АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2010 г. по делу № А44-6465/2009
(извлечение)
9 февраля 2010 года - оглашена резолютивная часть решения.
15 февраля 2010 года - решение изготовлено полном объеме.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Первого заместителя прокурора Новгородской области в интересах производственного кооператива "Декор" к Комитету по управлению государственным имуществом области о признании незаконным отказа в выкупе нежилых помещений,
установил:
Первый заместитель прокурора Новгородской области (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением в защиту интересов производственного кооператива "Декор" (далее - кооператив) к Комитету по управлению государственным имуществом области (далее - КУГИ) о признании незаконными отказа кооперативу от 02.10.2009 года в выкупе нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Великий Новгород, Софийская наб., д. 2 с кадастровым номером 53:23:7011200:0007:20926 и невыполнения действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).
В судебном заседании прокурор уточнил свои требования и просит суд признать незаконными отказ КУГИ от 02.10.2009 г. в выкупе кооперативом нежилых помещений, расположенных по указанному адресу, и невыполнение действий по отчуждению указанного имущества.
В устранение нарушения прав кооператива прокурор просит суд обязать КУГИ выполнить действия по продаже указанного недвижимого имущества кооперативу в порядке и сроки, установленные законом.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что при получении заявления производственного кооператива "Декор" КУГИ обязан был произвести действия по продаже указанного недвижимого имущества, предусмотренные ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 159-ФЗ, так как кооператив относится к субъектам малого предпринимательства и имеет преимущественное право на выкуп арендуемого имущества, поскольку соответствует условиям, перечисленным в ст. 3 Федерального закона № 159-ФЗ.
Ссылку КУГИ на то, что здание включено в Перечень государственного имущества Новгородской области в целях предоставления его во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом Экономического комитета от 02.10.2009 года № 297 (далее - Перечень), прокурор считает необоснованной, так как кооператив обратился с заявлением о выкупе арендуемого имущества до его утверждения.
Отказ комитета противоречит закону и нарушает право кооператива на получение арендуемых нежилых помещений в собственность. Данный отказ нарушает и интересы Российской Федерации, заключающиеся в правильной реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.
Представитель кооператива заявленные требования поддержал, пояснив, что первый раз обращался в КУГИ с заявлением о выкупе здания в начале 2009 года, однако ему было устно разъяснено, что выкуп помещения не возможен, так как не установлены предельные значения площади арендуемого имущества, которое может быть выкуплено субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ.
На момент заседания областного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе области кооператив уже обратился с новым заявлением о выкупе арендуемого имущества и об этом было известно Совету, тем не менее Перечень был согласован Советом, а затем утвержден приказом Экономического комитета.
КУГИ заявленные требования не признал, так как приватизация помещений, арендуемых кооперативом невозможна, поскольку согласно п. 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) имущество, включенное в перечень государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Исключение этого имущества из Перечня и продажа его кооперативу может повлечь нарушение прав и законных интересов иных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая, что в Перечень включено всего 11 объектов недвижимости, а полномочия по формированию указанного Перечня отнесены Федеральным законом № 209-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации, то в случае удовлетворения заявления прокурора будут нарушены интересы Новгородской области.
Кроме того, приватизация здания невозможна, так как согласно техническому паспорту к зданию имеется пристройка, принадлежность которой устанавливается. Возможно, указанная пристройка была возведена кооперативом и является самовольной.
Экономический комитет области, участвующий в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требовании относительно предмета спора, считает заявленные требования необоснованными. Перечень государственного имущества, которое может быть использовано только в целях предоставлений его во владение и (или) пользование субъектам малого предпринимательства или организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона № 209-ФЗ и Порядком
формирования такого Перечня, утвержденным постановлением Администрации области от 15.09.2009 г. № 321.
Выкуп имущества кооперативом создаст прецедент и другие арендаторы будут иметь основания обратиться с заявлением выкупе арендованного имущества.
Рассмотрении дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что 02.09.2009 года кооператив обратился в КУГИ с заявлением (л. д. 14) о выкупе арендуемого здания по адресу: Великий Новгород, Софийская наб., д. 2 с учетом его преимущественного права на приобретение этого имущества как субъекта малого предпринимательства.
Письмом КУГИ от 02.10.2009 года № 8099 (л. д. 13) кооперативу отказано в выкупе арендуемого имущества, так как здание включено в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Указанные действия (бездействие) КУГИ обжалованы кооперативом в прокуратуру Новгородской области.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также производственного кооператива "Декор".
Согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проверки жалобы прокуратурой установлено, что кооператив обладает статусом субъекта малого предпринимательства, так как отвечает критериям, содержащимся в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.
В частности кооператив:
является внесенной в единый государственный реестр юридических лиц коммерческой организацией, не имеющей долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, долей участия, принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, в паевом фонде;
средняя численность работников за предшествующий 2008 календарный год не превышает предельное значение (до ста человек включительно для малых предприятий; до пятнадцати человек для микропредприятий);
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 556 издано 22.07.2008, а не 22.06.2008.
выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный 2008 год не превышает предельные значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2008 № 556 (400 млн. рублей - для малых предприятий; 60 млн. рублей - для микропредприятий) (л. д. 17 - 40, 46, 47).
Из договора аренды недвижимого имущества областной собственности от 26.09.2009 года № 2019 (л. д. 42 - 45) следует, что кооператив арендует указанные нежилые помещения более двух лет до дня вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ (05.08.2008 г.). Площадь арендованного кооперативом помещения - 184, 7 кв. м., то есть она не превышает предельное значение площади арендуемых помещений при реализации субъектами малого предпринимательства преимущественного права на его приобретение (1000 м.), установленное Областным законом
от 01.12.2008 года № 418-ОЗ.
Задолженность по арендной плате, неустойкам, штрафам, пеням у кооператива, согласно ответа КУГИ, отсутствует (л. д. 41).
Таким образом, кооператив обладает преимущественным правом на выкуп арендуемого имущества в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 159-ФЗ.
Довод КУГИ о том, что указанное имущество не может быть реализовано, поскольку включено в Перечень государственного имущества Новгородской области в целях предоставления его во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом Экономического комитета области и от 02.10.2009 года № 297 несостоятелен, так как на момент обращения кооператива с заявлением от 02.09.2009 года о реализации своего преимущественного права на выкуп, этот Перечень еще не был утвержден.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочное основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, правовым последствием включения указанного имущества в перечень является запрет на отчуждение этого имущества из государственной собственности в частную, в том числе и в собственность субъектов малого предпринимательства.
Из протокола заседания областного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе области от 02.10.2009 года № 2 (л. д. 30 - 33) следует, что о наличии преимущественного права производственного кооператива "Декор" на выкуп имущества было известно до утверждения Перечня приказом Экономического комитета области.
Довод Экономического комитета области о том, что Советом согласовано решение о включении в Перечень всех предложенных помещений, включая арендуемые кооперативом, не может быть принят во внимание.
Согласно Порядка
формирования перечня указанного имущества, утвержденного постановлением Администрации области от 15.09.2009 года № 321 (л. д. 59 - 90) Совет согласовывает Перечень, однако окончательное решение принимает Экономический комитет области, который несет ответственность за его законность и обоснованность.
При изложенных обстоятельствах, включение здания по адресу: Софийская набережная, д. 2 в Перечень имущества, не подлежащего отчуждению из государственной собственности направлено на воспрепятствование субъекту малого предпринимательства в реализации права на приобретение этого имущества.
Аналогичная правовая позиция содержится в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.11.2009 года № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Отсутствие в области в достаточном количестве государственного недвижимого имущества, свободного от прав третьих лиц и подходящего для включения в указанный Перечень, не является основанием для нарушения прав конкретного субъекта малого предпринимателя.
В связи с изложенным, мнение прокурора о том, что после получения заявления кооператива о выкупе КУГИ обязан был произвести действия по отчуждению указанного имущества в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 159-ФЗ, является обоснованным.
Наличие самовольной пристройки к зданию не является препятствием для его приватизации, так как из письма Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода эта пристройка возведена до того, как кооператив стал арендатором помещений и на ее выкуп он не претендует.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконными отказ Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области от 02.10.2009 года в выкупе производственным кооперативом "Декор" нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Великий Новгород, Софийская наб., д. 2, с кадастровым номером 53:23:7011200:0007:20926 и невыполнение действий, по отчуждению указанного имущества, как противоречащие ч. 3 ст. 9, ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области произвести действия по продаже указанного недвижимого имущества производственному кооперативу "Декор" в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ, на основании заявления кооператива.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в месячный срок со дня принятия.
Судья
И.Г.ЛАРИНА