ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. № 3-Г09-22
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И.Еременко
судей Л.В.Борисовой и В.И.Анишиной
при секретаре О.М.Холомеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части закона
Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" по кассационной жалобе главы Республики Коми на решение
Верховного суда Республики Коми от 8 сентября 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И.Еременко, объяснения представителей главы Республики Коми Л.И.Мищенко и Л.В.Четвериковой, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Ю.Гончаровой, полагавшей решение
подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Государственным Советом Республики Коми 12 ноября 2008 года принят закон
№ 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан", который 18 ноября 2008 года подписан Главой Республики Коми и официально опубликован в газете "Республика" 25 ноября 2008 года.
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 4 ст. 1
названного закона в части, ограничивающей право граждан на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", выбрать по своему усмотрению материальное обеспечение, предоставляемое им в соответствии с законом
Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги отдельным категориям граждан", либо Федеральным законом "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", а также ч. 6 ст. 1
названного закона в части ограничивающей право граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной данным законом.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что оспариваемые нормы ограничивают право граждан самостоятельно выбирать дополнительное материальное обеспечение, предоставляемое либо в соответствии с федеральным законодательством, либо с иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, также ограничивают право граждан РФ на получение материального обеспечения в зависимости от места их жительства (на территории Российской Федерации, либо за ее пределами).
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Глава Республики Коми просил суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решением
Верховного суда Республики Коми от 8 сентября 2009 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу часть 4 ст. 1
названного Закона в части, ограничивающей право граждан на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", выбрать по своему усмотрению материальное обеспечение, предоставляемое им в соответствии с законом
Республики Коми "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги отдельным категориям граждан", либо Федеральным законом "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", а также ч. 6 ст. 1
закона в части ограничивающей право граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной данным законом
.
В кассационной жалобе Глава Республики Коми просит указанное решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: исходя из смысла имеется в виду часть 2 статьи 76, а не часть 3 статьи 72.
Согласно п. "ж" ч. 1, ч. 3 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
Оспариваемой в настоящем деле частью 4 ст. 1
Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 112-РЗ "О ежемесячной денежной выплате за особые заслуги перед Республикой Коми отдельным категориям граждан" предусмотрено, что гражданам, имеющим право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ" ежемесячная денежная выплата в соответствии с настоящим законом не предоставляется.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 04.03.2002 года № 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" предусмотрено, что гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с названным Законом, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на доплаты к пенсии, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации и актами местного самоуправления, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что лицам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение и одновременно на иные денежные выплаты, предоставляется право выбора получать либо дополнительное материальное обеспечение по закону от 04.03.2002 года № 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", либо одну из предусмотренных, в том числе и законодательством субъекта, выплат.
Субъект РФ не предоставил право такого выбора, что ухудшает положение указанных в законе лиц в сравнении с федеральным законодательством.
Поскольку законодательство субъекта РФ не должно входить в противоречие с положениями федерального законодательства, суд правильно пришел к выводу о признании оспариваемой нормы
недействующей.
Судебная коллегия полагает также согласиться с решением
Верховного суда Республики Коми в части признания противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 6 ст. 1
оспариваемого Закона, которой установлено, что ежемесячная денежная выплата может назначаться и выплачиваться гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи
, проживающим за пределами Республики Коми на территории РФ.
Поскольку положение пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года № 21-ФЗ в той мере, в какой им допускается лишение граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, права на дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией утратило силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами с даты вступления в силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года № 444-0.
Суд пришел к правильному выводу о том, что федеральное законодательство, регулирующее вопросы предоставления дополнительного материального обеспечения, предусматривает предоставление указанной выплаты вне зависимости от места жительства гражданина. Неправомерное установление такой зависимости и тем самым лишение названного права граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, является в данном случае ограничением их конституционного права на социальное обеспечение.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции и не нашли подтверждения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение
Верховного суда Республики Коми от 8 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи