Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2010 г. по делу № А43-42192/2009-42-970

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
Судьи Кабанова Владимира Петровича,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.П. Кабановым,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокуратуры Нижегородской области
о привлечении ООО "Медицинский экспресс - 52" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя - Кузьмичев А.Н. (удостоверение № 067094),
от ответчика - директор А.Н. Коновальчук (протокол № 2 от 7 сентября 2009 года), Долгова С.И. (доверенность от 27 октября 2009 года),

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилась Прокуратура Нижегородской области с заявлением о привлечении ООО "Медицинский экспресс - 52" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Прокуратура Нижегородской области просит удовлетворить предъявленные требования.
Представители Общества просят отказать Прокуратуре Нижегородской области в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения, рассматриваемого дела.
Прокуратурой Канавинского района г. Нижнего Новгорода проведена проверка деятельности ООО "Медицинский экспресс - 52", в связи с обращением гражданина А.С. Тараканова и Е.И. Конькова по вопросу законности выдачи справки формы 083/у для получения водительских прав.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО "Медицинский экспресс - 52" осуществляет деятельность по проведению медицинских осмотров (предварительных и периодических) на основании лицензии № Л0-52-01-000788, выданной 29 июля 2009 года.
Заявителем установлено, что 25 августа 2009 года между ООО "Медэкспресс-52" и гражданином А.С. Таракановым заключен договор об оказании медицинских услуг № 162, в соответствии, с условиями которого Общество обязалось оказать услуги по проведению медицинского осмотра комиссией врачей, по результатам которого пациенту может быть выдана медицинская справка формы 083/у. Аналогичный договор с гражданином Коньковым Е.И. был заключен 16 сентября 2009 года.
Из материалов дела следует, что А.С. Тараканов и Е.И. Коньков прошли медицинский осмотр, включая осмотр врачом-психиатром.
25 августа 2009 года А.С. Тараканову была выдана справка № 52-09 № 1704170154, сроком годности 2 года. Е.И. Конькову 16 сентября 2009 года также была выдана справка № 52-09 № 1704170430, сроком годности 2 года. Однако фактически осмотр врачом-психиатром по месту постоянной регистрации указанных граждан перед выдачей им справки по форме 083/у ООО "Медэкспресс-52" не проводился, что, по мнению заявителя, противоречит приложению № 4 к приказу Минздравмедпрома России № 90 от 14.03.1996 г.
Прокуратурой также установлено, что в составе созданной комиссии, для проведения медицинских осмотров водителей и кандидатов в водители, кроме председателя комиссии врача-профпатолога Ундрицовой В.Н., ни один член комиссии в настоящее время не имеет специальной подготовки по профессиональной патологии и соответствующих документов.
Усматривая в действиях Общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, прокурором Канавинского района г. Нижнего Новгорода 10 ноября 2009 года было принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Материалы административного дела переданы в Арбитражный суд Нижегородской области для рассмотрения по подведомственности.
Проверив сроки давности привлечения к административной ответственности и полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, арбитражный суд, счел требование заявителя о привлечении Общества к административной ответственности подлежащими отклонению в силу следующих обстоятельств.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статье 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия.
В силу подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 (далее - Положение) под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно приложению к названному Положению.
В силу пункта 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" и "е" - "з" пункта 5 Положения.
В обоснование заявления Прокуратура Нижегородской области указывает на нарушение Обществом требований, установленных подпунктами "г" пункта 5 Положения.
В соответствии с пунктом 5 Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются в частности:
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг) (подпункт "г");
Судом установлено, что для проведения медицинских осмотров в Обществе создана комиссия председателем которой является врач-профпатолог Ундрицова В.Н., имеющая соответствующий документ о профессиональной подготовке и сертификат специалиста.
Иные члены комиссии также имеют дипломы врача, сертификаты специалиста (листы дела 34 - 56).
Довод заявителя о нарушении Обществом требований установленных приказом Минздравмедпрома Российской Федерации № 90 от 14.03.1996 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" и приказа Минздравсоцразвития от 16.08.2004 № 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (освидетельствования) и порядка проведения этих осмотров (освидетельствований)", судом отклоняется на основании нижеследующего.
Приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 № 90 утверждены Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований (приложение 1) и Временный перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу (приложение 2). Ни один из этих перечней не содержит такой вид работ, как работа, связанная с управлением автотранспортом.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 г. № 83 утвержден новый порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (приложение № 3 к названному приказу). В связи с принятием приказа Минздравсоцразвития № 83 от 16.08.2004 г. приказ Минздравмедпрома РФ № 90 от 14.03.1996 г. применяется только в части определения медицинских противопоказаний допуске к работе с вредными факторами, состава специалистов и объема лабораторных исследований, необходимых при проведении осмотров, а также утвержденного им списка профессиональных заболеваний. Такие разъяснения содержатся в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 января 2005 г. № 0100/63-05-32.
Ведомственные акты, на которые ссылается заявитель, регламентируют порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Данные акты приняты для реализации конституционной обязанности работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда работающих граждан, и не могут быть применены к рассматриваемым спорным правоотношениям.
Заявителем не представлено бесспорных доказательств, из которых бы следовало, что граждане, проходившие медицинский осмотр на предмет признания их годными к управлению транспортными средствами, состоят в трудовых отношениях (в качестве водителей) с какими-либо работодателями.
Подпункт "з" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности регламентирует обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
Однако в законодательстве отсутствует утвержденный стандарт оказания медицинской помощи по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров водителей.
Довод заявителя о том, что работниками Общества при проведении медицинского осмотра в отношении Конькова Е.И. и Тараканова А.С. должны были запросить справки из наркологического диспансера, судом отклоняется ввиду того, что для проведения периодических медосмотров для получения справки формы 083/у достаточно имеющейся лицензии и состава комиссии.
Статья 2.1 КоАП РФ дает определение административного правонарушения как основания административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности.
Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц.
В рассматриваемых обстоятельствах у суда отсутствуют достаточные правовые основания для квалификации действий Общества по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу чего суд, считает требования заявителя о привлечении к административной ответственности ООО "Медицинский экспресс - 52" не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать Прокуратуре Нижегородской области в удовлетворении заявления о привлечении ООО "Медицинский экспресс - 52" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу прекратить.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-дневного срока со дня принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
В.П.КАБАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru