Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 2 апреля 2004 г. по делу № А79-8034/03-СК1-7713

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарск
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26 января 2004 г. по делу № А79-8034/03-СК1-7713, по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарск к обществу с ограниченной ответственностью "Рико-хлеб" о взыскании 14086 рублей 56 копеек и встречному заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рико-хлеб" о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарск от 17.11.2003 № 193 и обязании возвратить уплаченные недоимку и пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 80633 рубля 41 копейка,

установил:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новочебоксарск (далее - Инспекция или налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Рико-хлеб" (далее - ООО "Рико-хлеб" или Общество) штрафа в размере 14086 рублей 56 копеек на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 года.
В свою очередь, ООО "Рико-хлеб" обратилось в суд со встречным заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 17.11.2003 № 193, которым Общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа, и обязании возвратить уплаченные недоимку и пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 80633 рубля 41 копейка.
Решением суда от 26.01.04 в удовлетворении заявления Инспекции отказано, встречное заявление Общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 26.01.04.
Заявитель указывает, что в соответствии со статьей 170 НК РФ обязанность по восстановлению сумм НДС возникает в отношении товаров и основных средств, приобретенных для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения.
С 01.01.2003 ООО "Рико-хлеб" перешло на упрощенную систему налогообложения, и согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ перестало быть налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Следовательно, Общество должно было восстановить сумму НДС с той части остаточной стоимости основных средств, материалов и товаров, по которым ранее, до перехода на упрощенную систему налогообложения, сумма НДС предъявлялась к вычету (зачету).
Налоговый орган, ссылаясь на пункт 8 статьи 145 НК РФ, указывает, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 170 и 171 НК РФ до использования им права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой указанного уведомления путем уменьшения налоговых вычетов.
В судебном заседании представитель Инспекции апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Общества жалобу не признал. Пояснил, что действующим налоговым законодательством не установлена обязанность восстанавливать налог на добавленную стоимость по остаткам товарно-материальных ценностей на момент перехода организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также уплаты налога на добавленную стоимость после данного перехода, тогда как ранее налог был возмещен обоснованно.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу, что оснований для отмены решения суда от 26.01.04 не имеется.
Как свидетельствуют материалы дела, должностным лицом Инспекции проведена выездная налоговая проверка ООО "Рико-хлеб" по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2002 года.
По результатам проверки составлен акт от 30.10.03 № 12/276 и принято решение от 17.11.03 № 193 о привлечении ООО "Рико-хлеб" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 14086 рублей 56 копеек за неуплату налога на добавленную стоимость. Налоговый орган посчитал, что Общество должно было восстановить и уплатить налог на добавленную стоимость, принятый ранее к вычету, по остаткам товарно-материальных ценностей и недоамортизированной части основных средств на момент перехода на упрощенную систему налогообложения - 01.01.2003, так как после указанной даты товарно-материальные ценности и основные средства использовались Обществом для операций, не признаваемых объектом налогообложения.
Обязанность восстановить и уплатить в бюджет суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передачи, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), в случае принятия указанных сумм к вычету или возмещению, установлена пунктом 3 статьи 170 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
По мнению Инспекции, операции, осуществляемые Обществом после 1 января 2003 года, НДС не облагаются.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, перечислены в статье 149 НК РФ. Налоговый орган приравнивает организации, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, к организациям, осуществляющим деятельность, не подлежащую налогообложению.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ налоговым вычетам не подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Пунктом 3 статьи 170 НК РФ установлено, что в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в пункте 2 данной статьи, к вычету или возмещению, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Из анализа названных норм следует, что налог на добавленную стоимость подлежит восстановлению в том случае, если на момент приобретения товаров (работ, услуг) покупатель уже не являлся плательщиком НДС. Из материалов следует, что товарно-материальные ценности приобретались Обществом в период, когда оно являлось налогоплательщиком НДС (до 01.01.03). До указанного периода налог возмещался ООО "Рико-хлеб" правомерно.
Неправомерное возмещение имело бы место, если бы Общество, уже не являясь плательщиком НДС, приобрело товары (работы, услуги), оплатив продавцу налог на добавленную стоимость, и возместило бы оплаченный продавцу налог из бюджета. Однако ООО "Рико-хлеб" предъявило налог на добавленную стоимость к вычету до того, как перестало быть плательщиком указанного налога. Налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих восстановить и уплатить в бюджет ранее принятые к вычету на законном основании суммы НДС, если впоследствии организация перестает быть плательщиком налога.
Ссылка налогового органа на пункт 8 статьи 145 НК РФ несостоятельна, так как данная норма регулирует порядок восстановления налога на добавленную стоимость организациями и индивидуальными предпринимателями, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика именно на основании статьи 145 НК РФ, то есть, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж (до 01.01.2004) не превысила в совокупности один миллион рублей. ООО "Рико-хлеб" не получало освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ.
На основании изложенного, решение суда от 26.01.04 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26 января 2004 года по делу № А79-8034/03-СК1-7713 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru