Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2009 г. № А31-2964/2008-24

Резолютивная часть решения объявлена 3 февраля 2009 г.
Судья арбитражного суда Костромской области Сергушова Татьяна Валерьевна
лицо, ведущее протокол: секретарь Османова А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Кострома
к Костромской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома
3-и лица: 1. ГОУДПО "Костромской учебный центр ФПС", г. Кострома
2. Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской
области, г. Кострома; 3. Областное государственное учреждение "Облстройзаказчик", г. Кострома; 4. ГУ "Учебный центр УВД Костромской области", г. Кострома; 5. УВД Костромской области, г. Кострома; 6. ОГУ "Управление административными зданиями администрации Костромской области"
о признании недействительным зарегистрированного права и признании права
собственности
при участии:
от истца: Назаров М.Б. - начальник отдела, доверенность № 4Д от 12.01.2009, удостоверение
от ответчика: Рассадина О.В. - консультант отдела правового обеспечения, доверенность от 20.03.2008 № 16/дов, удостоверение
от 3-их лиц: 1. ГОУДПО "Костромской учебный центр ФПС": Веселова Е.А. - юрисконсульт, доверенность № 11 от 19.01.2009, удостоверение; 2. Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области: Шестерикова Ю.А. - специалист-эксперт правового отдела, доверенность № 87 от 30.12.2008, удостоверение; 3. ОГУ "Облстройзаказчик": не явился (уведомлен надлежаще); 4. ГУ "Учебный центр УВД Костромской области": Бочаров О.Н. - заместитель начальника, доверенность № 25/34 от 02.02.2009, удостоверение; 5.УВД Костромской области: Тарбеева А.Н. - заместитель начальника отдела, доверенность от 24.07.2008 № 1/37, удостоверение; 6. ОГУ "Управление административными зданиями администрации Костромской области": не явился (уведомлен надлежаще)

установил:

Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Кострома, обратилась в арбитражный суд с заявлением к Костромской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, г. Кострома, и просит признать недействительным зарегистрированное право собственности Костромской области на недвижимое имущество: нежилое строение (здание учебного и жилого корпуса) с шестью пристройкам, общей площадью 5374,8 кв.м., инв. № 1-2989, лит. A, Al, А2, A3, А4, А5, А6, пристройка (лит. а6) расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, дом 53 (условный номер объекта: 44-44-01/071/2006-567); нежилое строение (здания гаража для служебного транспорта и теплодымокамеры) с двумя пристройками, общей площадью 191,40 кв. м, инв. № I-2989, лит. Б, Б1, Б2, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, дом 53 (условный номер объекта: 44-44-01/071/2006-568) путем аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующих записей. Признать право собственности Российской Федерации на указанное недвижимое имущество.
В судебном заседании истец неоднократно уточнял и дополнял исковые требования, окончательно просит признать недействительным зарегистрированное право собственности субъекта Российской Федерации - Костромской области на недвижимое имущество - нежилое строение (здание учебного и жилого корпуса) с шестью пристройкам, общая площадь: 5374,8 кв. м, инв. № 1-2989, лит. А, А1, А2, A3, А4, А5, А6, пристройка (лит. а6), расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, дом 53 (условный номер объекта: 44-44-01/071/2006-567); нежилое строение (здания гаража для служебного транспорта и теплодымокамеры) с двумя пристройками, общая площадь: 191,40 кв.м., инв. № 1-2989, лит. Б, Б1, Б2, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, дом 53 (условный номер объекта: 44-44-01/071/2006-568) и свидетельства о государственной регистрации права серии 44-АБ № № 085068, 085069 и обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации № № 44-44-01/071/2006-567, 44-44-01/071/2006-568. Признать право собственности Российской Федерации на указанное выше недвижимое имущество.
Суд в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточненные требования истца.
Истец уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что спорные строения, занимаемые Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Костромской учебный центр федеральной противопожарной службы" (далее ГОУДПО "Костромской учебный центр ФПС") и Учебным центром УВД Костромской области являются федеральной собственностью. Данные строения были построены ОКС УВД за счет средств федерального бюджета, введены в эксплуатацию, и на момент разграничения государственной собственности использовались структурными подразделениями УВД Костромского облисполкома, которое входило в состав МВД СССР, а потому на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 являются федеральной собственностью. Распоряжения Департамента имущественных отношений Костромской области № 207 от 25.02.2003, от 11.07.2005 № 440 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают право собственности Российской Федерации.
Ответчик требования истца считает незаконными и не подлежащими удовлетворению по мотивам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что спорное имущество является собственностью Костромской области, и не подлежало разграничению. Указывает, что в материалах дела не имеется бесспорных доказательств финансирования УВД Костромского облисполкома исключительно из бюджета СССР и республиканского бюджета РФ, а потому ссылка истца на то, что право собственности Российской Федерации на спорные объекты возникло в силу прямого указания в законе - Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 несостоятельна. Спорные объекты внесены в реестр собственности Костромской области распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений администрации Костромской области от 25.02.2003 № 207 на основании обращения учебного центра УГПС УВД Костромской области от 21.12.2002 в порядке, предусмотренном постановлением главы администрации Костромской области от 21.09.1998 573 "Об организации учета государственного имущества". Считает, что истец пропустил срок исковой давности для защиты права собственности Российской Федерации. Костромская область открыто осуществляла полномочия собственника данных объектов с 2003 года. Спорные объекты внесены в реестр собственности Костромской области распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 25.02.2003 № 207. Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений администрации от 11.07.2005 № 440 спорные объекты были включены в состав имущества казны, право собственности зарегистрировано 28.06.2006. Таким образом, Российская Федерация в лице территориального органа узнала о нарушении права с момента издания указанных выше распоряжений.
Внесенные в реестр федерального имущества помещения, входящие в состав спорного имущества, как и сам спорный объект, поступили в собственность Костромской области до порядка разграничения собственности, установленного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1, на основании решения шестой сессии двадцать первого созыва Костромского областного совета народных депутатов от 29.01.1991 "О формировании государственной собственности социальной инфраструктуры областного совета народных депутатов". УВД Костромского облисполкома до 2002 года являлось органом власти и управления Костромской области, подчинялось МВД РФ. В силу пункта 16 указанного Постановления предусмотренный им порядок разграничения государственной собственности не распространяется на спорный объект недвижимости. Указ Президента РФ от 09.11.2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" предполагает изменение ведомственной подчиненности соответствующих учреждений, а не передачу имущества субъектов Российской Федерации в федеральную собственность.
Третье лицо - ГОУДПО "Костромской учебный центр ФПС" считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. В отзыве указал, что спорные объекты недвижимости учебной пожарной части используются для обеспечения противопожарной безопасности и не могут быть использоваться другими учреждениями, так как строились специально для подготовки сотрудников пожарной охраны. Считает, что указанное имущество должно быть передано в собственность Российской Федерации как имущество органов внутренних дел, и было ошибочно внесено на основании заявления учебного центра в реестр имущества Костромской области.
Третье лицо - Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области поддерживает доводы отзыва в полном объеме. Оставляет рассмотрение заявленных требования на усмотрение суда. Считает требования истца о признании недействительным свидетельств о государственной регистрации права серии 44-АБ № 085068, 085069, об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационные записи, не соответствующими нормам материального, процессуального права и не подлежащими удовлетворению.
Третье лицо - Областное государственное учреждение "Облстройзаказчик" в суд не явился. В отзыве указал, что в октябре 2005 года осуществлял функции заказчика-застройщика по реконструкции объекта "Реконструкция спортивного зала учебного центра УВД Костромской области". Работы выполнены на сумму 204 693 рубля. Незавершенные строительством объекты и кредиторская задолженность за выполненные работы по строительству и реконструкции объектов переданы в Департамент строительства Костромской области по состоянию на 01.01.2006.
Третье лицо - ГУ "Учебный центр УВД Костромской области" считает иск необоснованным. В отзыве указал, что средств федерального бюджета недостаточно для поддержания имущества в исправном состоянии и содержания его в соответствии с предъявленными требованиями. Суду пояснил, что учебный пункт милиции с 1976 года был переведен в здание на ул. Индустриальной, 53, где и находится по настоящее время. С 1984 года учебный пункт милиции был реорганизован в учебный центр, а с 1999 года наделен правами юридического лица.
Третье лицо - УВД Костромской области считает иск необоснованным, просит в удовлетворении иска отказать. Указывает, что учебный центр УГПС входил в систему органов власти и управления области, и в 1991 году спорные объекты недвижимости включены в состав имущества Костромской области. Считает, что истцом с 2003 года пропущен срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку он должен был вести учет и контроль за распоряжением федеральным имуществом на территории Костромской области.
Третье лицо - ОГУ "Управление административными зданиями администрации Костромской области" в суд не явилось, просит рассмотреть дело без его участия.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Решением исполкома Костромского городского Совета Депутатов трудящихся № 159 от 14.03.1969 разрешено строительство здания межобластной школы среднего начальствующего состава ОПО УВД на участке, отведенном управлению под строительство учебного пункта милиции.
Решением исполкома Костромского городского Совета Депутатов трудящихся № 346 от 11.07.1974 решено участок, отведенный под строительство межобластной школы среднего начальствующего состава ОПО УВД, считать отведенным ОКСу УВД под строительство пункта УВД.
Решением исполнительного комитета Костромского областного Совета депутатов трудящихся от 07.07.1974 года № 274 утверждено Положение об управлении внутренних дел облисполкома. В соответствии с пунктом 1 Положения Управление внутренних дел образуется областным Советом депутатов трудящихся и в соответствии с законодательством СССР входит в систему Министерства внутренних дел СССР. К функции УВД отнесено организация работы по обеспечению пожарной безопасности городов и иных населенных пунктов, объектов народного хозяйства.
Приказами начальника управления внутренних дел исполнительного комитета Костромского областного Совета депутатов трудящихся № 288 от сентября 1975 года "О создании временной комиссии по подготовке к вводу в эксплуатацию учебного пункта УВД" и № 309 от 29.09.1975 "О назначении государственной комиссии по приемке здания "Учебный пункт милиции" в соответствии с готовностью объекта и разрешением УКС МВД СССР № 989 от 25.09.1975 года назначена государственная комиссия по приемке законченного строительством здания учебного пункта милиции в г. Костроме.
В соответствии с представленными в материалы дела техническими паспортами на строения субъектом права на здания является ОКС УВД Костромского облисполкома на основании решения горисполкома № 346 от 11.07. 1974.
Решением исполкома Костромского городского Совета Депутатов трудящихся № 352 от 24.06.1982 отделу пожарной охраны УВД Костромского облисполкома разрешено возведение пристройки к торцу здания по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальной, д. 53, для размещения стоянки на 4 пожарных автомобиля.
Приказом УВД Костромского облисполкома № 041 от 31.05.1985 утверждается Устав и штатное расписание учебного центра пожарной охраны, который до 1998 года являлся подчиненным подразделением Управления государственной противопожарной службы УВД Костромской области в составе УВД Костромской области.
Постановлением № 2282 от 13.11.1994 учебному центру пожарной охраны УВД Костромской области перерегистрировано право пользования земельным участком, расположенным по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 53, общей площадью 6632,70 кв.м.
Указом Президента Российской Федерации № 1309 от 9.11.2001 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", Государственная противопожарная службы Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которой включены входящие по состоянию на 01.10.2001 в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом, с 01.01.2002 подразделение носит название государственном образовательное учреждение "Учебный центр Государственной противопожарной службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области" (Учебный центр ГПС МЧС России Костромской области), который в настоящее время именуется государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской учебный центр федеральной противопожарной службы".
Учебный центр УВД Костромской области был образован приказом УВД Костромской области № 957 от 31.07.1989, как структурное подразделение УВД. С 1999 года наделен правами юридического лица и является государственным образовательным учреждением.
24.12.2002 учебный центр УГПС УВД Костромской области обратился в Департамент имущественных отношений Костромской области с заявлением о внесении в реестр собственности Костромской области областного имущества, представив карту учета государственного имущества, имеющегося у юридического лица.

]]>
Распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области № 207 от 25.02.2003, во исполнение постановления главы администрации Костромской области от 21.09.1998 № 573 "Об организации учета государственного имущества", на основании документов, представленных Учебным центром Управления государственной противопожарной службы УВД Костромской области, решено в выдаче свидетельства о внесении в реестр имущества Костромской области оказать, внести в реестр собственности Костромской области Учебный центр УГПС УВД Костромской области, присвоить Учебному центру УГПС УВД Костромской области временный реестровый номер, учебному центру указано внести изменения в раздел устава "Структура финансово-хозяйственной деятельности учебного центра".
Распоряжением Департамента № 202 от 25.02.2003 за Учебным центром УГПС УВД Костромской области закреплено государственное имущество согласно перечням по состоянию на 01.01.2003 стоимостью 1833 тыс. рублей на праве оперативного управления, с указанием зарегистрировать учебному центру право собственности Костромской области на закрепленные объекты недвижимости, оформить права на земельные участки.
Распоряжением Территориального управления по Костромской области Министерства имущественных отношений № 461 от 13.09.2004, на основании обращения Учебного центра Управления внутренних дел Костромской области, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации решено закрепить за Учебным центром Управления внутренних дел Костромской области федеральное имущество балансовой стоимостью 764 000 рублей на праве оперативного управления по состоянию на 01.07.2004.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области № 440 от 11.07.2005 на основании обращения Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по Костромской области от 07.06.2005, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, руководствуясь Законом Костромской области от 30.09.2004 "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Костромской области" решено изъять из оперативного управления Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по Костромской области и передать в казну Костромской области комплекс зданий учебного центра, расположенный по адресу г. Кострома, ул. Индустриальная, 53.
По передаточному акту Учебный центр ГПС ГУ МЧС России по Костромской области передал, а ОГУ "Облстройзаказчик" принял государственное имущество: комплекс зданий учебного центра, расположенный по адресу г. Кострома, ул. Индустриальная, 53 (приложение № 1).
Согласно выписке из реестра государственного имущества Костромской области № 1687 от 30.05.2006 комплекс зданий по ул. Индустриальная, 53 внесен в реестр имущества Костромской области на основании распоряжения № 440 от 11.07.2005.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области № 554 от 19.08.2005 в связи с изъятием из оперативного управления Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по Костромской области комплекса нежилых зданий в казну Костромской области, с учетом согласования ОГУ "Облстройзаказчик", решено предоставить на праве безвозмездного пользования ГУ "Учебный центр Управления внутренних дел Костромской области" государственное имущество, расположенное по адресу: г. Кострома, ул.Индустриальная, 53, находящееся на балансе ОГУ "Облстройзаказчик" для обеспечения деятельности ГУ "Учебный центр УВД Костромской области" сроком на 3 года.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области № 576 от 25.08.2005 в связи с изъятием из оперативного управления Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по Костромской области комплекса нежилых зданий в казну Костромской области решено предоставить на праве безвозмездного пользования Учебному центру ГПС ГУ МЧС России по Костромской области государственное имущество, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, 53, находящееся на балансе ОГУ "Облстройзаказчик" для обеспечения деятельности по 31.12.2005.
В настоящее время ГУ "Учебный центр УВД Костромской области" и ГУДПО "Костромской учебный центр ФНС" занимают спорные здания на основании договоров безвозмездного пользования государственным имуществом.
28.06.2006 Костромская область зарегистрировала право собственности спорные здания (свидетельства о государственной регистрации права серия 44-АБ 085068, серия 44-АБ 085069).
Письмом № 153 от 11.06.2008 Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Костромской учебный центр федеральной противопожарной службы" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области с жалобой на нарушение Костромской областью права собственности Российской Федерации на имущественный комплекс учреждения, расположенный по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, 53.
Истец просит признать недействительным зарегистрированное право собственности субъекта Российской Федерации - Костромской области на имущественный комплекс и свидетельства о государственной регистрации права серии 44-АБ № 85068, 085069 и обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации № 44-44-01/071/2006-567, 44-44-01/071/2006-568 и признать право собственности Российской Федерации указанные нежилые строения.
Оценив представленные доказательства, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестры федеральной, государственной и муниципальной собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями № 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно пункту 2 раздела II приложения 1 к Постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности. В силу пункта 1 Постановления объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Материалами дела подтверждено, что спорные нежилые строения (здание учебного и жилого корпуса с пристройками, здание гаража для служебного транспорта и теплодымкамеры с пристройками) внесены в реестр имущества Костромской области на основании распоряжения Департамента № 440 от 11.07.2005 и зарегистрированы на праве собственности за Костромской областью 28.11.2006.
До внесения имущества в реестр имущества Костромской области распоряжением Департамента имущественных отношений Костромской области № 207 от 25.02.2003 в реестр собственности Костромской области внесен Учебный центр УГПС УВД Костромской области, а распоряжением Департамента № 202 от 25.02.2003 за Учебным центром УГПС УВД Костромской области закреплено государственное имущество согласно перечням по состоянию на 01.01.2003 стоимостью 1833 тыс. рублей на праве оперативного управления.
Факт нахождения на балансе и использования спорных нежилых строений на момент разграничения государственной собственности структурными подразделениями Управления внутренних дел (Учебным центром УГПС УВД Костромской области и Учебным центром УВД Костромской области) подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Доводы ответчика и третьих лиц о том, что данное имущество является собственностью Костромской области, поскольку его строительство финансировалось не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет средств Костромской области, суд считает необоснованными ввиду единства системы бюджетного финансирования органов внутренних дел. На момент принятия постановления № 3020-1 вся система органов внутренних дел считалась финансируемой из федерального бюджета.
Доводы ответчика о том, что спорные объекты в 1991 году переданы в собственность Костромской области в составе имущества органов власти и управления в соответствии с решением шестой сессии двадцать первого созыва Костромского областного совета народных депутатов от 29.01.1991 "О формировании государственной собственности социальной инфраструктуры областного совета народных депутатов", не подлежали и не подлежат разграничению в порядке, предусмотренном Постановлением № 3020-1, основаны на неправильном толковании перечисленных в отзывах норм материального права. Кроме этого, в перечне имущества, утвержденного решением областного совета 29.01.1991, и представленном ответчиком в материалы дела, спорного имущества не значится, законных оснований для отнесения имущества органов внутренних дел к государственной собственности ответчиком не представлено.
Распоряжения Департамента имущественных отношений Костромской области № 207 от 25.02.2003, № 202 25.02.2003, № 440 от 11.07.2005 в части внесения в реестр собственности Костромской области Учебного центра УГПС УВД Костромской области, закрепления за учебным центром УГПС УВД Костромской области государственного имущества на праве оперативного управления, а также изъятия из оперативного управления Учебного центра ГПС ГУ МЧС России по Костромской области и обязании передать в казну Костромской области комплекс зданий учебного центра, расположенный по адресу г. Кострома, ул. Индустриальная, 53, изданы с превышением полномочий и в нарушение действовавшего законодательства, поскольку весь комплекс зданий учреждений органов внутренних дел является федеральной собственностью.
Спорным имуществом фактически распорядилось лицо, которое не обладало полномочиями по распоряжению имуществом и не являющееся его собственником.
Наличие решений органов субъекта Российской Федерации о включении спорного имущества в состав казны Костромской области не препятствует судебной защите нарушенного права.
Согласно учредительным документам Учебный центр УГПС УВД Костромской области и Учебный центр УВД Костромской области являлись структурными подразделениями Управления внутренних дел, которое входило в систему МВД СССР, имущество которого пунктом 2 раздела II приложения № 1 к постановлению от 27.12.91 № 3020-1 отнесено к федеральной собственности.
В силу пункта 11 Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации и используется для целей таких субъектов, передается в собственность субъектов Российской Федерации только по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Доказательств того, что в отношении спорного имущества уполномоченным органом принималось соответствующее решение, ответчики не представили.
Суд считает необоснованными и доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Ответчик указывает на то, что Костромская область открыто осуществляла полномочия собственника данных объектов с 2003 года. Спорные объекты внесены в реестр собственности Костромской области распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 25.02.2003 № 207. Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений администрации от 11.07.2005 № 440 спорные объекты были включены в состав имущества казны, право собственности зарегистрировано 28.06.2006. Таким образом, Российская Федерация в лице своего территориального органа о нарушении своего права собственности должна была узнать и узнала с момента издания указанных выше распоряжений.
Истец возражает против заявления о пропуске срока исковой давности по основаниям ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, по правилам которой срок исковой давности не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения не были связаны с лишением владения (ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), кроме этого, указывает, что о перечисленных незаконных распоряжениях Департамента имущественных и земельных отношений истцу стало известно после обращения 11.06.2008 ГОУДПО "Костромской учебный центр противопожарной службы" к истцу с заявлением о нарушении Костромской областью права собственности Российской Федерации.
Из содержания распоряжения № 25.02.2003 № 207, на которое ссылается ответчик, следует, что им отказано во включении имущества учебного центра в состав имущества Костромской области, а потому ссылка на него как на основание для исчисления срока исковой давности, является необоснованной. Из выписки из реестра государственного имущества следует, что имущество внесено в реестр на основании распоряжения № 440 от 11.07.2005.
Принимая во внимание, что с момента регистрации права собственности Костромской области 28.06.2006 ответчик вступил во владение и пользование спорным имуществом, и ответчиком не опровергнуты доводы истца, и не представлены доказательства тому, что истец узнал или должен был узнать о распоряжениях Департамента с момента их издания, суд считает, что срок исковой давности по требованию об оспаривании зарегистрированного права следует исчислять с 28.06.2006, и данный срок истцом, который обратился с иском в суд 25.07.2008, не пропущен.
Исходя из установленного, требования истца о признании недействительным зарегистрированного права собственности Костромской области и аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационных записей № 44-44-01/071/2006-567, 44-44-01/071/2006-568, признании права собственности Российской Федерации являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав на недвижимое имущество и сделок с ним не с выдачей свидетельства о государственной регистрации права, а с государственное регистрацией прав в виде внесения записи о правах на объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статьи 2,14 Закона о регистрации), требования истца о признании недействительным свидетельств о государственной регистрации права собственности Костромской области на спорные здания подлежат оставлению без удовлетворения.
При обращении в суд истцу представлялась отсрочка по уплате государственной пошлины. В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167, 170, 171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Признать недействительным зарегистрированное право собственности Костромской области на недвижимое имущество:
- нежилое строение (здание учебного и жилого корпуса) с шестью пристройкам, общая площадь: 5374,8 кв. м, лит. А, А1, А2, A 3, А4, А5, А6, пристройка лит. а6, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, дом 53;
- нежилое строение (здания гаража для служебного транспорта и теплодымокамеры) с двумя пристройкам, общая площадь: 191,40 кв. м, лит. Б, Б1, Б2, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, дом 53 и аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационные записи № 44-44-01/071/2006-567, 44-44-01/071/2006-568.
2. Признать право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество:
- нежилое строение (здание учебного и жилого корпуса) с шестью пристройкам, общая площадь: 5374,8 кв. м, лит. А, А1, А2, A3, А4, А5, А6, пристройка (лит. а6) расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, дом 53.
- нежилое строение (здания гаража для служебного транспорта и теплодымокамеры) с двумя пристройкам, общая площадь: 191,40 кв. м, лит. Б, Б1, Б2, расположенное по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Индустриальная, дом 53.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья
Т.В.СЕРГУШОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru