Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2009 г. по делу № А13-6637/2009

Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего Парфенюка А.В., судей Логиновой О.П., Мамоновой А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лавровой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Корчагина Алексея Николаевича к Региональной энергетической комиссий Вологодской области о признании недействующим постановления от 25 11.2008 № 450 "О тарифе на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 22.01.2009 № 5 "О внесении изменений в постановление РЭК от 30.12.2008 № 525", при участии прокурора Вологодской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Вологодского муниципального района "Жилкомсервис", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис", Совета Прилукского сельского поселения,
при участии: Корчагина А.Н., представителя заявителя Смирнова Л.Н. по доверенности от 30.07.2009, от ответчика - Жирникова К.Ю. по доверенности от 15.04.2009, от прокурора Вологодской области - Ивановой Н.Ю. по удостоверению № 093045, от Совета Прилукского сельского поселения - председателя Степина А.Н. по удостоверению № 5, от МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" - Гопко Т.Ю. по доверенности от 27.07.2009, от ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" - Гопко Т.Ю. по доверенности от 07.08.2009, Абрамовой Е.В. - по доверенности от 07.08.2009,

установил:

Корчагин Алексей Николаевич обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 25.11.2008 № 450 "О тарифе на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 22.01.2009 № 5 "О внесении изменений в постановление РЭК от 30.12.2008 № 525", как не соответствующего постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 № 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы", приказу ФСТ от 08.08.2008 № 136-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по субъектам Российской Федерации на 2009 год" (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований Корчагин А.Н. ссылается на то, что рост тарифов за отопление, установленных для населения в поселке Дорожный Вологодского района Вологодской области (далее - поселок Дорожный), составил: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - 255% (плата увеличилась с 11,15 руб. за 1 кв. м до 28,43 руб. за 1 кв. м); в 2008 году по сравнению с 2007 годом - 168% (до 47,78 руб. за 1 кв. м); в 2009 году по сравнению с 2008 годом - 143,5% (до 68,57 за 1 кв. м). По мнению заявителя, рост указанных тарифов свидетельствует о превышении в 2009 году величины роста тарифов на тепловую энергию в среднем по субъектам Российской Федерации, которая для Вологодской области установлена в размере 118,2% приказом Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 № 136-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения) (далее - приказ ФСТ от 08.08.2008 № 136-э/2). Кроме того, заявитель указал, что в январе 2009 года как размер платы за жилое помещение, так и отдельно плата за отопление (68 руб. 57 коп. за 1 кв. м) превышают федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, который установлен в размере 57 руб. 40 коп. за 1 кв. м постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 № 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы" (далее - постановление Правительства РФ от 18.12.2008 № 960), что нарушает его законные интересы и вынуждает нести излишние расходы по оплате коммунальных услуг.
В судебном заседании заявитель и его представитель поддержали заявленные требования, дополнительно представитель заявителя пояснил, что при установлении тарифа в расчете Региональной энергетической комиссии Вологодской области не выделена отдельной строкой инвестиционная составляющая, учтенная в размере тарифа, наличие которой, по мнению заявителя, является обязательным.
Региональная комиссия Вологодской области (далее - РЭК) в отзыве на заявление (л.д. 39 - 42) с заявленными требованиями не согласилась, указав, что постановление РЭК от 25.11.2008 № 450 "О тарифе на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" принято в соответствии Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, утвержденными приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2. Рост тарифа на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" в сравнении с тарифом, утвержденным на 2008 год, составил 118,2%. С учетом изменений, которые внесены постановлением РЭК от 22.01.2009 № 5 в постановление РЭК от 25.11.2008 № 450, рост среднего по году тарифа на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис", составит 116,9%. Приказом ФСТ от 08.08.2008 № 136-э/2 установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (в том числе предельные уровни тарифов на тепловую энергию для населения) в среднем по субъектам Российской Федерации на 2009 год. В соответствии с названным приказом для Вологодской области максимальная величина роста указанных тарифов на 2009 год допускается не более 118%, в то время как фактический рост средневзвешенного тарифа по Вологодской области составил 117,2%. РЭК также указала, что при установлении оспариваемого тарифа средний предельный максимальный уровень тарифов на тепловую энергию, установленный приказом ФСТ России от 08.08.2008 № 136-э/2 для Вологодской области в размере 118,2%, регулирующим органом не превышен.
Кроме того, ссылаясь на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.06.2009 по делу № А13-4973/2009, РЭК указала, что арбитражным судом по заявлению РЭК было признано частично недействующим решение Совета Прилукского сельского поселения от 18.12.2008 № 215 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (с изменениями от 30.01.2009, от 12.03.2009 № 236) как несоответствующее постановлению Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 25.11.2008 № 415 "Об установлении размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям". По мнению РЭК, в связи с приведением решения Совета Прилукского сельского поселения от 18.12.2008 № 215 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг" в соответствие с действующим законодательством нарушение прав заявителя устранено.
РЭК также считает, что к рассматриваемым отношениям не подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 № 960, на которое ссылается заявитель. Федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы, установленные этим постановлением, применяются для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в межбюджетных отношениях.
Представитель РЭК в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, дополнительно пояснил, что инвестиционная составляющая непосредственно не входит в структуру тарифа, утвержденного оспариваемым постановлением.
Дело рассматривается с участием прокурора Вологодской области на основании частей 1 и 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Прокуратура Вологодской области в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Вологодского муниципального района "Жилкомсервис" (далее - МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис", предприятие) в отзыве на заявление (л.д. 65 - 66) и его представитель в судебном заседании считают требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Предприятие указало, что начисление платы за коммунальные услуги гражданам, проживающим в домах, расположенных в поселке Дорожный, оно осуществляло только в 2008 году (до 01.01.2009).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис" (далее - ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис", общество) в отзыве на заявление (л.д. 67 - 68) и ее представители в судебном заседании считают требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Общество указало, что приняло в управление многоквартирные дома, расположенные в поселке Дорожный, с 01.01.2009 и с этой даты, руководствуясь тарифами, установленными решением Совета Прилукского сельского поселения от 18.12.2008 № 215 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (с изменениями от 30.01.2009, от 12.03.2009 № 236), осуществляет начисление платы за коммунальные услуги заявителю по тарифам, утвержденным для предприятия.
Совет Прилукского сельского поселения представил отзыв на заявление, в котором указал, что размер оплаты за отопление для населения, установленный в соответствии с решением Совета Прилукского сельского поселения от 18.12.2008 № 215 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг", введен с превышением определенного РЭК предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 25.11.2008 № 450 в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 22.01.2009 № 5 "О внесении изменений в постановление РЭК от 30.12.2008 № 525" (далее - постановление РЭК от 25.11.2008 № 450) утверждены и введены в действие на 2009 год следующие тарифы (без НДС) на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" (Вологодский район), дифференцированные по кварталам, в том числе ставка за содержание тепловых сетей:
с 1 января 2009 года тариф (без НДС) на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" (Вологодский район) - 1490 руб./Гкал, ставка за содержание тепловых сетей - 141 руб./Гкал;
с 1 апреля 2009 года тариф (без НДС) на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" (Вологодский район) - 1510 руб./Гкал, ставка за содержание тепловых сетей - 141 руб./Гкал;
с 1 июля 2009 года тариф (без НДС) на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" (Вологодский район) - 1532 руб./ Гкал, ставка за содержание тепловых сетей - 141 руб./Гкал;
с 1 октября 2009 года тариф (без НДС) на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" (Вологодский район) - 1552 руб./Гкал, ставка за содержание тепловых сетей - 141 руб./Гкал.
Названное постановление РЭК от 22.01.2009 № 5 опубликовано в газете "Красный Север" № 2, 13.01.2009, № 11, 03.02.2009, № 14, 10.02.2009, № 17, 17.02.2009.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ). Согласно статье 7.1 указанного Закона споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Применительно к нормативным актам, принимаемым в связи с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, пунктом 11 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено следующее. Статьей 7.1 Закона № 41-ФЗ предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Согласно названному Закону подведомственность таких споров арбитражному суду не ставится в зависимость от субъектного состава участников споров. Кроме того, государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию во всех случаях относится к сфере экономической деятельности и направлено на регламентацию предпринимательской деятельности энергоснабжающих организаций. Поэтому рассмотрение указанных споров, в том числе и в случае, когда заявителем является физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, в соответствии с частью 3 статьи 27, пунктом 5 статьи 29 Кодекса и статьей 7.1 Закона № 41-ФЗ относится к исключительной компетенции арбитражных судов.
Корчагин А.Н. в заявлении о признании недействующим постановления РЭК от 25.11.2008 № 450 указывает, что данным нормативным актом нарушены его законные интересы как потребителя коммунальных услуг. Постановление от 25.11.2008 № 450 принято РЭК в рамках Закона № 41-ФЗ.
С учетом изложенных норм, заявление подано Корчагиным А.Н. в Арбитражный суд Вологодской области с соблюдением правил подведомственности.
Исходя из положений части 4 статьи 2, абзаца третьего статьи 6 Закона № 41-ФЗ, государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в Вологодской области осуществляет РЭК.
В соответствии со статьей 6 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Статьей 2 Закона № 41-ФЗ (в редакции на момент принятия постановления РЭК от 25.11.2008 № 450) предусмотрено, что предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и вводятся в действие с начала года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона № 210-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы могут быть изменены федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 4 Закона № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей. Указанные предельные индексы могут устанавливаться на срок более одного года. Досрочный пересмотр утвержденных предельных индексов допускается по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.
Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, к ее полномочиям отнесено установление предельных индексов максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации (пункт 5.3.1.31.4).
Приказом ФСТ от 08.08.2008 № 136-э/2 установлены предельны, максимальные уровни тарифов на тепловую энергию в Вологодской области (118,2%).
Рост среднего тарифа на тепловую энергию по Вологодской области на 2009 год (величина средневзвешенного тарифа на тепловую энергию по Вологодской области) не превысил максимального уровня (118,2%) и составил 117,2%, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 июня 2009 года по делу № А13-5194/2009.
На 2008 год для МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" был утвержден тариф 1301 руб./Гкал (без НДС), в том числе: отчисления на специальный счет энергосбережения - 13.01 руб./Гкал (постановлением РЭК от 24.10.2007 № 255 "О тарифе на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" (в редакции от 18.12.2007 № 429) (листы дела 38 - 39).
Рост тарифа на тепловую энергию, установленного оспариваемым нормативным актом (без учета внесенных изменений), к тарифу, утвержденному на 2008 год, составил 118,2% (1538 руб. за Гкал (без НДС) / (1301 руб./Гкал (без НДС).
Рост тарифа на тепловую энергию, установленного оспариваемым нормативным актом (в редакции от 22.01.2009 № 5), к тарифу, утвержденному на 2008 год, составил 116,9%. При этом суд исходит из величины среднегодового тарифа на тепловую энергию на 2009 год - 1521 руб. за Гкал (без НДС), рассчитанного как среднее арифметическое из общей суммы тарифов, установленных на кварталы 2009 года (1490 руб./Гкал + 1510 руб./Гкал + 1532 руб./Гкал + 1552 руб./Гкал) / 4 = 1521 руб. за Гкал).

]]>
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 имеет номе 288-О-П, а не номер 288-ОП.

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 № 288-ОП, утверждение тарифа на тепловую энергию в отношении конкретной энергоснабжающей организации с превышением предельного уровня при соблюдении максимального уровня тарифа в целом по субъекту не влечет незаконность нормативного акта регулирующего органа при условии, что не превышен предельный индекс изменения платы граждан за жилье и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат на оказание коммунальных услуг.
Как разъяснено в информационном письме Федеральной службы по тарифам от 08.09.2006 № СН-4251/5, предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги относятся ко всем видам коммунальных услуг, а именно: водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в соответствии с Законом № 210-ФЗ и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов. Однако рост совокупного платежа граждан в каждом муниципальном образовании субъекта Российской Федерации по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов.
Предельные индексы максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям установлены постановлением РЭК от 25.11.2008 № 415.
Из материалов дела следует, что Корчагин А.Н., проживающий в поселке Дорожный, производил оплату за коммунальные услуги, исходя тарифов, установленных решением Совета Прилукского сельского поселения от 18.12.2008 № 215 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (с изменениями от 30.01.2009, от 12.03.2009 № 236). В соответствии с названным решением от 18.12.2008 № 215 для населения поселка Дорожный действовал следующий размер платы на отопление: в 1 квартале 2009 года в размере - 68,57 руб. за 1 кв. м, во 2 квартале 2009 года в размере - 70,47 руб. за 1 кв. м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 июня 2009 года по делу № А13-4973/2009 установлено превышение предельного индекса, определенного РЭК. Данное превышение связано с тем, что на территории Прилукского сельского поселения решением Совета Прилукского сельского поселения от 18.12.2008 № 215 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (с изменениями от 30.01.2009, от 12.03.2009 № 236) были утверждены тарифы на оплату населением отопления и горячего водоснабжения раздельно по МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" и ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис". В решений арбитражного суда указано, что предельный индекс максимального изменения платы граждан за коммунальные услуги в совокупности с другими коммунальными услугами составил для населения, получающего коммунальные услуги от ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" - 96,8%, от МУП ЖКХ "Жилкомсервис" - 137,6%.
Вместе с тем такое превышение не влечет незаконность постановления РЭК от 25.11.2008 № 450, поскольку возникновение данного обстоятельства не обусловлено принятием оспариваемого нормативного акта.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 июня 2009 года по делу № А13-4973/2009 установлено, что при применении среднего тарифа по обоим предприятиям рост тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг населением не превысил бы предельного индекса, установленного РЭК.
Имеющиеся в деле данные о фактической оплате жилищных и коммунальных услуг заявителем за 1, 2 кварталы 2009 года свидетельствуют о превышении установленного РЭК предельного индекса. Данное превышение связано с тем, что размер оплаты был рассчитан с применением правовых норм, признанных арбитражным судом недействующими (по раздельно установленным тарифам).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 июня 2009 года по делу № А13-4973/2009 решение Совета Прилукского сельского поселения от 18.12.2008 № 215 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (с изменениями от 30.01.2009, от 12.03.2009 № 236) признано несоответствующим постановлению Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 25.11.2008 № 415 "Об установлении индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям" и недействующим в части:
пункта 1 раздела "Экономически обоснованные тарифы (с НДС) на коммунальные услуги (руб.)", пунктов 3 и 4 раздела "Наименование услуг" приложения № 3 "Тарифы по МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" на коммунальные услуги для населения в жилых помещениях, где установлены индивидуальные, общие (квартирные) и (или) коллективные (общедомовые) приборы учета потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды";
пункта 1 раздела "Экономически обоснованные тарифы (с НДС) на коммунальные услуги (руб.)", пунктов 1 и 2 раздела "Наименование услуг" приложения № 4 "Тарифы на коммунальные услуги для населения Прилукского сельского поселения по МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис";
пункта 1 раздела "Экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги (руб.)", пунктов 3 и 4 раздела "Наименование услуг" приложения № 3 "Тарифы по ООО "Жилкомсервис" на коммунальные услуги для населения в жилых помещениях, где установлены индивидуальные, общие (квартирные) и (или) коллективные (общедомовые) приборы учета потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды";
пункта 1 раздела "Экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги (руб.)", пунктов 1 и 2 раздела "Наименование услуг" приложения № 4 "Тарифы на коммунальные услуги для населения Прилукского сельского поселения по ООО "Жилкомсервис" решения Совета Прилукского сельского поселения от 18.12.2008 № 215 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг" с изменениями, внесенными решениями Совета Прилукского сельского поселения от 30.01.2009 № 224, 12.03.2009 № 236.
Во исполнение решения Арбитражного суда Вологодской области от 23 июня 2009 года по делу № А13-4973/2009 Совет Прилукского сельского поселения привел решение от 18.12.2008 № 215 в соответствие с постановлением РЭК от 25.11.2008 № 415. В этих целях Советом Прилукского сельского поселения издано решение от 13.08.2009 № 249 "О внесении изменений в решение Совета Прилукского сельского поселения от 18.12.2008 № 215 "Об оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (с изменениями и дополнениями)". Данное постановление было опубликовано в приложении "Официальный вестник" № 13 (110), 29.08.2009 к газете "Маяк" № 69 - 70, вступило в силу с даты опубликования и повлекло снижение размера платы за коммунальные услуги. Исходя из названного решения Совета Прилукского сельского поселения от 13.08.2009 № 249 плата за отопление для населения поселка Дорожный с 29.08.2009 составляет: в 3 квартале 2009 года - 57,62 руб. за 1 кв. м, в 4 квартале 2009 года - 58,47 руб. за 1 кв. м. Плату за коммунальные услуги Корчагина А.Н. по совокупности предоставленных ему коммунальных услуг в 2009 году следует рассчитывать с учетом указанных изменений, внесенных в решение Совета Прилукского сельского поселения от 18.12.2008 № 215.
Материалами дела, в частности, расчетом ООО "Управляющая компания "Жилкомсервис" подтверждается, что с учетом вышеуказанных изменений плата Корчагина А.Н. за коммунальные услуги по совокупности предоставленных ему коммунальных услуг в 2009 году по отношению к 2008 году составит 124,25%, что меньше индекса 128%, предусмотренного постановлением РЭК от 25.11.2008 № 415 "Об установлении индексов максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям" для Прилукского сельского поселения. Рост тарифа на тепловую энергию на 116,9% по отношению к 2008 году не привел к превышению предельного индекса платы Корчагина А.Н. за коммунальные услуги в целом.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 № 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы" не распространяет свое действие на правоотношения, регулируемые оспариваемым постановлением, поскольку федеральные стандарты применяются для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в межбюджетных отношениях.
При таких обстоятельствах оснований для признания постановления РЭК от 25.11.2008 № 450 (в редакции от 22.01.2009 № 5) незаконным и недействующим не имеется.
Доводы представителя заявителя в судебном заседании о том, что РЭК необоснованно не отразило отдельной строкой, какой размер инвестиционной составляющей учтен в размере тарифа, судом отклоняются по следующим основаниям.
Пунктом 15 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109) определено, что при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом. При этом переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 26.06.2008 № 231-э.
Вместе с тем в данном случае метод доходности инвестированного капитала, предполагающий соблюдение порядка формирование необходимой валовой выручки, принимаемой к расчету при установлении тарифов, и включающего в себя соблюдение правил расчета нормы доходности инвестированного капитала, правил определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета и правил определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов, РЭК не использовался.
Таким образом, нарушение порядка установления тарифов, на которое в судебном заседании ссылается заявитель, при издании оспариваемого постановления РЭК не допущено.
При регулировании тарифов регулирующим органом правомерно с соблюдением принципа экономической обоснованности тарифов применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
При расчете расходов, связанных с полезным отпуском тепловой энергии (л.д. 52 - 54), регулирующий орган обоснованно руководствовался подпунктом 2 пункта 19, подпунктом 1 пункта 36 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, установив расходы на покупную тепловую энергию по регулируемым государством тарифам на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Вологдагазпромэнерго", утвержденным постановлением РЭК от 09.12.2008 № 494, с учетом изменений, внесенных постановлением РЭК от 30.12.2008 № 525 (в редакции от 22.01.2009).
Исходя из вышеназванных нормативных положений тарифы (без НДС) на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Вологдагазпромэнерго", для котельных п. Семенково-1, п. Семенково-2, п. Дорожный (Вологодский район), на 2009 год составили: с 1 января 2009 года - 1149 руб./Гкал; с 1 апреля 2009 года - 1166 руб./Гкал, ставка за содержание тепловых сетей - 141 руб./Гкал; с 1 июля 2009 года - 1184 руб./Гкал; с 1 октября 2009 года - 1201 руб./Гкал. Нормативный акт, которым установлены данные тарифы на тепловую энергию, заявителем не оспаривался.
С учетом вышеизложенного требования Корчагина А.Н. о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 25.11.2008 № 450 "О тарифе на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" (в редакции от 22.01.2009 № 5) удовлетворению не подлежат.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом заявителю в удовлетворении предъявленных требований расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

постановление Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 25.11.2008 № 450 "О тарифе на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 22.01.2009 № 5 "О внесении изменений в постановление РЭК от 30.12.2008 № 525" признать соответствующим постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 № 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 - 2011 годы", приказу Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 № 136-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по субъектам Российской Федерации на 2009 год".
Корчагину Алексею Николаевичу в удовлетворении требований о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 25.11.2008 № 450 "О тарифе на тепловую энергию, отпускаемую МУП ЖКХ ВМР "Жилкомсервис" (в редакции от 22.01.2009 № 5) отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
А.В.ПАРФЕНЮК

Судьи
О.П.ЛОГИНОВА
А.Е.МАМОНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru