Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2009 г. по делу № А31-4360/2008

Резолютивная часть решения объявлена 3 февраля 2009 г.
Судья арбитражного суда Костромской области Беляева Татьяна Юрьевна
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Костромской таможни
к ГУ "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям"
о взыскании 707739 руб. 27 коп.
при участии в заседании:
от истца - главный государственный таможенный инспектор правового отдела Макарова Е.П. по доверенности № 02-20/6077 от 10.11.2008 г.; главный государственный таможенный инспектор отдела таможенной инспекции Блинова Л.В. по доверенности № 02-20/6078 от 10.11.2008 г.
от ответчика - юрисконсульт Никифорова Т.Ю. по доверенности № 106 от 28.10.2008 г.; консультант судебно-правового отдела Пахомов В.В. по доверенности № 4 от 11.01.2009 г.

установил:

Костромская таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Государственного учреждения "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям" (далее - Учреждение) таможенных платежей 593 255 рублей 74 копеек и пени 114 483 рубля 53 копейки.
Учреждение с заявленными требованиями не согласно, изложив свои доводы в отзыве на заявление (в деле). По мнению ответчика, целевое и своевременное использование гуманитарного груза Учреждением подтверждается ведомостями на выдачу товара гуманитарной помощи и отчетом о получении и использовании гуманитарной помощи (содействия).
Использование части груза, полученного ГУ "Центр социального здоровья детства, юношества и семьи", не по назначению произошло за пределами Костромской области по вине директора Центра, которая признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 Уголовного кодекса РФ. Таким образом, виновное лицо судом установлено и привлечено к ответственности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав стороны, суд установил.
05.10.2006 в адрес ГУ "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям" поступили товары гуманитарной помощи общим весом 11650 кг стоимостью 68908,04 долларов США от Благотворительной организации Церковь Иисуса Христа и святых последних дней (Солт-Лейк Сити, ЮТА, США).
Принадлежность данных товаров к гуманитарной помощи подтверждена удостоверением серии ГП № 000882 Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ.
На товары гуманитарной помощи Учреждением была подана ГТД № 10107020/251206/0007416, по которой таможней был произведен условный выпуск с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей. Таможенная стоимость товаров составила 1 811 875 руб. 60 коп.
В соответствии с планом распределения и удостоверением Комиссии гуманитарная помощь предназначена для неполных и многодетных малообеспеченных семей, состоящих на учете в ГУ "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям" и в ГУ "Центр социального здоровья детства, юношества и семьи".
С целью установления целевого использования получателем товара гуманитарной помощи Костромская таможня провела проверку, в ходе которой выявлены следующие обстоятельства.
Согласно документам, представленным ГУ "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям" в Костромскую таможню, распределение товаров гуманитарной помощи осуществлено следующим образом:
- часть груза (одежда и обувь в количестве 185 кг, стоимостью 34632 руб. 33 коп.), подлежащая передаче неполным и многодетным малообеспеченным семьям, состоящим на учете в ГУ "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям", выдана в январе-феврале 2007 года 15 семьям, что подтверждается ведомостью на выдачу товаров;
- часть груза общим весом 10 683,6 кг, стоимостью 1 777 231 руб. 32 коп. согласно плану распределения передана ГУ "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям" в ГУ "Центр социального здоровья детства, юношества и семьи" на основании накладных (требований) от 12.01.2007 через П.В. Шпанченко, действовавшего от имени Центра на основании доверенности б/нот 12.01.2007.
Сведения о поступлении товаров отражены в единой форме бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) № ГП-1 в Разделе 1 формы.
Однако Раздел 2 формы ГП-1, отражающий учет операций приема-передачи товарно-материальных ценностей, относящихся к гуманитарной помощи, российским грузоотправителем российскому грузополучателю не заполнен. Сведения о передаче ГУ "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям" части гуманитарного груза в ГУ "Центр социального здоровья детства, юношества и семьи" отсутствуют. Дата составления формы ГП-1 не указана.
Представленный ГУ "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям" отчет о получении и использовании гуманитарной помощи ГУ "Центр социального здоровья детства, юношества и семьи" не содержит сведений об использовании учреждением гуманитарной помощи. Разделы отчета об объекте благотворительности и количестве человек получивших помощь не заполнены, дата его составления не указана.
Иных документов и сведений, подтверждающих выполнение Учреждением требований и условий по пользованию и распоряжению товарами, установленными Таможенным кодексом РФ, в отношении которых в соответствии с таможенным режимом предусмотрено освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, учреждением в ходе проверки не представлено.
25.06.2007 Костромской таможней в адрес ГУ "Центр социального здоровья детства, юношества и семьи" был направлен запрос № 14-10/3410 о представлении документов, подтверждающих получение организацией гуманитарной помощи, ее постановку на учет и распределение конечным получателям.
На указанный запрос ГУ "Центр социального здоровья детства, юношества и семьи" письмом № 41 от 02.07.2007 сообщило, что учреждение гуманитарный груз не получало и не распределяло.
В ходе таможенного контроля установлено, что 23.07.2007 по признакам составов преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 160, частью 1 статьи 285 УК РФ по факту злоупотребления должностными полномочиями директором ГУ "Центр социального здоровья детства, юношества и семьи" И.Ю.Самариной, было возбуждено уголовное дело № 48051.
Согласно материалам уголовного дела, полученным в ходе проверки целевого использования, товары гуманитарной помощи, подлежащие передаче в ГУ "Центр социального здоровья детства, юношества и семьи", общим весом 10683,6 кг были переданы в г. Москве РБООПБ "Опора", не указанной в плане распределения гуманитарной помощи. Передачу товаров в РБООПБ "Опора" осуществлял П.В. Шпанченко, что подтверждается следующими документами:
- договором поручения № 2 от 16.01.2007 между РБООПБ "Опора" и ГУ "Центр социального здоровья детства, юношества и семьи" на распределение гуманитарного груза;
- актом № 1 от 16.01.2007 о передаче-сдаче товара по договору поручения № 2 от 16.01.2007;
- ведомостями на выдачу гуманитарной помощи РБООПБ "Опора";
- видеозаписью процесса передачи груза, представленной П.В. Шпанченко с пояснениями от 12.12.2007.
Часть гуманитарного груза была изъята следственными органами прокуратуры Костромской области в ходе расследования уголовного дела.
Приговором Свердловского районного суда г. Костромы от 24.01.2008 Самарина И.Ю. по факту злоупотребления должностными полномочиями привлечена к уголовной ответственности. Согласно приговору суда Самарина И.Ю. злоупотребила своими должностными полномочиями, допустив нецелевое использование гуманитарного груза. Умышленные противоправные действия Самариной И.Ю. привели к незаконному отчуждению в пользу ненадлежащего лица гуманитарного груза на сумму 1 777 231 руб. 32 коп.
Приговором Свердловского районного суда г. Костромы от 24.01.2008 изъятые по уголовному делу товары переданы по акту от 27.03.2008 в ГУ "Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям".
Расценив действия ГУ "Костромской областной Центр социальной помощи семье и детям" как нецелевое использование товаров гуманитарной помощи, Костромская таможня посчитала нарушенными условия, по которым Учреждению были предоставлены льготы при уплате таможенных пошлин. В связи с чем таможенным органом согласно расчету таможенной стоимости и расчету таможенных платежей по ГТД № 10107020/251206/0007416 были начислены неуплаченные таможенные пошлины и налоги в отношении товаров гуманитарной помощи, которые были использованы в иных целях, в размере 593255 руб. 74 коп., а также пени в сумме 114483 руб. 53 коп.
Для взыскания данных сумм Учреждению было направлено требование № 6 от 09.07.2008 по сроку уплаты до 30.07.2008.
Таможенные платежи и пени в добровольном порядке не уплачены.
Поскольку добровольно в установленный срок требование не исполнено, Костромская таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности и пени в судебном порядке.
Оценив материалы дела, доводы заявителя, суд признает требования Костромской таможни законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 151 Таможенного кодекса РФ, условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
Правоотношения, возникшие в связи с осуществлением проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 04.05.1999 № 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации далее - закон) и принятых на его основе нормативными правовыми актами.
Статьей 1 закона определено, что гуманитарная помощь (содействие) - это вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия).
Форму и порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), порядок оказания гуманитарной помощи (содействия), порядок распоряжения предоставленными в качестве гуманитарной и (или) технической помощи (содействия) легковыми автомобилями, а также порядок контроля за использованием средств гуманитарной и (или) технической помощи (содействия) определяет Правительство Российской Федерации.
Продажа безвозмездной помощи (полная или частичная) запрещается.
В соответствии со статьей 4 Закона контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
Соответствующий Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 04.12.199 № 1335. Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2000 № 429 утверждена Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (содействия), далее - Инструкция.
Налоговые и таможенные льготы предоставляются получателям гуманитарной помощи при наличии удостоверения, выдаваемого в установленном порядке Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия). Такое удостоверение выдается на основании решения Комиссии, оформляемого в виде протокола, и подтверждает принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи (пункты 6, 7 и 8 Порядка).
При ввозе гуманитарной помощи на таможенную территорию Российской Федерации Государственный таможенный комитет Российской Федерации обеспечивает ее первоочередное оформление и применение упрощенных таможенных процедур, освобождает гуманитарную помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации от обложения налогами и от взимания сборов за таможенное оформление. Все органы и организации, получающие гуманитарную помощь, обязаны обеспечить учет, хранение и распределение товаров, относящихся к гуманитарной помощи. Контроль за целевым использованием гуманитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 10, 11, 14 Порядка).
При таможенном оформлении гуманитарной помощи ее получатель представляет соответствующие документы, в том числе письменное обращение с обязательством о целевом использовании товаров для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, а также план распределения гуманитарной помощи с указанием конечных получателей товаров (пункт 11 Инструкции).
Получатель гуманитарной помощи (содействия), использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, в случае нецелевого использования гуманитарной помощи (содействия) уплачивает в бюджеты всех уровней налоги и другие обязательные платежи, а также начисленные на них пени и штрафы по действующим ставкам. Взыскание налогов, платежей, пеней и штрафов осуществляется налоговыми и таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Порядка).
Из анализа приведенных правовых норм следует, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются получателям гуманитарной помощи для оказания социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения. Любое иное использование товара, кроме распределения среди конечных получателей, свидетельствует о том, что социально значимые цели ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации не достигнуты.
Факт нецелевого использования части гуманитарного груза материалами дела доказан. Поскольку декларантом и получателем груза является ГУ "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям", то оно в случае нецелевого использования гуманитарной помощи обязано уплатить в бюджет таможенные пошлины и начисленные на них пени.
Доводы Учреждения о виновности физических лиц по использованию гуманитарного груза не по назначению не являются основанием освобождения самого юридического лица от уплаты таможенных платежей. Действия юридического лица реализуются через действия его должностных лиц, поэтому не имеет значения, каким образом должностное лицо использовало груз - потеряло, растратило, похитило и т.д. В данном случае Учреждение не обеспечило поступление гуманитарной помощи неполным и многодетным малообеспеченным семьям.
Расчет таможенных платежей и пеней, произведенный таможенным органом, ответчиком не оспаривается.
Таким образом, заявление Костромской таможни подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

взыскать с Государственного учреждения "Костромской областной центр социальной помощи семье и детям", адрес - г. Кострома, ул. Крупской, 21, в пользу Костромской таможни таможенные платежи в размере 593 255 рублей 74 копеек и пени в сумме 114 483 рубля 53 копейки. Всего 707739 рублей 27 копеек.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
Т.Ю.БЕЛЯЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru