Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2009 г. № А31-1943/2009

Полный текст решения изготовлен 8 июня 2009 г.
Судья арбитражного суда Костромской области Беляева Т.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "ТГК-2" в лице Главного
управления ОАО "ТГК-2" по Костромской области
к Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифной политики
Костромской области
об оспаривании постановления № 6 от 26.03.2009 г. о привлечении
к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя - начальник группы правового сопровождения хозяйственной деятельности Семенова С.Ю. по доверенности № 0001 юр/348-09 от 06.04.2009 г.
от ответчика - главный специалист-эксперт юридического отдела Тарасова А.В. по доверенности № Д/ТЭК-1244 от 03.04.2009 г.

установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 2" в лице Главного управления ОАО "ТГК-2" по Костромской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области об оспаривании постановления № 6 от 26.03.2009 г. о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 100000 руб.
Департамент против заявленных требований возражает, считает привлечение Общества к административной ответственности законным и обоснованным, изложив свои доводы в отзыве на заявление и дополнениях к нему (в деле).
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил.
В период с 27.01.2009 г. по 17.02.2009 г. прокуратурой г. Костромы проведена проверка соблюдения ОАО "ТГК-2" законодательства в сфере регулирования тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
В ходе проверочных мероприятий выявлено предоставление Обществом услуг по подключению к тепловой сети ОАО "ТГК № 2" новых тепловых энергетических установок заявителей (гр. Комовой Л.Ю. и ФГУ "Приволжский окружной медицинский центр экспертизы качества препаратов крови и исследования фракционирования донорской плазмы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития"), расположенных на территории города Костромы и услуги по увеличению разрешенной к использованию тепловой мощности существующих установок на объекте заявителя при отсутствии установленных в законном порядке тарифов на подключение объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры.
Факт предоставления услуг по подключению к тепловым сетям ОАО "ТГК № 2" объектов заявителей подтверждается копиями договора № 51 от 07.03.2008 г., счета-фактуры к нему № 4201/3 от 31.01.2008 г., акта о подключении тепловых установок заявителя к тепловой сети ОАО "ТГК № 2"; копией государственного контракта № 001-09 12-01/425 от 16.01.2009 г., копией платежного поручения № 5936 от 02.02.2009 г.
Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 24.02.2009 г. Прокуратурой города Костромы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направлено для рассмотрения в Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области.
Рассмотрев данное постановление и материалы проверки, руководитель Департамента 26.03.2009 г. вынес постановление № 6 о привлечении ОАО "ТГК № 2" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд, подав соответствующее заявление.
По мнению заявителя, производство по делу подлежит прекращению ввиду отсутствия вины Общества, события и объективной стороны правонарушения, а также истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
При заключении договоров на подключение к тепловым сетям отсутствовала реальная возможность для соблюдения правил публичного порядка, которым является взимание платы за подключение в соответствии с утвержденным тарифом, но при этом были приняты разумные меры по соблюдению интересов потребителя и энергоснабжающей организации. Соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания платы за подключение к тепловым сетям, должно было привести к отказу в заключении договора, невозможности подключения к тепловым сетям и поставки потребителю коммунальных ресурсов.
Договор на оказание услуг по подключению к тепловой сети № 001-09 12-01/425 заключен 16.01.2009 г., фактически услуги оказаны 31.03.2009 г., то есть после рассмотрения дела и вынесения постановления от 26.03.2009 г. № 6.
При отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя, согласно Правилам заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, размер платы за подключение определяется соглашением сторон.
Договор № 51 заключен 07.03.2008 г., фактически услуги оказаны в январе 2008 г. Постановление о привлечении ОАО "ТГК № 2" к административной ответственности вынесено 26.03.2009 г., то есть за пределами установленного срока давности.
Департамент с доводами заявителя не согласен. Считает несостоятельной ссылку Общества на отсутствие возможности для соблюдения правил и норм ввиду отсутствия доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона. С соответствующим заявлением в регулирующий орган Общество не обращалось.
По мнению ответчика, событие административного правонарушения произошло до рассмотрения дела и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. В соответствии с пунктом 3.2.1 контракта Заказчик обязуется внести стоимость резервирования тепловой мощности в течение 10 дней с момента подписания контракта. Согласно платежному поручению № 5936 от 02.02.2009 г. указанная сумма внесена в ОАО "ТГК № 2" 02.02.2009 г. Проверка проведена в период с 27.01.2009 г. по 17.02.2009 г.
Что касается объективной стороны административного правонарушения, то размер платы за подключение с заказчиками определен договорами исходя из расходов по созданию сетей инженерно-технического обеспечения для подключения и из стоимости резервирования тепловой мощности. Включение в плату за подключение стоимости по увеличению мощности является прямым нарушением порядка определения и основания взимания платы за подключение.
По доводу заявителя о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности Департамент пояснил следующее. Договор № 51 заключен 07.03.2008 г., по указанному договору была выставлена счет-фактура № 4201-3 от 31.01.2008 г. Следовательно, датой совершения правонарушения является 31.01.2008 г.
По государственному контракту № 001-09/12-01/425 от 16.01.2009 г. УФК по Кировской области был произведен авансовый платеж. Следовательно, датой начала совершения административного правонарушения является дата внесения авансового платежа.
Таким образом, оспариваемое постановление от 26.03.2009 г. вынесено в пределах предусмотренного срока - одного года со дня совершения правонарушения.
Рассмотрев заявление, суд не находит оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры.
Согласно данному в Законе определению, тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) представляет собой ценовую ставку, формирующую плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов). Данная ценовая ставка устанавливается за определенную единицу потребляемой нагрузки, измеряемую в физических величинах.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 15 Федерального закона № 210-ФЗ устанавливает особенности регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, в соответствии с которыми регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 6 Закона № 41-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Порядок установления тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов на подключение организаций коммунального комплекса закреплен статьей 11 Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно указанному порядку предложение о размере тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры разрабатывают органы местного самоуправления на основании проекта инвестиционной программы организации коммунального комплекса. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 99 утверждены Методические рекомендации по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций инвестиционная программа разрабатывается на основании Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; условий технического задания на разработку инвестиционной программы, утверждаемого в соответствии с программой комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования. В случае отсутствия программы комплексного развития инвестиционная программа разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого представительным органом муниципального образования.
Приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 100 утверждены Методические рекомендации по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Статьей 4 названного Федерального закона определено, что Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия в области регулирования тарифов и надбавок, в том числе утверждает правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360 утверждены Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Пунктом 14 названных Правил заключения договоров определены основания взимания и порядок определения размера платы за подключение:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Согласно информации предоставленной Управлением экономики администрации города Костромы на территории города Костромы тарифы на подключение объектов к системам коммунальной инфраструктуры и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение не установлены.
Утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа у ОАО "ТГК № 2" отсутствует.
В нарушение вышеуказанных норм Общество осуществляло взимание платы не только за работы по подключению тепловых установок заявителя, но и за стоимость резервирования тепловой мощности.
Следовательно, в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Довод ООО "ТГК № 2" об отсутствии его вины в совершении нарушения судом отклоняется. В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявительный порядок, согласно Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, при подключении к системам коммунальной инфраструктуры организаций коммунального комплекса Обществом не соблюден. Доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства, не представлено.
Также судом отклоняется ссылка заявителя об отсутствии события и объективной стороны административного правонарушения.
Вменяемое Обществу правонарушение выражается в нарушении порядка ценообразования при заключении договоров на оказание услуг по подключению к тепловой сети и получении оплаты, которая должна производиться в соответствии с тарифами, установленными органами местного самоуправления (и которые не установлены) за подключение к системам коммунальной инфраструктуры. Его объективная сторона состоит в получении неустановленной оплаты за проведение определенных работ.
Так, между Федеральным государственным учреждением "Приволжский окружной медицинский центр экспертизы качества препаратов крови и исследования фракционирования донорской плазмы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" (Государственный заказчик) и открытым акционерным обществом "Территориальная генерирующая компания № 2" (Исполнитель) заключен государственный контракт № 001-09 от 16.01.2009 г., предметом которого являются работы по подключению к тепловой сети Исполнителя новых тепловых энергетических установок и увеличению разрешенной к использованию тепловой мощности существующих теплоустановок на объекте Государственного заказчика: административное здание, расположенное по адресу - г. Кострома, ул. Новополянская, 11, с общей тепловой нагрузкой 0,0467 Гкал/час. (пункт 1.1 Контракта).
Выполнение мероприятий по обеспечению подключения к сети тепловых установок осуществляется, в том числе путем создания резерва тепловой мощности на объектах Исполнителя и технической возможности для подключения к сети в точке подключения, указанной в технических условиях (пункт 1.4 Контракта).
Согласно пункту 3.1.1 Контракта оплата за подключение в соответствии с соглашением сторон (общая стоимость по государственному контракту) составляет 102039 руб. 78 коп., в том числе НДС 18% 15565 руб. 39 коп. При этом стоимость резервирования тепловой мощности составляет 30% от общей стоимости по государственному контракту (пункт 3.1.1.1 Контракта).
Пунктом 3.2.1 Контракта № 001-09 12-01/425 от 16.01.2009 г. предусмотрена обязанность заказчика внести стоимость резервирования тепловой мощности в течение 10 дней с момента подписания контракта. Согласно платежному поручению № 5936 от 02.02.2009 г. указанная сумма была внесена в ОАО "ТГК № 2" 02.02.2009 г. Постановление по делу об административном правонарушении № 6 вынесено 26.03.2009 г. на основании материалов проверки, проведенной с 27.01.2009 г. по 17.02.2009 г.
Следовательно, взимание платы за увеличение мощности при подключении к сетям без установленного в соответствии с действующим законодательством тарифа произошло до рассмотрения дела и вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Таким образом, факт совершения ОАО "ТГК № 2" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, материалами дела подтвержден и в ходе судебного заседания доказан. В связи с чем, суд пришел к выводу о правомерном привлечении Общества к административной ответственности и отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Довод Общества о нарушении административным органом статей 28.2 и 28.4 при производстве по делу об административном правонарушении признает несостоятельным.
Судебные расходы не распределялись, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" в лице Главного управления ОАО "ТГК-2" по Костромской области об оспаривании постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 26.03.2009 г. № 6 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 100000 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
Т.Ю.БЕЛЯЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru