Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

четвертого созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2010 г. № 3447

Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему
"Об охране здоровья граждан Оренбургской области,
работающих во вредных условиях труда"

Законодательное Собрание области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить рекомендации депутатских слушаний на тему "Об охране здоровья граждан Оренбургской области, работающих во вредных условиях труда" (прилагаются).

2. Направить Постановление в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Правительство Оренбургской области, министерство труда и занятости Оренбургской области, министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области, Федерацию организаций профсоюзов Оренбургской области, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, главам муниципальных районов и городских округов Оренбургской области.

3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на комитет Законодательного Собрания области по вопросам социальной политики и здравоохранения.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Оренбургской области
Д.В.КУЛАГИН





Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Оренбургской области
от 17 февраля 2010 г. № 3447

РЕКОМЕНДАЦИИ
депутатских слушаний на тему
"Об охране здоровья граждан Оренбургской области,
работающих во вредных условиях труда"

г. Оренбург                                             28 января 2010 года

Заслушав и обсудив доклады и выступления депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной и муниципальной власти Оренбургской области, научных учреждений, общественных организаций, участники депутатских слушаний отмечают.
Современный этап экономического развития страны характеризуется новыми экономическими отношениями, сменой форм собственности, реструктуризацией экономики, избыточным рынком труда и прогрессивно растущей миграцией населения. В число приоритетных задач государства и общества входят развитие человеческих ресурсов, сохранение здоровья, продление трудового долголетия и обеспечение социальной защищенности работников.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, на 1 января 2009 года в составе регистра хозяйствующих субъектов Оренбургстата числится 38733 предприятия и организации. Среднегодовая численность занятых в экономике Оренбургской области составляет 1049,7 тыс. человек, в том числе 199380 - работающих в условиях воздействия вредных и опасных производственных факторов, из них 73102 человека - в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, что составляет 38,2 процента. В сфере внимания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области находится 2121 промышленный и сельскохозяйственный объект, из них 8,4 процента (178 предприятий) относятся к 3-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия. Из отраслей промышленности наиболее неблагополучным является сельское хозяйство, где из 655 объектов 104 относятся к 3-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия, что составляет 15,8 процента.
Показатель профессиональной заболеваемости по Оренбургской области в 2009 году составил 0,78 на 10 тыс. работающих (в 2008 году - 0,53). Показатель профессиональной заболеваемости в целом по Российской Федерации составил 1,57 на 10 тыс. работников (в 2008 году - 1,52).
В целях улучшения охраны здоровья граждан, работающих во вредных условиях труда, созданы областной Центр профессиональной патологии и специализированное бюро медико-социальной экспертизы для освидетельствования больных с профессиональной патологией на базе областной клинической больницы № 2.
]]>
Следует отметить положительный опыт по охране здоровья своих работников общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Оренбург", где работает клиника промышленной медицины, сохранены цеховая служба, здравпункты, санаторий-профилакторий.
С 2000 года в Оренбургской области успешно реализуется Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым единовременные, ежемесячные страховые выплаты, а также оплату дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, получают 8,5 тыс. человек. Только в 2009 году Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации направило на выплату страхового обеспечения более 500 млн. рублей.
Неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных производственных факторов на организм работающих являются основными причинами формирования у работающих профессиональной патологии.
В структуре профессиональных заболеваний преобладают заболевания органов дыхания, болезни, связанные с шумом, болезни глаз, увеличилась выявляемость туберкулеза легких среди персонала противотуберкулезных лечебно-профилактических учреждений.
Несмотря на то, что показатель профессиональной заболеваемости по Оренбургской области значительно ниже российских показателей, неблагополучными по условиям труда и выявлению профессиональных заболеваний остаются такие промышленные предприятия, как ОАО "Гайский ГОК" (43,6 процента всей профзаболеваемости области), ОАО "Медногорский медно-серный комбинат". Отмечается высокая заболеваемость туберкулезом медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, в 2008 году заболели туберкулезом 9 человек, в 2009 году - 11.
По данным Государственной инспекции труда в Оренбургской области, за 2009 год у работодателей области зарегистрировано 153 несчастных случая на производстве с тяжелыми последствиями, в том числе групповых - 10, несчастных случаев со смертельным исходом - 28, тяжелых несчастных случаев - 115.
Качественный показатель цивилизованного общества - это отсутствие профзаболеваний у женщин.
В Оренбургской области более 64 тыс. женщин, занятых в отраслях экономики с вредными условиями труда, подлежало периодическим медицинским осмотрам (29,7 процента от общей численности работников). На начало 2009 года, согласно статистическим данным, в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, занято около 23,7 процента женщин, тяжелым физическим трудом занято 1,8 процента от всех работающих женщин.
По-прежнему выявляются нарушения требований СанПиН "Гигиеническое требование к условиям труда женщин" в части допуска их к производству работ с веществами 1-го и 2-го класса опасности, аллергенами, канцерогенами и другими потенциально опасными веществами, имеющими высокий риск возникновения нарушений репродуктивного здоровья и профессиональных заболеваний.
Более того, часто допускаются нарушения норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей, не организовано трудоустройство беременных женщин, перевод их на легкий труд. Почти повсеместно выявляются грубые нарушения правил хранения, применения и транспортирования ядохимикатов.
Не улучшаются условия труда женщин, занятых в сельском хозяйстве, удельный вес механизации их труда в отдельных хозяйствах не превышает 30 - 40 процентов, а в последние годы в этой отрасли даже отмечается рост доли ручного труда. Удельный вес механизированного труда в животноводстве, овощеводстве составляет всего 20 - 30 процентов. Обеспеченность работниц села санитарно-бытовыми помещениями, спецодеждой и средствами индивидуальной защиты остается крайне неудовлетворительной, централизованная стирка спецодежды, как правило, не организована.
Недостаточными являются проводимые мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний женщин-медиков. В лечебно-профилактических учреждениях не в полном объеме обеспечивается защита медицинского персонала от возможности заражения инфекционными болезнями, ежегодно выявляются случаи заражения туберкулезом. Так, в 2009 году выявлено одиннадцать случаев профессиональных заболеваний туберкулезом среди женщин, работающих в лечебно-профилактических учреждениях области.
Неудовлетворительные условия труда не только оказывают влияние на общее состояние здоровья работающих женщин, но и являются причиной формирования у них профессиональной патологии.
К началу XXI века многое из сделанного и достигнутого в области улучшения условий труда, медицинского обслуживания и диспансерного наблюдения, лечебно-профилактического питания, обязательности прививок, санаторно-курортного обеспечения, системы оздоровления и физического воспитания трудящихся было утрачено в силу ряда объективных и субъективных причин.
Практически полная ликвидация промышленной медицины, включающей в себя не только медсанчасти, но и врачебные, фельдшерские здравпункты, санатории-профилактории, спортивно-оздоровительные комплексы, центры здоровья, учреждения общественного и диетического питания, негативно отразилась на качестве медицинской помощи работающему населению и привело к свертыванию профилактической деятельности на предприятиях, к неполному охвату работников вредных профессий периодическими медицинскими осмотрами. Профессиональные заболевания выявляются в большинстве случаев лишь по обращаемости.
В целом по области низкое качество проведения периодических медицинских осмотров, неполный охват работников, занятых во вредных условиях труда, приводит к выявляемости профессиональной заболеваемости на поздних стадиях, когда устанавливается стойкая утрата работником профессиональной трудоспособности. Немаловажен факт отсутствия заинтересованности работников вредных и опасных условий труда в выявлении у них профессиональных заболеваний на ранних стадиях, так как в случае выявления профессионального заболевания работодатель должен перевести работника по медицинским показаниям на другую работу, не связанную с вредным производственным фактором, что повлечет за собой уменьшение заработной платы либо увольнение специалиста ввиду отсутствия такой работы.
Также отсутствует экономическая заинтересованность работодателей в выявлении у работников профессиональных заболеваний, так как это влечет за собой потерю квалифицированных рабочих кадров, возможное установление надбавки в размере 40 процентов к установленному страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что приводит к экономическим убыткам.
В современных рыночных условиях ресурсы существовавшей ранее административно-командной системы, при которой государство выступало в роли единственного работодателя и одновременно гаранта соблюдения прав и требований по сохранению здоровья работающих, полностью исчерпаны.
Требуется разработка принципиально новой концепции сохранения здоровья работающего населения, основанной на принципах рыночной экономики и системе оценки, контроля и управления профессиональными рисками, ответственности бизнеса за здоровье своих работников.
Высокий процент незанятого населения и низкая потребность организаций в работниках порождают нарушения трудового законодательства, связанные с временным использованием работников без заключения трудового договора, и, как следствие, нарушаются права работников на охрану труда.
Во многих территориях остается нерешенным вопрос выделения штатных должностей профпатологов в лечебных учреждениях, где проводятся периодические медицинские осмотры. Специалисты, ведущие профилактические осмотры, зачастую не имеют специализации по профпатологии, во многих осмотрах не участвуют врачи узких специальностей (невролог, окулист, эндокринолог, уролог, онколог и др.), не проводятся необходимые лабораторно-инструментальные исследования работников, сталкивающихся на рабочих местах с шумом, вибрацией, пылью, свинцом, ртутью.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда является залогом сохранения трудовых ресурсов, предпосылкой для высокой производительности труда, а значит, устойчивого социально-экономического развития государства в целом.
Актуальной является задача четкой организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей и общественных организаций и системного межведомственного подхода, направленная на сохранение и улучшение здоровья работающего населения.
Участники депутатских слушаний рекомендуют:

Законодательному Собранию Оренбургской области:

I. Считать 2010 год годом особого внимания депутатов Законодательного Собрания области к проблемам улучшения здоровья работающего населения Оренбургской области;
принять предложение комитета Законодательного Собрания области по вопросам социальной политики и здравоохранения о создании межведомственной комиссии по охране здоровья работающего населения Оренбургской области при Законодательном Собрании области;
осуществлять действенный контроль за исполнением Законов Оренбургской области "Об охране труда в Оренбургской области" и "Об областной целевой программе по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2009 - 2012 годы", прежде всего в части усиления ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства об охране здоровья граждан и законодательства об охране труда;
совместно с Правительством Оренбургской области принять участие в развитии на территории области проекта Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города, районы и поселки";
проводить совместно с Правительством Оренбургской области семинары, совещания, "круглые столы" по вопросам улучшения условий и охраны труда и здоровья работающих граждан, повышения социальной эффективности организаций.
II. Обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации с просьбой:
разработать и внести в Правительство Российской Федерации проекты концепции и федеральной программы "Здоровье работающего населения" (на ближайшие 10 лет) в целях формирования в стране системы охраны труда и сохранения здоровья работающего населения, основанной на принципах рыночной экономики и критериях оценок, контроля и управления профессиональными рисками, ответственности работодателей за здоровье своих работников;
ускорить подготовку стандартов оказания медицинской помощи при профзаболеваниях, а также принятие нормативного акта, позволяющего устанавливать в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".

Правительству Оренбургской области:

разработать и принять постановления Правительства Оренбургской области "О концепции долгосрочной политики охраны и укрепления здоровья населения Оренбургской области", "Об областной целевой программе "Здоровье работающего населения Оренбургской области" на 2011 - 2015 годы" и "О мерах по предупреждению профессиональной заболеваемости в Оренбургской области";
обеспечить реализацию основных направлений государственной политики, заложенных в Законах Оренбургской области "Об охране труда в Оренбургской области" и "Об областной целевой программе по улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области на 2009 - 2012 годы";
рассмотреть возможность создания центра медицины труда Оренбургской области с целью оказания трудоспособному населению области высококвалифицированной диагностической, консультативной и лечебной помощи;
принимать меры по финансированию мероприятий по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих в рамках федеральных, областных и территориальных программ;
обеспечивать реализацию первоочередных мер по улучшению экологической обстановки в Оренбургской области, государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Управлению Роспотребнадзора по Оренбургской области:

информировать органы исполнительной и законодательной власти о состоянии условий труда работников на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве области;
продолжить работу по созданию банка данных о состоянии условий труда по предприятиям, отраслям, вредным факторам, заболеваемости, в том числе профессиональной;
совместно с министерством здравоохранения и социального развития Оренбургской области усилить работу органов управления здравоохранением в территориях области по профилактике профессиональных заболеваний, для чего повысить качество и увеличить охват периодическими медицинскими осмотрами работающих граждан согласно приказам Минздрава России от 29 сентября 1989 года № 555, 14 марта 1996 года № 90, 16 августа 2004 года № 83.

Министерству труда и занятости Оренбургской области:

проводить мониторинг условий и охраны труда;
осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
обеспечивать проведение государственной экспертизы условий труда;
содействовать проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации соответствия организации работ по охране труда в организациях;
принимать дополнительные меры по стимулированию работодателей по созданию условий, обеспечивающих безопасные условия труда и охрану здоровья работающих.

Министерству здравоохранения и социального развития Оренбургской области:

учитывая, что важнейшим антикризисным направлением приоритетного национального проекта "Здоровье" является формирование здорового образа жизни, продолжить реализацию этого направления, так как именно здоровый образ жизни более чем наполовину определяет состояние здоровья человека;
добиваться постоянного улучшения показателей результативности реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", в том числе по профилактике профзаболеваний, предупреждению групповой и вспышечной заболеваемости внутрибольничными инфекциями, профилактике и снижению заболеваемости ВИЧ-инфекцией, гепатитами B и C, туберкулезом;
доукомплектовать областной центр профпатологии необходимым оборудованием (маммограф, рентгенологический денситометр, передвижной флюорограф, бодиплетизмограф, газовый анализатор крови);
решить вопрос о выделении штатных должностей профпатологов в лечебно-профилактических учреждениях городов Орска, Новотроицка, Бугуруслана, Ясного и других территорий области;
создать на базе областного центра профпатологии передвижные клинико-диагностические комплексы;
изучить вопрос о создании филиалов областного центра профпатологии в Оренбургской области;
организовать создание курса последипломной подготовки врачей по профпатологии на базе Оренбургской государственной медицинской академии;
продолжить работу по выполнению мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений Оренбургской области" на 2009 - 2011 годы, реализации программ по борьбе с внутрибольничными инфекциями, улучшению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений;
создать систему персонифицированного мониторинга лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда;
создать регистр профпатологических больных.

Федерации организаций профсоюзов Оренбургской области:

активизировать работу профессиональных союзов, направленную на осуществление контроля за состоянием охраны труда, соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, в том числе за проведением периодических медицинских осмотров и санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами;
вносить в законодательные и исполнительные органы власти Оренбургской области, органы местного самоуправления предложения по совершенствованию действующего законодательства об охране труда и в органы управления предприятий - по социальной защите работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве;
добиваться включения в коллективные договоры мероприятий по охране труда, охране окружающей среды, положений, предусматривающих мероприятия по организации и финансированию физкультурно-оздоровительной работы и осуществлению контроля за их выполнением.

Работодателям:

принимать меры по выполнению требований трудового законодательства по охране труда, созданию служб охраны труда и их материально-техническому оснащению;
повысить ответственность за выполнение требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", особенно в части соблюдения установленных сроков сообщения и своевременного представления необходимых документов о произошедших несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
обеспечивать приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия, в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в соответствии с действующим законодательством;
организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах и обеспечивать условия для осуществления общественного контроля уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов или иных представительных органов работников;
осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);
обеспечивать за счет средств организаций проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в том числе со стажем работы 5 и более лет, в областном центре профессиональной патологии;
предусматривать в коллективных договорах и соглашениях дополнительные сверх установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области льготы и компенсации работникам, занятым на производствах с вредными и опасными условиями труда;
внедрять современные и безопасные технологии производства, новые прогрессивные формы и методы управления охраной труда в организациях.

Средствам массовой информации:

активизировать работу по формированию у населения Оренбургской области здорового образа жизни, пропаганде передового опыта предприятий по охране здоровья работающих.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru