Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2010 г. по делу № А44-6465/2009

(извлечение)

9 февраля 2010 года - оглашена резолютивная часть решения.
15 февраля 2010 года - решение изготовлено полном объеме.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Первого заместителя прокурора Новгородской области в интересах производственного кооператива "Декор" к Комитету по управлению государственным имуществом области о признании незаконным отказа в выкупе нежилых помещений,

установил:

Первый заместитель прокурора Новгородской области (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением в защиту интересов производственного кооператива "Декор" (далее - кооператив) к Комитету по управлению государственным имуществом области (далее - КУГИ) о признании незаконными отказа кооперативу от 02.10.2009 года в выкупе нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Великий Новгород, Софийская наб., д. 2 с кадастровым номером 53:23:7011200:0007:20926 и невыполнения действий, предусмотренных ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).
В судебном заседании прокурор уточнил свои требования и просит суд признать незаконными отказ КУГИ от 02.10.2009 г. в выкупе кооперативом нежилых помещений, расположенных по указанному адресу, и невыполнение действий по отчуждению указанного имущества.
В устранение нарушения прав кооператива прокурор просит суд обязать КУГИ выполнить действия по продаже указанного недвижимого имущества кооперативу в порядке и сроки, установленные законом.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что при получении заявления производственного кооператива "Декор" КУГИ обязан был произвести действия по продаже указанного недвижимого имущества, предусмотренные ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 159-ФЗ, так как кооператив относится к субъектам малого предпринимательства и имеет преимущественное право на выкуп арендуемого имущества, поскольку соответствует условиям, перечисленным в ст. 3 Федерального закона № 159-ФЗ.
Ссылку КУГИ на то, что здание включено в Перечень государственного имущества Новгородской области в целях предоставления его во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом Экономического комитета от 02.10.2009 года № 297 (далее - Перечень), прокурор считает необоснованной, так как кооператив обратился с заявлением о выкупе арендуемого имущества до его утверждения.
Отказ комитета противоречит закону и нарушает право кооператива на получение арендуемых нежилых помещений в собственность. Данный отказ нарушает и интересы Российской Федерации, заключающиеся в правильной реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.
Представитель кооператива заявленные требования поддержал, пояснив, что первый раз обращался в КУГИ с заявлением о выкупе здания в начале 2009 года, однако ему было устно разъяснено, что выкуп помещения не возможен, так как не установлены предельные значения площади арендуемого имущества, которое может быть выкуплено субъектами малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Федеральным законом № 159-ФЗ.
На момент заседания областного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе области кооператив уже обратился с новым заявлением о выкупе арендуемого имущества и об этом было известно Совету, тем не менее Перечень был согласован Советом, а затем утвержден приказом Экономического комитета.
КУГИ заявленные требования не признал, так как приватизация помещений, арендуемых кооперативом невозможна, поскольку согласно п. 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) имущество, включенное в перечень государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Исключение этого имущества из Перечня и продажа его кооперативу может повлечь нарушение прав и законных интересов иных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая, что в Перечень включено всего 11 объектов недвижимости, а полномочия по формированию указанного Перечня отнесены Федеральным законом № 209-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации, то в случае удовлетворения заявления прокурора будут нарушены интересы Новгородской области.
Кроме того, приватизация здания невозможна, так как согласно техническому паспорту к зданию имеется пристройка, принадлежность которой устанавливается. Возможно, указанная пристройка была возведена кооперативом и является самовольной.
Экономический комитет области, участвующий в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требовании относительно предмета спора, считает заявленные требования необоснованными. Перечень государственного имущества, которое может быть использовано только в целях предоставлений его во владение и (или) пользование субъектам малого предпринимательства или организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона № 209-ФЗ и Порядком формирования такого Перечня, утвержденным постановлением Администрации области от 15.09.2009 г. № 321.
Выкуп имущества кооперативом создаст прецедент и другие арендаторы будут иметь основания обратиться с заявлением выкупе арендованного имущества.
Рассмотрении дела прерывалось в соответствии со ст. 163 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что 02.09.2009 года кооператив обратился в КУГИ с заявлением (л. д. 14) о выкупе арендуемого здания по адресу: Великий Новгород, Софийская наб., д. 2 с учетом его преимущественного права на приобретение этого имущества как субъекта малого предпринимательства.
Письмом КУГИ от 02.10.2009 года № 8099 (л. д. 13) кооперативу отказано в выкупе арендуемого имущества, так как здание включено в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Указанные действия (бездействие) КУГИ обжалованы кооперативом в прокуратуру Новгородской области.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также производственного кооператива "Декор".
Согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проверки жалобы прокуратурой установлено, что кооператив обладает статусом субъекта малого предпринимательства, так как отвечает критериям, содержащимся в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.
В частности кооператив:
является внесенной в единый государственный реестр юридических лиц коммерческой организацией, не имеющей долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, долей участия, принадлежащих одному или нескольким юридическим лицам, в паевом фонде;
средняя численность работников за предшествующий 2008 календарный год не превышает предельное значение (до ста человек включительно для малых предприятий; до пятнадцати человек для микропредприятий);

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 556 издано 22.07.2008, а не 22.06.2008.

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный 2008 год не превышает предельные значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2008 № 556 (400 млн. рублей - для малых предприятий; 60 млн. рублей - для микропредприятий) (л. д. 17 - 40, 46, 47).
Из договора аренды недвижимого имущества областной собственности от 26.09.2009 года № 2019 (л. д. 42 - 45) следует, что кооператив арендует указанные нежилые помещения более двух лет до дня вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ (05.08.2008 г.). Площадь арендованного кооперативом помещения - 184, 7 кв. м., то есть она не превышает предельное значение площади арендуемых помещений при реализации субъектами малого предпринимательства преимущественного права на его приобретение (1000 м.), установленное Областным законом от 01.12.2008 года № 418-ОЗ.
Задолженность по арендной плате, неустойкам, штрафам, пеням у кооператива, согласно ответа КУГИ, отсутствует (л. д. 41).
Таким образом, кооператив обладает преимущественным правом на выкуп арендуемого имущества в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 159-ФЗ.
Довод КУГИ о том, что указанное имущество не может быть реализовано, поскольку включено в Перечень государственного имущества Новгородской области в целях предоставления его во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом Экономического комитета области и от 02.10.2009 года № 297 несостоятелен, так как на момент обращения кооператива с заявлением от 02.09.2009 года о реализации своего преимущественного права на выкуп, этот Перечень еще не был утвержден.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочное основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, правовым последствием включения указанного имущества в перечень является запрет на отчуждение этого имущества из государственной собственности в частную, в том числе и в собственность субъектов малого предпринимательства.
Из протокола заседания областного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе области от 02.10.2009 года № 2 (л. д. 30 - 33) следует, что о наличии преимущественного права производственного кооператива "Декор" на выкуп имущества было известно до утверждения Перечня приказом Экономического комитета области.
Довод Экономического комитета области о том, что Советом согласовано решение о включении в Перечень всех предложенных помещений, включая арендуемые кооперативом, не может быть принят во внимание.
Согласно Порядка формирования перечня указанного имущества, утвержденного постановлением Администрации области от 15.09.2009 года № 321 (л. д. 59 - 90) Совет согласовывает Перечень, однако окончательное решение принимает Экономический комитет области, который несет ответственность за его законность и обоснованность.
При изложенных обстоятельствах, включение здания по адресу: Софийская набережная, д. 2 в Перечень имущества, не подлежащего отчуждению из государственной собственности направлено на воспрепятствование субъекту малого предпринимательства в реализации права на приобретение этого имущества.
Аналогичная правовая позиция содержится в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 05.11.2009 года № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Отсутствие в области в достаточном количестве государственного недвижимого имущества, свободного от прав третьих лиц и подходящего для включения в указанный Перечень, не является основанием для нарушения прав конкретного субъекта малого предпринимателя.
В связи с изложенным, мнение прокурора о том, что после получения заявления кооператива о выкупе КУГИ обязан был произвести действия по отчуждению указанного имущества в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 159-ФЗ, является обоснованным.
Наличие самовольной пристройки к зданию не является препятствием для его приватизации, так как из письма Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Администрации Великого Новгорода эта пристройка возведена до того, как кооператив стал арендатором помещений и на ее выкуп он не претендует.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными отказ Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области от 02.10.2009 года в выкупе производственным кооперативом "Декор" нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Великий Новгород, Софийская наб., д. 2, с кадастровым номером 53:23:7011200:0007:20926 и невыполнение действий, по отчуждению указанного имущества, как противоречащие ч. 3 ст. 9, ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области произвести действия по продаже указанного недвижимого имущества производственному кооперативу "Декор" в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ, на основании заявления кооператива.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в месячный срок со дня принятия.

Судья
И.Г.ЛАРИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru