, изданные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия.
3. В целях оказания содействия государственному органу охраны памятников Чеченской Республики при нем может быть образован научно-методический совет по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. Положение о научно-методическом совете по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и его состав утверждаются руководителем государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.
4. Государственный орган охраны памятников Чеченской Республики имеет право предъявлять иски в суд в случаях нарушения законодательства в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия относятся:
1) оказание содействия государственному органу охраны памятников Чеченской Республики по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, расположенных на территории муниципального образования;
2) обеспечение сохранения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
3) содержание и использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования, с учетом установленных требований их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации;
4) установление льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования;
5) установление порядка организации, границ и режимов содержания историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения по согласованию с государственным органом охраны памятников Чеченской Республики;
6) финансирование мероприятий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
7) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 9. Участие юридических и физических лиц в мероприятиях по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия

Юридические и физические лица вправе оказывать содействие государственному органу охраны памятников Чеченской Республики в осуществлении мероприятий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом.

Глава 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ, СОХРАНЕНИЮ
И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 10. Источники финансирования мероприятий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия

1. Источниками финансирования мероприятий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия являются:
1) федеральный бюджет;
2) бюджет Чеченской Республики;
3) внебюджетные средства;
4) местные бюджеты.
2. Средства бюджета Чеченской Республики расходуются на финансирование мероприятий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, отнесенных к компетенции органов государственной власти Чеченской Республики.
3. Привлечение и расходование внебюджетных средств на финансирование мероприятий по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия осуществляется в порядке, определенном федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статья 11. Целевые программы в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия

1. В целях обеспечения государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия реализуются федеральные целевые программы государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (далее - федеральные программы охраны объектов культурного наследия) и региональные (республиканские) целевые программы по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (далее - целевые программы Чеченской Республики по охране объектов культурного наследия).
2. Целевые программы Чеченской Республики по охране объектов культурного наследия разрабатываются на основании мониторинга данных республиканского реестра, утверждаются и реализуются в установленном порядке.
3. Государственным заказчиком целевых программ Чеченской Республики по охране объектов культурного наследия является государственный орган охраны памятников Чеченской Республики.

Статья 12. Внебюджетные средства государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия

1. Внебюджетные средства государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия (далее - внебюджетные средства) образуются в виде доходов от реализации отдельных мероприятий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, которые не отнесены законодательством к доходам федерального бюджета, бюджета Чеченской Республики или бюджетов соответствующих муниципальных образований.
2. Внебюджетные средства привлекаются государственным органом охраны памятников Чеченской Республики, а также иными юридическими и физическими лицами в порядке, определенном федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
3. Внебюджетные средства, привлеченные государственным органом охраны памятников Чеченской Республики в пределах его компетенции, не относятся к доходам от предпринимательской деятельности, зачисляются в установленном порядке на специальные счета государственного органа охраны памятников Чеченской Республики и расходуются исключительно на мероприятия по государственной охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия.

Статья 13. Льготы и компенсации, предоставляемые физическим и юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия

1. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды находящимся в государственной собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности объектом культурного наследия, вложившее свои средства в работы по его сохранению и обеспечившее их выполнение в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, имеет право на льготную арендную плату.
Установление льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности, определяются соответственно Правительством Чеченской Республики или органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
2. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды находящимся в государственной собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности объектом культурного наследия и обеспечившее выполнение работ по сохранению данного объекта в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, имеет право на уменьшение установленной арендной платы на сумму произведенных затрат или части затрат.
Порядок предоставления указанной компенсации и ее размер определяются договором аренды.
3. Заключение о возможности предоставления физическому или юридическому лицу льготной арендной платы либо уменьшения установленной арендной платы выдается государственным органом охраны памятников Чеченской Республики с учетом мнения данного лица на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.
4. Физическое или юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия республиканского значения либо пользующееся им на основании охранного договора и производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет право на компенсацию произведенных им затрат при условии выполнения таких работ в соответствии с действующим законодательством.
Порядок выплаты компенсации определяется Правительством Чеченской Республики по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.

Глава 4. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 14. Предмет государственной охраны объектов культурного наследия Чеченской Республики

1. В Чеченской Республике в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом государственной охране подлежат объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, объекты, представляющие историко-культурную ценность, иные объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия.
2. Государственная охрана объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих историко-культурную ценность, а также иных объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется государственным органом охраны памятников Чеченской Республики в пределах своих полномочий в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 15. Мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия Чеченской Республики

Государственная охрана объектов культурного наследия Чеченской Республики в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом включает в себя следующие мероприятия:
1) государственный контроль в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
2) государственный учет объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и историко-культурных заповедников;
3) проведение государственной историко-культурной экспертизы в Чеченской Республике;
4) формирование, ведение и использование республиканского реестра;
5) установление ответственности за нарушение требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и вред, причиненный объектам культурного наследия в результате нарушений федерального законодательства и настоящего Закона;
6) согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной, градостроительной, строительной или иной проектной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления об отводе земель и изменении их правового режима;
7) контроль за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями федерального законодательства и настоящего Закона;
8) установление границ территорий объектов культурного наследия как объектов градостроительной деятельности особого регулирования, а также границ территорий выявленных объектов культурного наследия и объектов, представляющих историко-культурную ценность;
9) разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия;
10) организация историко-культурных заповедников федерального, республиканского или местного (муниципального) значения;
11) формирование, ведение и использование историко-культурного опорного плана исторических поселений;
12) историко-культурная оценка территории Чеченской Республики;
13) выдача разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории Чеченской Республики;
14) согласование проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории Чеченской Республики и проектов проведения указанных работ;
15) выдача разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность;
16) установка на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;
17) контроль за состоянием объектов культурного наследия;
18) иные мероприятия, проведение которых отнесено федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики к полномочиям государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.

Статья 16. Банк данных государственной охраны объектов культурного наследия Чеченской Республики

1. Документы государственной охраны объектов культурного наследия Чеченской Республики, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом, а также иные необходимые для обеспечения государственной охраны документы, установленные государственным органом охраны памятников Чеченской Республики, подлежат включению в банк данных государственной охраны объектов культурного наследия Чеченской Республики (далее - банк данных государственной охраны).
2. Документы банка данных государственной охраны подлежат бессрочному хранению государственным органом охраны памятников Чеченской Республики. Изъятие указанных документов из документальных фондов государственного органа охраны памятников Чеченской Республика не допускается.
3. На основе банка данных государственной охраны формируются информационные ресурсы республиканского реестра и историко-культурных опорных планов исторических поселений Чеченской Республики, обеспечивающие их автоматизированное ведение.

Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 17. Общие вопросы государственного учета объектов культурного наследия

1. Государственный учет объектов культурного наследия является основой государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
2. Государственный учет объектов культурного наследия в целях реализации настоящего Закона включает в себя:
1) выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и формирование предложений в отношении их историко-культурной ценности;
2) проведение историко-культурных исследований, научного изучения и инвентаризации объектов культурного наследия;
3) подготовку рекомендаций для формирования заключений государственной историко-культурной экспертизы;
4) представление выявленного объекта культурного наследия в уполномоченный орган государственной власти для принятия решения об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом;
5) подготовку и согласование решений уполномоченных органов государственной власти об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия или внесении изменений в решение об отнесении объекта недвижимости к объектам культурного наследия;
6) документационное обеспечение банков данных государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
7) формирование и публикацию перечней объектов культурного наследия, научных тематических каталогов, а также иных научно-информационных материалов, включая Свод памятников истории и культуры Чеченской Республики;
8) организацию установки на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, информационных надписей и обозначений;
9) подготовку документов с целью представления объекта культурного наследия для включения в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО;
10) формирование и ведение республиканского реестра.
3. Государственный учет объектов культурного наследия осуществляют федеральный орган охраны объектов культурного наследия и государственный орган охраны памятников Чеченской Республики в пределах своей компетенции в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 18. Выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия

1. Выявление объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, осуществляется в процессе историко-культурных исследований, мониторинга объектов культурного наследия, а также при проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.
2. Физическое или юридическое лицо, обнаружившее объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в том числе объект археологического наследия, обязано заявить о нем в государственный орган охраны памятников Чеченской Республики в десятидневный срок со дня обнаружения данного объекта.
3. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в государственный орган охраны памятников Чеченской Республики поступило заявление об обнаружении, относится к заявленным объектам и подлежит государственной охране в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом до принятия решения об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия или об отказе в принятии такого решения.
4. Государственный орган охраны памятников Чеченской Республики организует выявление, научное изучение объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и формирование учетной документации.

Статья 19. Историко-культурные исследования

1. Историко-культурные исследования проводятся в целях обеспечения государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия и включают в себя историко-архитектурные, историко-градостроительные и мемориальные исследования, археологические полевые работы и иные виды исследований.
2. Материалы историко-культурных исследований, содержащие выводы и рекомендации по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, подлежат обязательному согласованию с государственным органом охраны памятников Чеченской Республики. Порядок оформления материалов историко-культурных исследований, порядок представления их на согласование определяются государственным органом охраны памятников Чеченской Республики. Один согласованный экземпляр материалов историко-культурного исследования безвозмездно передается государственному органу охраны памятников Чеченской Республики и подлежит включению в банк данных государственной охраны.
3. Историко-культурные исследования выполняются в рамках реализации мероприятий по государственной охране и сохранению объектов культурного наследия в соответствии с заданием, выдаваемым государственным органом охраны памятников Чеченской Республики.
Историко-культурные исследования отдельных объектов культурного наследия, земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, выполняются по заказу собственников указанных объектов или пользователей ими под контролем государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.
4. Археологические полевые работы осуществляются физическими или юридическими лицами при обязательном наличии разрешения (открытого листа), выдаваемого и регистрируемого в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 20. Мониторинг объектов культурного наследия республиканского значения

1. Мониторинг объектов культурного наследия (далее - мониторинг) осуществляется в целях обновления сведений об объектах культурного наследия, проверки их соответствия документам государственного учета объектов культурного наследия и реализации контроля за их состоянием.
2. Мониторинг осуществляется государственным органом охраны памятников Чеченской Республики в пределах его компетенции.
3. Собственники объектов культурного наследия и пользователи данными объектами обязаны содействовать государственному органу охраны памятников Чеченской Республики в проведении мониторинга и предоставлять копии документов, определенных федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики в качестве обязательных для осуществления прав владения, пользования и распоряжения соответствующими объектами культурного наследия.
4. Результаты мониторинга оформляются в специальных документах, состав, формы, порядок формирования и ведения которых определяются федеральным законодательством.
5. Документы, полученные в результате мониторинга, являются неотъемлемой составной частью республиканского реестра и подлежат бессрочному хранению.

Статья 21. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения

1. Решение об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения принимается в порядке, определенном федеральным законодательством, по согласованию с Правительством Чеченской Республики.
2. Решение об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия республиканского значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения принимается Правительством Чеченской Республики по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики, подготовленному на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласованному с соответствующим органом местного самоуправления.
3. Сведения об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значения направляются государственным органом охраны памятников Чеченской Республики в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статья 22. Республиканский реестр объектов культурного наследия

1. В целях информационного обеспечения государственного управления, государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Чеченской Республике в соответствии с настоящим Законом ведется региональный (республиканский) реестр.
2. Региональный (республиканский) реестр представляет собой информационную систему, содержащую сведения об объектах культурного наследия, их территориях и зонах охраны.
3. Региональный (республиканский) реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также посредством исключения из него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законодательством.
4. Формирование, ведение и использование республиканского реестра в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также обеспечение единства и сопоставимости их данных осуществляются государственным органом охраны памятников Чеченской Республики в документальном и автоматизированном представлении.

Статья 23. Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия республиканского значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1. Государственный орган охраны памятников Чеченской Республики формирует установленный федеральным законодательством перечень сведений об объектах культурного наследия республиканского значения и об объектах культурного наследия местного (муниципального) значения и представляет его в виде комплекта документов по каждому объекту культурного наследия в Правительство Чеченской Республики для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объекта культурного наследия республиканского значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения либо об отказе во включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значения принимается Правительством Чеченской Республики.
3. Государственный орган охраны памятников Чеченской Республики уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении Правительства Чеченской Республики о включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объекта культурного наследия республиканского значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения либо об отказе во включении данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в течение тридцати дней со дня вступления в силу указанного решения.
4. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо об отказе во включении их в данный реестр подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.

Статья 24. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия

1. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.
2. Государственный орган охраны памятников Чеченской Республики вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
3. На объектах культурного наследия республиканского значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об этих объектах.
4. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия республиканского значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения определяется соответственно Правительством Чеченской Республики или органом местного самоуправления по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.

Глава 6. ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ,
ЗОНЫ ОХРАНЫ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ

Статья 25. Территории объектов культурного наследия

1. Территории объектов культурного наследия в Чеченской Республике устанавливаются в целях обеспечения государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих историко-культурную ценность, а также иных исторически и функционально связанных с ними объектов недвижимости.
2. Границы, режимы охраны и использования территории объекта культурного наследия федерального значения устанавливаются в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Границы, режимы охраны и использования территории объекта культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значения устанавливаются решением Правительства Чеченской Республики об отнесении данного объекта к объектам культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значения.
4. Границы, режимы охраны и использования территории выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность, устанавливаются государственным органом охраны Чеченской Республики на основании заключения историко-культурной экспертизы.
5. Проект границ территории объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность, разрабатывается под контролем государственного органа охраны памятников Чеченской Республики с учетом требований государственной охраны объектов культурного наследия и правил землепользования и застройки, установленных в Чеченской Республике.
6. Проект границ территории, указанной в части 5 настоящей статьи, подлежит согласованию с органами исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченными в области архитектуры и градостроительства, земельных отношений, а в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - также с соответствующими органами местного самоуправления.
7. Земельные участки в границах территории объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.

Статья 26. Зоны охраны объектов культурного наследия

1. Границы зон охраны объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения (за исключением границ зоны охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия Правительством Чеченской Республики по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.
2. Градостроительная и проектная документация должна разрабатываться с учетом утвержденных границ зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
3. Сведения о границах и режимах использования зон охраны объектов культурного наследия подлежат внесению в государственный земельный кадастр Чеченской Республики и государственный градостроительный кадастр Чеченской Республики в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 27. Историко-культурные заповедники

1. Решение об отнесении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, к историко-культурному заповеднику республиканского или местного (муниципального) значения принимается на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы соответственно Правительством Чеченской Республики или соответствующим органом местного самоуправления по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.
2. Порядок организации историко-культурного заповедника республиканского или местного (муниципального) значения, их границы и режим содержания устанавливаются Правительством Чеченской Республики по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики, согласованному в отношении историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения с соответствующим органом местного самоуправления.
3. Граница историко-культурного заповедника республиканского или местного (муниципального) значения определяется государственным органом охраны памятников Чеченской Республики на основании историко-культурного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница, по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается данный заповедник.
4. Сведения о границах и режимах содержания историко-культурных заповедников республиканского и местного (муниципального) значения подлежат внесению в государственный земельный кадастр Чеченской Республики и государственный градостроительный кадастр Чеченской Республики в соответствии с действующим законодательством.

Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ, СОХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 28. Общие вопросы государственного контроля в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия

1. Государственный контроль в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (далее - государственный контроль) осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, установленных федеральным законодательством и настоящим Законом.
2. Объектами государственного контроля являются объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, их территории, объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия, зоны охраны объектов культурного наследия, историко-культурные заповедники, земли историко-культурного назначения, а также земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению.
3. Государственный контроль осуществляется в формах:
1) контроля за соблюдением должностными, физическими и юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
2) контроля за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, проектированием и проведением работ по обеспечению сохранности культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
3) контроля за состоянием объектов культурного наследия.
4. Документы государственного контроля подлежат включению в банк данных государственной охраны.

Статья 29. Государственный контроль за соблюдением должностными, физическими и юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия

1. Государственный контроль за соблюдением должностными, физическими и юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия осуществляется путем проведения государственным органом охраны памятников Чеченской Республики в пределах его компетенции соответствующих целевых проверок (далее - целевые проверки).
2. Целевые проверки могут быть плановыми или внеплановыми. Плановые целевые проверки проводятся в соответствии с планом работы государственного органа охраны памятников Чеченской Республики. Внеплановые целевые проверки осуществляются по фактам нарушений требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия. Продолжительность целевых проверок не может составлять более 1 месяца.
3. По итогам целевых проверок составляются акты, содержащие сведения об объектах и субъектах целевых проверок, результатах целевых проверок, а также иные необходимые сведения.
4. Акты целевых проверок оформляются уполномоченными представителями государственного органа охраны памятников Чеченской Республики в установленном порядке и являются одним из оснований для составления протокола о нарушениях требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

Статья 30. Государственный контроль за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, проектированием и проведением мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ

1. В Чеченской Республике проектирование и проведение мероприятий по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, а также проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в границах зон охраны объектов культурного наследия и историко-культурных заповедников (далее - работы по хозяйственному освоению территории) осуществляются:
1) в отношении объектов культурного наследия федерального значения в порядке, определенном федеральным законодательством;
2) в отношении объектов культурного наследия республиканского или местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, отвода земельных участков или изменения их правового режима по согласованию с государственным органом охраны памятников Чеченской Республики.
2. Согласование на проведение работ по обеспечению сохранности объектов культурного наследия производится на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы о соответствии документации, обосновывающей проведение данных работ, требованиям федерального законодательства и настоящего Закона.
3. Согласование на проведение работ по хозяйственному освоению территории производится на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы об отсутствии на данной территории объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и о выполнении заказчиком работ требований к обеспечению сохранности расположенного на данной территории объекта культурного наследия.
4. В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в исходно-разрешительную документацию и проекты проведения работ по хозяйственному освоению территории должны быть внесены изменения, обеспечивающие сохранность обнаруженных объектов до принятия в установленном порядке решения об отнесении данных объектов к объектам культурного наследия. Действие соответствующих положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения необходимых изменений.
5. В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, работы по хозяйственному освоению данной территории проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов, получивших положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и согласованных с государственным органом охраны памятников Чеченской Республики.
6. Работы по хозяйственному освоению территории должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения не указанного в согласовании объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Исполнитель работ обязан немедленно заявить в государственный орган охраны памятников Чеченской Республики об обнаруженном объекте в порядке, определенном настоящим Законом.
7. Работы по хозяйственному освоению территории, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.
8. В случае принятия мер по ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или в случае устранения угрозы ухудшения состояния объекта культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.
9. Ликвидация опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, а также внесение необходимых изменений в мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия и в работы по хозяйственному освоению территории осуществляются за счет средств заказчиков данных работ.

Статья 31. Государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия

1. Контроль за состоянием объектов культурного наследия является неотъемлемой составной частью мониторинга объектов культурного наследия в Чеченской Республике и проводится в целях обеспечения их сохранности и разработки целевых программ в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
2. Порядок и формы контроля за состоянием объектов культурного наследия определяются государственным органом охраны памятников Чеченской Республики, если иное не установлено федеральным законодательством.

Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Статья 32. Предмет охраны исторического поселения

Предметом государственной охраны исторического поселения являются объекты культурного наследия, а также расположенные в административных границах исторического поселения Чеченской Республики иные культурные ценности, созданные в прошлом и представляющие археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность.

Статья 33. Исторические территории Чеченской Республики

1. В целях обеспечения сохранения предмета охраны исторического поселения могут быть установлены исторические территории исторического поселения.
2. Границы исторических территорий исторического поселения утверждаются Правительством Чеченской Республики по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики, согласованному с органом исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченным в области архитектуры и градостроительства.
3. В границах исторических территорий исторического поселения устанавливается особое регулирование градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Чеченской Республики с учетом особенностей, определенных настоящим Законом.

Статья 34. Особое регулирование градостроительной деятельности в границах исторических территорий исторических поселений

1. Особое регулирование градостроительной деятельности в границах исторических территорий исторических поселений осуществляется посредством проведения под контролем государственного органа охраны памятников Чеченской Республики и органа исполнительной власти Чеченской Республики, уполномоченного в области архитектуры и градостроительства, комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия и включает в себя:
1) формирование и ведение в пределах административных границ исторического поселения историко-культурного опорного плана исторического поселения в порядке, установленном настоящим Законом;
2) разработку на основе историко-культурного опорного плана исторического поселения градостроительных регламентов, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия исторического поселения, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики;
3) иные мероприятия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
2. Градостроительная документация, разрабатываемая для территории исторического поселения, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедников, иных объектов градостроительной деятельности, расположенных в границах общегородских исторических территорий, подлежат согласованию с государственным органом охраны памятников Чеченской Республики.

Статья 35. Историко-культурный опорный план исторического поселения

1. В целях реализации государственной охраны исторического поселения Чеченской Республики, обобщения сведений о расположенных в пределах административных границ населенного пункта объектах культурного наследия, исторических территориях, зонах охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедниках, а также обеспечения особого регулирования градостроительной деятельности в историческом поселении настоящим Законом устанавливается ведение историко-культурного опорного плана исторического поселения Чеченской Республики (далее - историко-культурный опорный план).
2. Историко-культурный опорный план является неотъемлемой составной частью государственной охраны объектов культурного наследия.
3. Историко-культурный опорный план формируется и ведется государственным органом охраны памятников Чеченской Республики на основе сведений республиканского реестра, материалов историко-культурных исследований, историко-архитектурных опорных планов, данных историко-культурной оценки исторических территорий Чеченской Республики и иных сведений государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия в документальном и автоматизированном виде.
Документы историко-культурного опорного плана подразделяются на текстовые документы и графические документы.
На основании сведений документов историко-культурного опорного плана формируется его автоматизированное представление.
В случае разночтений сведений документов и данных автоматизированного представления историко-культурного опорного плана приоритет имеют сведения документов.
4. Данные историко-культурного опорного плана о границах и режимах сохранения и использования территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, историко-культурных заповедников и общегородских исторических территорий подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр Чеченской Республики и учету при разработке (корректировке) генерального плана исторического поселения и иной градостроительной документации.
5. Положение об историко-культурном опорном плане исторического поселения Чеченской Республики утверждается Правительством Чеченской Республики по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.

Статья 36. Историко-культурная оценка территорий исторического поселения

1. В целях обеспечения сохранения предмета охраны исторического поселения осуществляется историко-культурная оценка территорий исторического поселения (далее - историко-культурная оценка территорий).
2. Историко-культурная оценка территорий является неотъемлемой составной частью государственной охраны объектов культурного наследия.
3. Историко-культурная оценка территорий осуществляется под контролем и при участии государственного органа охраны памятников Чеченской Республики и выполняется в отношении всех территорий, расположенных в административных границах исторического поселения.
4. Результаты историко-культурной оценки территорий учитываются при установлении границ исторических территорий исторического поселения, регулировании земельных отношений, разработке и корректировке границ зон охраны объектов культурного наследия и историко-культурных заповедников, планировании и осуществлении мероприятий по государственной охране, сохранению и использованию объектов культурного наследия, определении стоимости реконструкции и нового строительства в историческом поселении, а также в иных случаях, установленных настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
5. Положение об историко-культурной оценке территорий исторического поселения утверждается Правительством Чеченской Республики по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.

Глава 9. СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 37. Общие вопросы сохранения объектов культурного наследия

1. Сохранение объектов культурного наследия осуществляется в целях обеспечения физической сохранности объектов культурного наследия.
2. К мероприятиям по сохранению объектов культурного наследия относятся консервация, ремонт, реставрация, приспособление для современного использования, а также непосредственно связанные с ними научно-исследовательские, изыскательские, археологические, инженерные, предпроектные, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
3. Сохранение выявленных объектов культурного наследия и их территорий осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 38. Особенности проведения работ по сохранению объектов культурного наследия

1. Работы по сохранению (в том числе по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению для современного использования) объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения, а также по сохранению их территорий проводятся на основании письменных разрешений и заданий, выданных государственным органом охраны памятников Чеченской Республики, и в соответствии с проектной документацией, согласованной с государственным органом охраны памятников Чеченской Республики, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
2. Разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения выдается государственным органом охраны памятников Чеченской Республики собственнику или пользователю объекта по его заявлению, в котором обосновывается необходимость проведения работ, указывается их цель и предполагаемый характер. Разрешение выдается государственным органом охраны памятников Чеченской Республики после рассмотрения и согласования им проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения.
В разрешении на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения указываются:
1) сведения об организационно-правовой форме и наименовании исполнителя работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения;
2) наименование и реестровый номер объекта культурного наследия;
3) срок действия разрешения;
4) иные данные в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
В выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения может быть отказано, если получено отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
3. В задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения указываются:
1) данные о необходимости выполнения научно-проектных работ;
2) предложения по очередности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
3) иные данные в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Задание составляется государственным органом охраны памятников Чеченской Республики с учетом мнения собственника или пользователя объекта культурного наследия.
4. Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения подлежит согласованию с государственным органом охраны памятников Чеченской Республики при наличии заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации.
5. Решение о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия за счет средств бюджета Чеченской Республики принимается Правительством Чеченской Республики по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия.
6. Приемка завершенных работ по сохранению объектов культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения осуществляется по акту
государственным органом охраны памятников Чеченской Республики, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Статья 39. Банк данных сохранения объектов культурного наследия

1. Документы по сохранению объектов культурного наследия, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом, подлежат включению в банк данных сохранения объектов культурного наследия Чеченской Республики (далее - банк данных сохранения).
2. Документы банка данных сохранения подлежат бессрочному хранению государственным органом охраны памятников Чеченской Республики. Изъятие указанных документов из государственного органа охраны памятников Чеченской Республики не допускается.
3. На основе документов банка данных сохранения формируются информационные ресурсы республиканского реестра и историко-культурных опорных планов исторических поселений, обеспечивающие их автоматизированное ведение.

Статья 40. Воссоздание утраченных объектов культурного наследия

1. Воссоздание утраченных объектов культурного наследия осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при особой историко-культурной ценности утраченных объектов и достаточности научных данных, необходимых для воссоздания.
2. Воссоздание в Чеченской Республике утраченных объектов культурного наследия может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Чеченской Республики, а также внебюджетных средств.
3. Решение о воссоздании в Чеченской Республике утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается в порядке, установленном федеральным законодательством по согласованию с Правительством Чеченской Республики.
4. Решение о воссоздании в Чеченской Республике утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета Чеченской Республики, а также за счет внебюджетных средств принимается Правительством Чеченской Республики по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики, основанному на заключении историко-культурной экспертизы.
5. Решение о воссоздании в Чеченской Республике утраченного объекта культурного наследия принимается с учетом общественного мнения, а при воссоздании памятника или ансамбля религиозного назначения - также с учетом мнения религиозных организаций.
6. Принятие решений о воссоздании утраченных объектов культурного наследия осуществляется на основе сведений республиканского реестра и историко-культурного опорного плана Чеченской Республики.
7. Воссозданный объект культурного наследия может быть отнесен к объектам культурного наследия Правительством Чеченской Республики в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом, не ранее чем через сорок лет с момента его воссоздания.

Глава 10. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 41. Общие вопросы популяризации объектов культурного наследия

1. Популяризация объектов культурного наследия (далее - популяризация) представляет собой деятельность, направленную на организацию общественной доступности и восприятия объектов культурного наследия, формирование понимания необходимости его сохранения, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, повышение образовательного уровня, организацию досуга, а также иные мероприятия, связанные с обеспечением государственной охраны, сохранения, использования объектов культурного наследия.
2. Популяризация в целях настоящего Закона включает в себя:
1) деятельность Парламента Чеченской Республики, Правительства Чеченской Республики, государственного органа охраны памятников Чеченской Республики, иных юридических и физических лиц по обеспечению популяризации объектов культурного наследия;
2) проведение ежегодных дней исторического и культурного наследия в Чеченской Республике;
3) обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия его собственниками и пользователями;
4) организацию туристической деятельности в отношении объектов культурного наследия и исторических территорий Чеченской Республики;
5) экспонирование объектов культурного наследия в целях обеспечения их восприятия путем создания специальных видовых точек, смотровых площадок, зон обзора, специального освещения в темное время суток, установки специальных обозначений, формирования исторического облика объектов культурного наследия;
6) музеефицирование объектов культурного наследия;
7) освещение вопросов объектов культурного наследия Чеченской Республики в средствах массовой информации, в том числе создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных объектам культурного наследия;
8) изучение объектов культурного наследия Чеченской Республики в составе образовательных программ всех уровней;
9) выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, посвященных объектам культурного наследия Чеченской Республики;
10) подготовку и проведение тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
11) проведение ежегодного конкурса на лучшую реставрацию объектов культурного наследия в Чеченской Республике;
12) проведение научно-практических конференций, семинаров по обмену информацией в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;
13) участие в федеральных и межрегиональных целевых программах по вопросам популяризации объектов культурного наследия;
14) иные мероприятия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики к популяризации объектов культурного наследия.

Статья 42. Осуществление популяризации в Чеченской Республике

1. В Чеченской Республике организация популяризации осуществляется государственным органом охраны памятников Чеченской Республики при участии федерального органа охраны объектов культурного наследия, иных заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц.
2. Правительством Чеченской Республики по представлению государственного органа охраны памятников Чеченской Республики могут быть установлены особенности популяризации находящихся в государственной собственности Чеченской Республики объектов культурного наследия.
3. Юридические и физические лица, осуществляющие популяризацию объектов культурного наследия в Чеченской Республике, связанную с физическим воздействием на объекты культурного наследия, обязаны соблюдать требования государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, установленные федеральным законодательством и настоящим Законом.

Статья 43. Обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия в Чеченской Республике

1. Общественная доступность объектов культурного наследия в Чеченской Республике устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Чеченской Республики и настоящим Законом в целях обеспечения реализации прав граждан на доступ к культурным ценностям в Чеченской Республике.
2. Общественная доступность устанавливается в отношении всех объектов культурного наследия независимо от вида, формы собственности, ведомственной принадлежности, характера и режима использования, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики.
3. Порядок и условия общественной доступности конкретного объекта культурного наследия определяются в специальном разделе охранной документации на данный объект.
График посещений объекта устанавливается собственником или пользователем данного объекта по согласованию с государственным органом охраны памятников Чеченской Республики.
4. Контроль за обеспечением общественной доступности объектов культурного наследия в Чеченской Республике осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и государственным органом охраны памятников Чеченской Республики в пределах их компетенции.
5. Собственники и пользователи объектов культурного наследия обязаны соблюдать установленные порядок и условия общественной доступности и обеспечивать при реализации последней соблюдение требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.
6. Собственники и пользователи объекта культурного наследия в случае возникновения угрозы нанесения вреда объекту культурного наследия в результате реализации общественной доступности вправе принять необходимые меры в отношении лица, нарушающего требования государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объекта культурного наследия.

Глава 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ, СОХРАНЕНИЯ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ

Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия

За нарушение законодательства в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия должностные, физические и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 12. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 45. Срок и пределы действия в Чеченской Республике нормативных актов об охране и использовании памятников истории и культуры

1. Впредь до вступления в силу нормативных правовых актов Правительства Чеченской Республики, устанавливающих правила государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, издание которых отнесено федеральным законодательством и настоящим Законом к полномочиям Правительства Чеченской Республики, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняется порядок охраны, сохранения и использования памятников истории и культуры, установленный федеральным законодательством.
2. Впредь до начала проведения в Чеченской Республике историко-культурной экспертизы в порядке, установленном федеральным законодательством, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации, а также порядок выдачи разрешений на проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленный федеральным законодательством.
3. Впредь до регистрации объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством, в Чеченской Республике в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные обязательства и охранные договоры, установленные постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865.
4. В срок не позднее 31 декабря 2010 года в Чеченской Республике в установленном порядке подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия и выявленного объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном обязательстве и охранном договоре и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества. Охранно-арендные договоры и охранные договоры, закрепляющие за юридическими и физическими лицами на праве пользования находящиеся в государственной собственности Чеченской Республики объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, а также договоры аренды и договоры безвозмездного пользования земельными участками, на которых расположены объекты культурного наследия и выявленные объекты культурного наследия, в срок не позднее 31 декабря 2010 года подлежат переоформлению с участием государственного органа охраны памятников Чеченской Республики.
5. Впредь до утверждения Правительством Российской Федерации положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сохраняется порядок отнесения объектов недвижимости к объектам культурного наследия регионального значения, установленный законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации.

Статья 46. Приведение нормативных правовых актов Президента Чеченской Республики и Правительства Чеченской Республики в соответствие с настоящим Законом

Президенту Чеченской Республики и Правительству Чеченской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Статья 47. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент
Чеченской Республики
А.АЛХАНОВ
г. Грозный
20 декабря 2006 года
№ 59-РЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru