Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2009 г. по делу № А57-11519/2009

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 10 августа 2009 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Д.Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя С.Т.А. г. Саратов
к ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова
о признании незаконным постановления № 159 от 10.06.2009 г.
При участии в судебном заседании представителей: С.Т.А. - паспорт; ИФНС - Б.И.А. по дов. № 04-15/27579 от 03.12.2008 г.

установил:

индивидуальный предприниматель С.Т.А. г. Саратов обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением к ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова о признании незаконным постановления № 159 от 10.06.2009 г.
Как видно из материалов дела, 05.06.2009 г. должностными лицами ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова была проведена проверка ИП С.Т.А., ИНН 645404326993, по вопросу работы с денежной наличностью и полноты учета выручки, полученной с применением ККТ за период с 01.05.2007 г. по 02.06.2009 г. В ходе проверки было установлено, что предпринимателем не ведется кассовая книга, оборотно-сальдовая ведомость по дебету счета 50 "Касса"; в результате чего, с 01.05.2007 г. по 02.06.2009 г. не оприходованы денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовой техники в сумме 172285 руб. Кроме того, выявлен факт нарушения порядка работы с денежной наличностью: отсутствует оборудованная комната, предназначенная для приема, выдачи и временного хранения денежной наличности, отсутствует сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей.
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки № 13 от 05.06.2009 г. и протокол об административном правонарушении № 0165.
10.06.2009 г. начальником ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 159 о признании индивидуального предпринимателя С.Т.А. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Заявитель не согласен с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, в котором просит суд признать его незаконным.
Представитель налогового органа не согласен с доводами, изложенными в заявлении, и считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Процедура привлечения лица к административной ответственности соблюдена.
Суд, в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия сторон, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 04.08.2009 г. до 07.08.2009 г. до 10 час. 10 мин.
Дело рассматривается в порядке ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом, содержащихся в ст. 15.1 КоАП РФ, правонарушений являются порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассового обслуживания, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утверждено Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 40) и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации (утверждено Центральным банком Российской Федерации 05.01.1998 г. № 14-П).
Указанные выше нормативные акты Центрального банка Российской Федерации устанавливают определенные обязанности, касающиеся оприходования в кассу денежной наличности, порядка хранения свободных денежных средств, для предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлена обязанность предприятий вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно п. 12 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Постановления Госкомстата Российской Федерации от 18.08.1998 г. № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в редакции Постановления Госкомстата РФ от 27.03.2000 г. № 26, от 03.05.2000 № 36) утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, в том числе форма КО-4 "Кассовая книга".
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций (п. 1.1) распространяются на юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц (п. 2 в ред. Постановления Госкомстата РФ от 03.05.2000 г. № 36).
Кроме того, кассовая книга как документ, применяемый для учета поступлений и выдачи наличных денег организаций в кассе, является документом бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет согласно ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Согласно п. 2 ст. 4 указанного Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.
Действие же Закона распространяется только на организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430.
Пунктом 4 указанного выше Порядка установлена обязанность индивидуальных предпринимателей по ведению учета доходов и расходов и хозяйственных операций путем фиксирования в книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Данный порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог (п. 3 указанного выше Положения).
Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.12.1998 г. № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" (далее по тексту - Постановление) утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций и введены в действие с 1.01.1999 г.
Пунктом 1.1 Постановления утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, в том числе КМ-4 "Журнал кассира-операциониста". Указанные в пункте 1 Постановления унифицированные формы первичной документации распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики (п. 2 Постановления).
Из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по выполнению требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, а также по надлежащему ведению унифицированной формы первичной учетной документации по учету кассовых операций - КО-4 "Кассовая книга", а также по надлежащему ведению унифицированной формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин - КМ-4 "Журнал кассира-операциониста" возложена на юридические лица всех форм собственности. Определенные обязанности по исполнению положений указанных выше Порядка и Положения возлагаются также на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций: руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера, кассира).
На граждан, осуществляющих в силу статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, указанные выше Порядок и Положение не распространяются.
На индивидуальных предпринимателей действующим законодательством не возложена обязанность по ведению унифицированной формы первичной учетной документации: КО-4 "Кассовая книга" и другие обязанности, указанные Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области в протоколе об административном правонарушении от 11.06.2009 г. и постановлении от 17.06.2009 г. о признании предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.
Порядок учета доходов, расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430) не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход. Индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, не обязаны вести книгу учета доходов, расходов и хозяйственных операций.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность наступает в случае неисполнения лицом определенных обязанностей, которые возложены на него в установленном законом порядке.
Основанием для привлечения к ответственности послужило то обстоятельство, что индивидуальным предпринимателем не полностью оприходована денежная наличность.
Поскольку у индивидуального предпринимателя С.Т.А. отсутствовала обязанность по оприходованию в кассу денежной наличности, то ее бездействие не является противоправным. Следовательно, суд первой инстанции считает, что индивидуальный предприниматель С.Т.А., не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленные требования - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление № 159 от 16.06.2009 г. по делу об административном правонарушении, принятое ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова в отношении индивидуального предпринимателя С.Т.А. г. Саратов по ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
Производство по делу об административном правонарушении - прекратить.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанцию в порядке, предусмотренном статьями 257, 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Арбитражного суда
Саратовской области
Н.В.Д.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru