Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2008 г. по делу № А14-13877/2007/478/14

(извлечение)

Открытое акционерное общество В. обратилось в Арбитражный суд с иском к Войсковой части N, О-ой квартирно-эксплуатационной части района, о взыскании 2 000 рублей задолженности за полученную электроэнергию за период май - сентябрь 2007 года.
В предварительном судебном заседании истец увеличил исковые требования до 44 220,62 рублей.
При проверке явки лиц в судебное заседание установлено, что не явился ответчик - О-ая квартирно-эксплуатационная часть района, при этом надлежащим образом извещен о месте и времени проведения судебного заседания, сделал заявление о рассмотрении спора в его отсутствие. При изложенных обстоятельствах и с учетом мнения истца и ответчика - Войсковой части N, не возражающих против проведения судебного заседания в отсутствие О-ой Квартирно-эксплуатационной части района, суд определил: рассмотреть спор без участия ответчика - О-ой Квартирно-эксплуатационной части района.
Истец в судебном заседании отказался от иска к Войсковой части № и просит взыскать задолженность с О-ой Квартирно-эксплуатационной части района, поскольку она является плательщиком по договору, и поддержал свои исковые требования к О-ой Квартирно-эксплуатационной части района с учетом заявленного ходатайства об увеличении суммы иска. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены.
Войсковая часть № в судебном заседании пояснила, что является потребителем электроэнергии, а плательщиком является - О-ая КЭЧ района.
Из материалов дела установлено.
Между сторонами заключен договор энергоснабжения от 1 января 2007 года № 129, в силу которого истец, ОАО В., является Поставщиком электроэнергии, Войсковая часть № - Покупателем, О-ая Квартирно-эксплуатационная часть - Плательщиком.
На основании указанного договора истец поставил Войсковой части № в период май - сентябрь 2007 года по указанному договору энергоснабжения 649 740 кВт/ч электроэнергии на сумму 876 062,18 рубля, которая оплачена Плательщиком частично. Задолженность в сумме 44 220,62 рублей истец просит взыскать с Плательщика, О-ой Квартирно-эксплуатационной части. При этом указанная сумма долга состоит из задолженности за отпущенную Покупателю в спорном периоде электроэнергию по нерегулируемой цене.
Ответчик, О-ая Квартирно-эксплуатационная часть, в представленном отзыве возражает против удовлетворения иска, ссылаясь на необоснованность произведенного истцом расчета стоимости отпущенной в спорном периоде электроэнергии по нерегулируемой цене, противоречащего, по его мнению, Правилам функционирования розничных рынков, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530.
Заслушав пояснения присутствующих лиц, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности, суд находит иск обоснованным исходя из следующего.
Материалами дела подтверждено и не оспорено Плательщиком, что Покупатель получил от истца по договору № 129 от 1 января 2007 года 649 740 кВт/ч электроэнергии. Указанным договором стороны согласовали оплату стоимости поставляемой в 2007 году электроэнергии по двум составляющим стоимости: по регулируемой цене и по нерегулируемой цене. При этом согласованы формулы определения стоимости электроэнергии по указанным двум составляющим.
В силу статьи 539, пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договором энергоснабжения признается отдельный вид договора купли-продажи, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Следовательно, к вышеупомянутому договору применяются правила § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня тарифов.
Правительство Российской Федерации в соответствии с вышеназванным Федеральным законом (статья 5), а также Федеральным законом "Об электроэнергетике" (статья 21) и Федеральным законом "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (статья 6) устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе, устанавливает предельные объемы электрической энергии, продажа которой разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии; утверждает правила функционирования оптового рынка и розничных рынков до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики; устанавливает критерии определения производителей электрической энергии, имеющих право на ее продажу по нерегулируемым ценам.
Договор энергоснабжения является публичным договором, в силу чего к нему применимы правила, предусмотренные статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пунктам 4, 5 которой в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.
Правительством Российской Федерации Постановлением от 31.08.2006 № 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков. Пунктом 4 данных Правил определено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" поставка электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 года № 643 (с учетом изменений, внесенных настоящим Постановлением) осуществляется с 1 сентября 2006 года.
Таким образом, с 1 сентября 2006 года на оптовом рынке электрической энергии (мощности) действуют договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), по условиям которых покупатели электроэнергии, в том числе гарантирующие поставщики, приобретают электроэнергию по регулируемой цене (тарифу):
- до конца 2006 года - 100% от объема, указанного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2006 год, утверждаемом Федеральной службой по тарифам, - с 1 января 2007 года от 90 до 95% от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 205 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам" продажа электроэнергии по регулируемым ценам осуществляется:
- с 1 января по 30 июня 2007 г. - от 90 до 95 процентов;
- с 1 июля по 31 декабря 2007 г. в размере от 85 до 90 процентов от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год.
Поскольку законодательством об электроэнергетике предусмотрено государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, Правительство Российской Федерации, относящееся к государственным органам, является полномочным органом в области регулирования цен на электрическую энергию и участники публичного договора - договора энергоснабжения обязаны соблюдать правила, установленные компетентным органом, то истец правомерно применил в спорном периоде дифференцированные цены на энергию (регулируемые и нерегулируемые цены). При этом дифференцированные цены на электроэнергию обусловлены договором, действие которого стороны распространили на период с 00.00 часов 1 января 2007 года до 00.00 часов 1 января 2008 года. Расчет доли поставки электроэнергии по регулируемым и нерегулируемым ценам в спорном периоде (май - сентябрь 2007 года) истец сделал на основании указанных выше нормативных актов и условий договора от 1 января 2007 года № 129. Использованные в указанных расчетах данные подтверждены материалами дела: отчетами НП АТС, справками об объемах электрической энергии, отпущенной гражданам и приравненным к ним категориям потребителей, решением ГУТ по Воронежской области об утверждении тарифа для ОАО В., другими документами.
При изложенных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению с отнесением расходов по госпошлине в силу статьи 110 АПК РФ на ответчика, Плательщика по договору, Орловскую Квартирно-эксплуатационную часть района. Производство по делу в отношении Войсковой части № подлежит прекращению ввиду отказа истца от иска к ней.
Возражения ответчика суд находит несостоятельными, противоречащими указанным выше нормативным актам, условиям договора и материалам дела.
Руководствуясь ст. ст. 426, 454, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 205, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 529, ст. ст. 27, 53, 65, 110, п. 4 ч. 1 ст. 150, 167 - 170, 319 АПК РФ, суд

решил:

взыскать с О-ой Квартирно-эксплуатационной части района в пользу Открытого акционерного общества В. 44 220,62 рублей основного долга и 500 рублей расходов по госпошлине;
- в доходы федерального бюджета 1 269 рублей госпошлины.
Производство по делу в отношении Войсковой части № прекратить.
Исполнительные листы на взыскание выдать по истечении срока на обжалование.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в 19-й Арбитражный апелляционный суд через суд, принявший решение.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru