Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2008 г. по делу № А13-1232/2008

Резолютивная часть решения объявлена 23 июля 2008 года
В полном объеме решение изготовлено 25 июля 2008 года
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Шадриной А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кренделевой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета историко-культурного наследия Вологодской области к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Экстур", при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, ГУК "Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник", Администрации города Вологды об устранении нарушений режима охранной зоны объекта культурного наследия
при участии представителей:
от истца - Иванова Н.В. по доверенности от 29.02.2008;
от ответчика - Малафеевский А.М. по доверенности от 13.03.2007, Желтов А.С. директор;
от третьих лиц: Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия - Крутиков В.В. по доверенности от 14.01.2008; от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды - Сакалова Е.А. по доверенности от 27.02.2008; от ГУК "Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" - Смирнова Е.Л. по доверенности от 12.09.2007; от Администрации г. Вологды - Задворная Л.Л., представитель по доверенности от 14.04.2006

установил:

Комитет историко-культурного наследия Вологодской области (далее - Комитет) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Экстур" (далее - ООО "Фирма "Экстур") об устранении нарушений режима зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия "Ансамбль Вологодского Кремля" (далее - "зона охраняемого природного ландшафта") путем прекращения хозяйственной деятельности в зоне охраняемого природного ландшафта и демонтажа металлодеревянных конструкций лестничных спусков к реке, вагончика бытового назначения, рекламной баннерной растяжки и стояночной баржи (с учетом уточнения исковых требований 29.05.2008).
В обосновании исковых требований истец ссылается на то, что ответчик осуществляет хозяйственную деятельность на указанной территории без соответствующего разрешения органа охраны объектов культурного наследия, что противоречит статье 35 Закона РСФСР от 15.12.1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (далее - Управление), Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее - Департамент), ГУК "Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" (далее - "Музей-заповедник"), Администрация города Вологды.
ООО "Фирма "Экстур" исковые требования Комитета не признало в полном объеме, указав на то, что истцом не доказан факт осуществления хозяйственной деятельности ООО "Фирма "Экстур" в охранной зоне, а также факт того, что данная деятельность наносит ущерб ансамблю Вологодского Кремля, находящемуся на землях муниципального образования, примыкающих к водному объекту, находящемуся в федеральной собственности. Кроме того, считает, что все спорные объекты ответчика расположены в пределах береговой полосы, которая предназначается для общего пользования.
Управление в отзыве на иск и представитель в судебном заседании исковые требования истца считает обоснованными. Считает, что хозяйственная деятельность в границах зоны охраняемого природного ландшафта осуществляется ООО "Фирма "Экстур" с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования объектов культурного наследия.
Департамент в отзыве на иск и представитель в судебном заседании пояснил, что ответчик осуществляет деятельность по пассажирским перевозкам водным речным транспортом. Для осуществления данной деятельности построены причальные сооружения в водоохранной зоне р. Вологда. Ранее, в соответствии с Водным кодексом 1995 года, ООО "Фирма "Экстур" была получена лицензия на водопользование и заключен договор пользования водным объектом. К 01.01.2007 срок действия прав водопользования водным объектом истек. В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ ответчику надлежало оформить два договора водопользования: на пользование акваторией и размещение причальной баржи. По состоянию на 23.07.2008, в нарушение Водного кодекса РФ, ответчик права пользования водным объектом не оформил. На основании изложенного просит суд удовлетворить исковые требования Комитета.
Представитель Музея-заповедника по существу исковых требований пояснил, что территория земли, на которой расположена стояночная баржа является зоной охраняемого природного ландшафта. Установка стояночной баржи привела к тому, что в историческом и культурном центре города Вологды появилось место, где собираются граждане для распития алкогольных напитков, используя близлежащую к стоянке территорию для свалки мусора. В связи с неоднократными жалобами горожан и обращением о помощи в наведении порядка к генеральному директору музея представителей Вологодской Епархии 12.10.2007 Музеем-заповедником было направлено письмо на имя начальника Департамента культуры Вологодской области Рацко В.В. с просьбой ходатайствовать перед главой г. Вологды о переносе стоянки речного транспорта от Вологодского Кремля в другое место. Просит суд удовлетворить исковые требования Комитета.
Представитель Администрации г. Вологды поддержал заявленные истцом требования, указав на то, что спорный объект расположен в объединенной охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения и зоне охраны культурного слоя. Ответчиком не согласована проектная документация на размещение объекта в объединенной охранной зоне объектов культурного наследия, в связи с чем требования Комитета обоснованны.
Заслушав пояснения истца, поддерживающего иск, возражения ответчика, пояснения третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Комитет историко-культурного наследия области является органом исполнительной государственной власти Вологодской области, в функции которого входит осуществление государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В рамках предоставленных полномочий истец произвел осмотр охранной зоны объекта "Ансамбль Вологодского Кремля", который в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1327 от 20.08.1960 года "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры СССР" отнесен к памятникам архитектуры, подлежащим охране как памятники государственного значения. В результате осмотра было выявлено, что на территории Соборной горки в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения: Ансамбль Вологодского Кремля находятся объекты, возникшие в результате хозяйственной деятельности несанкционированной органами охраны объектов культурного наследия, а именно: металлодеревянные конструкции лестничных спусков к реке, хозяйственные постройки в виде вагончиков бытового назначения, рекламная баннерная растяжка, бетонная причальная стенка со стоящей рядом баржей. Данные факты зафиксированы в акте от 28.02.2008. В заключении в акте указано, что данная хозяйственная деятельность нарушает историческое ландшафтное окружение объектов культурного наследия федерального значения (л.д. 26).
Согласно статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона охраняемого природного ландшафта это территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников.
В соответствии с Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 года за № 33 границы охранной зоны определяются требованиями обеспечения режима ее использования. В границы охранной зоны должны включаться связанные с памятником участки исторически и художественно ценной застройки, ландшафта, открытых пространств. При рассредоточенном расположении памятников, не имеющих между собой композиционных связей, границами выделяется отдельная охранная зона для каждого памятника. При близком расположении нескольких не связанных между собой памятников целесообразна объединенная охранная зона, своими границами охватывающая всю группу памятников. Границы охранной зоны следует совмещать с планировочными или природными рубежами: габаритами кварталов, улицами, площадями, дорогами, берегами рек, оврагами, лесными опушками и т.п. и, по возможности, обозначать на местности охранными досками установленного образца. Границы охранных зон должны быть обязательным элементом красных линий и опорного плана в составе генерального плана и проекта детальной планировки.
Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Вологда, включающий объект культурного наследия "Ансамбль Вологодского Кремля", был утвержден 26.11.1990 Решением Исполнительного Комитета Вологодского областного Совета народных депутатов за № 494.
Кроме того, учитывая возражения ответчика в части недоказанности факта осуществления хозяйственной деятельности ООО "Фирма "Экстур" в охранной зоне, Комитетом была создана Комиссия для определения зоны охраны, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность и располагается имущество ООО "Фирма "Экстур" (Приказом Комитета от 17.07.2008 за № 110).
В состав Комиссии вошли представители Комитета историко-культурного наследия Вологодской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Вологды, ГУК "Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник", ГУК "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области" и ООО "Фирма "Экстур".
Обследование территории производилось Комиссией методом выноса координат поворотных точек на место (нивелир С310 № 210422), с помощью навигатора GARMI№ GPSmap бOCx № 74894920, с проверкой цифровым лазерным дальномером DLE PROFESSIONAL, предметный № 3601 К16 00. Полученные координаты с топографической подосновы были нанесены методом масштабирования на схему зон охраны памятников (графический чертеж) генерального плана города Вологды. Зафиксировано местоположение металлодеревянных конструкций лестничных спусков к реке, вагончика бытового назначения, рекламной баннерной растяжки и стояночной баржи, принадлежащих ООО "Фирмы "Экстур" и установлено, что хозяйственная деятельность ООО "Фирмы "Экстур" осуществляется в пределах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия "Ансамбль Вологодского Кремля". По результатам обследования составлен акт от 17.07.2008.
Наличие береговой полосы никоим образом не влияет на режим охраны объектов культурного наследия, они не взаимозаменяемы и не ограничивают друг друга.
На основании изложенного, исследовав все представленные сторонами документы суд считает, что исковые требования Комитета заявлены обоснованно, в связи с чем подлежат удовлетворению, государственная пошлина в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Экстур" устранить нарушения режима зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия "Ансамбль Вологодского Кремля" путем прекращения хозяйственной деятельности в зоне охраняемого природного ландшафта.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Экстур", в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу, демонтировать металлодеревянные конструкции лестничных спусков к реке, вагончик бытового назначения, рекламную баннерную растяжку и стояночную баржу, расположенные в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия "Ансамбль Вологодского Кремля".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Экстур" в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
А.Н.ШАДРИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru