АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. по делу № А44-5901/2009
(извлечение)
Рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице Отдела Батецкое лесничество к Обществу с ограниченной ответственностью "Парус" о взыскании 8 276 руб. 10 коп.,
установил:
Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице Отдела Батецкое лесничество (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Парус" (далее - Общество) неустойки за нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации в размере 8 276 руб. 10 коп.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, отзыва не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд проводит судебное заседание в отсутствии представителя Общества.
В судебном заседании представитель Комитета заявленные требования поддержала. Исследовав доказательства по делу, заслушав представителя Комитета, суд полагает требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено материалами дела, в соответствии с договором аренды участка лесного фонда от 12.02.2001 года (л. д. 16 - 24), Обществу был выдан лесорубочный билет № от 27 марта 2006 года (л. д. 15) Батецким лесхозом, в соответствии с которым Обществу разрешалось произвести сплошную рубку растущей древесины и вывезти ее одновременно с заготовкой до 26 марта 2007 года.
13 апреля 2007 года Батецкий лесхоз провел освидетельствование мест рубок, по результатам которого был составлен акт освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов (далее - акт освидетельствования).
Представитель Общества по доверенности от 13.04.2007 № 9 (л. д. 12) при проведении освидетельствования присутствовал. Акт освидетельствования подписал.
Согласно акту освидетельствования было установлено неудовлетворительная очистка мест рубок.
4 июля 2007 года Обществом было получено требование о добровольной уплате неустойки (л. д. 13 - 14), в котором предлагалось добровольно уплатить неустойку в месячный срок.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ лесопользователи обязаны соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, лесорубочного билета, вести работы способами, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки, проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины.
Неисполнение этих обязанностей влечет согласно статье 111 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ ответственность граждан и юридических лиц за причинение вреда лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2007 года, также установлена ответственность лиц за вред, причиненный лесам.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 551 издано 01.06.1998, а не 21.06.1998.
Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.1998 года № 551, применяемыми согласно статье 116 Лесного кодекса РФ от 29.01.97 № 22-ФЗ, предусмотрена обязанность лесхозов по проведению освидетельствования места рубок. В случаях выявления нарушений лесохозяйственных требований при проведении освидетельствования мест рубок и находящихся в подсочке древостоев лесхозы начисляют неустойки и предъявляют их лесопользователям для добровольной уплаты в месячный срок.
Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесхозы до 1 января 2008 года подлежали преобразованию в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с распоряжением
Администрации Новгородской области от 07.12.2007 № 310-рг "О реорганизации Новгородского областного государственного учреждения "Управление сельскими лесами" (л. д. 36), Новгородское областное государственное учреждение "Батецкий лесхоз" было присоединено к Новгородскому областному государственному учреждению "Управление сельскими лесами", которое распоряжением Администрации Новгородской области от 24.12.2007 № 328-рг было реорганизовано в форме преобразования в государственное областное унитарное предприятие "Новгородский лес" (л. д. 34).
В соответствии с Положением
о комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, утвержденным постановлением Администрации Новгородской области от 08.06.2009 года № 183 (далее - Положение о комитете) (л. д. 17 - 31), Комитет является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности, а также является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Согласно Указу
Губернатора Новгородской области от 24.06.2009 № 135 в структуру комитета входит отделы Комитета - территориальные подразделения Комитета в районах области, в том числе Батецкое лесничество.
Пунктом 3.7
. Положения о комитете к полномочиям Комитета отнесено осуществление государственного лесного контроля и надзора.
Таким образом, на осуществление государственного лесного контроля и надзора, в том числе на предъявление исков в арбитражные суды в пределах компетенции, в настоящее время уполномочен Комитет.
Разделом VIII Правил отпуска древесины установлены размеры и порядок начисления неустоек.
Наличие нарушения, выразившегося в неудовлетворительной очистки мест рубок, допущенные Обществом при заготовке древесины на делянке № 2, расположенной в квартале 20 Мойкинского лесничества, подтверждаются актом освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов от 13.04.2007 года (л. д. 7 - 8).
Подпунктом "н" пункта 72 Правил отпуска древесины установлена неустойка за неудовлетворительную или несвоевременную очистку мест рубок от порубочных остатков (в том числе в случае, если разрыв между рубкой деревьев и очисткой в весенне-летний период превышает 15 дней), непроведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода; захламление лесов и не покрытых лесом земель в местах производства работ при расчистке земель под трассы дорог, лесные склады и иные цели, а также прилегающих к этим объектам и лесовозным дорогам полос шириной 50 метров, оставление завалов и срубленных зависших деревьев - 5-кратная стоимость работ по очистке мест рубок или ликвидации захламленности, рассчитанная по действующим в лесхозе расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат, утвержденным в установленном порядке.
Порядок и сроки проведения освидетельствования, предусмотренные Правилами отпуска древесины, соблюдены.
Извещение о проведении освидетельствования 13 апреля 2007 года было получено представителем Общества, что подтверждается присутствием представителя Общества при освидетельствовании по доверенности.
Требование об уплате неустойки, полученное Обществом 4 июля 2007 года, не исполнено ни в установленный в требовании срок, ни до настоящего времени, что подтверждается представителем Комитета.
Расчет размера неустойки произведен правомерно исходя из объема допущенного нарушения, размера неустойки, установленного Правилами отпуска древесины, расчетно-технологической картой, утвержденной 26.03.2007 года (л. д. 26) и составляет 8 276 руб. 10 коп. В соответствии со статьями 99 и 100 Лесного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 2007 года, предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Правила отпуска древесины являются актом, определяющим размер вреда, нанесенного лесному фонду. Наличие причиненного вреда подтверждается актом освидетельствования, размер вреда, исчислен в соответствии с Правилами отпуска древесины, действующими в момент расчета размера вреда.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Правила отпуска древесины в соответствии с постановлением Правительства РФ № 169 от 13.03.2008 года "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, регулирующим лесные отношения" признаны утратившими силу с 1 апреля 2008 года. Постановлением Правительства РФ № 169 от 13.03.2008 не установлено, что оно распространяется на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие, следовательно, к правоотношениям, сложившимся между Комитетом и Обществом, подлежит применению законодательство, действовавшее в момент их возникновения.
Таким образом, требование Комитета о взыскании неустойки является обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно подпункту 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина подлежит взысканию с Общества.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Взыскать Общества с ограниченной ответственностью "Парус", место нахождение: Новгородская область, Батецкий район, п. Батецкий, ул. Советская, д. 29, зарегистрированного 31.10.2002 Межрайонной инспекцией МНС России № 3 по Новгородской области за ОГРН 1025301390234, в бюджет Российской Федерации неустойки в размере 8276 руб. 10 коп.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Парус", место нахождение: Новгородская область, Батецкий район, п. Батецкий, ул. Советская, д. 29, зарегистрированного 31.10.2002 Межрайонной инспекцией МНС России № 3 по Новгородской области за ОГРН 1025301390234, в бюджет Российской Федерации государственную пошлину в размере 500 руб.
3. Исполнительные листы выдать по вступлении решения в законную силу.
4. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Новгородской области.
Судья
М.С.КИСЕЛЕВА