АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 июня 2009 г. по делу № А79-4919/2009
Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 01 июня 2009 года.
Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Алатырский кирпичный завод", 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, пер. Фабричный, 13
к Административной комиссии при администрации города Алатыря Чувашской Республики, 429820, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Первомайская, 87
об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении
от заявителя - директор Г.В.; Г.Е. (дов. от 10.01.2009);
от административной комиссии - Ш. (дов. от 16.01.2009);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Алатырский кирпичный завод" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Административной комиссии при администрации города Алатыря Чувашской Республики (далее - административная комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 175 от 07.05.09 г.
Заявление мотивировано тем, что в протоколе об административном правонарушении не указана точная дата события административного правонарушения. Заявитель не согласен с выводами административной комиссии о том, что мусор обнаружен на территории прилегающей к заводу. Определить границы земельного участка и непосредственно прилегающую территорию к зданию без исследования межевого дела невозможно. По мнению заявителя административная комиссия не учла, что мусор систематически выбрасывается жителями соседних домов.
В заседании суда представители заявителя, требования изложенные в заявлении поддержали в полном объеме. Суду пояснили, что территория на которой находится мусор никем не закреплена за ООО "Алатырский кирпичный завод", в границы санитарно-защитной зоны не входит.
Протокол от 29 апреля 2009 года составлен в отсутствие законного представителя. На ознакомление с протоколом директор был вызван 06 мая 2009 года.
Представитель административной комиссии пояснила, что административная комиссия при администрации города Алатыря с жалобой ООО "Алатырский кирпичный завод" на постановление административной комиссии от 07.05.2009 г. № 175 не согласна.
Во время проведения еженедельного рейда по проблемным участкам города 29 апреля 2009 года было выявлено нарушение Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в г. Алатырь, которое заключалась в нахождении бурьяна, и иного мусора на прилегающей территории к ООО "Алатырский кирпичный завод".
На заседании административной комиссии представитель Общества директор Г., действующий на основании Устава объяснил, что с нарушением не согласен, вину не признает и пояснил, что мусор приносят жители соседних многоэтажных домов, так как отсутствуют контейнера для сбора ТБО, бурьян и другой мусор в настоящее время убран. Считает, что убирать данную территорию обязано МУП "Алатырское коммунальное хозяйство".
Согласно п. 1.3.6; 1.3.7; 1.3.8; 2.1.6 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Алатыре утвержденных решением Собрания депутатов г. Алатырь 23.08.2008 г. № 31 "Руководителя предприятий, учреждений, организаций независимо от их правового статуса, в собственности (аренде, хозяйственном ведении, оперативном управлении) которых находятся здания, сооружения обязаны обеспечить регулярную уборку уличной, дворовой и другой территории от мусора, содержание к чистоте и исправном состоянии входов... и прилегающих территорий"
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны проводить мероприятия по охране окружающей среды и благоустройству территории.
Статья 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает "требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон" и определяет, что в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" пункт 3.7 определяет для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м; - промышленные объекты и производства второго класса - 500 м; промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м; промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м; промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м. Производство кирпича (красного, силикатного), строительных керамических и огнеупорных изделий отнесено к III классу промышленных объектов, соответственно санитарно-защитная зона составляет 300 м.
Представитель административного органа считает, что из смысла вышеуказанных нормативных правовых актов вытекает обязанность общества с ограниченной ответственностью "Алатырский кирпичный завод" следить за благоустройством территории, находящейся в санитарно-защитной зоне.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд установил следующее.
29 апреля 2009 года начальником отдела архитектуры и природопользования, главным архитектором К. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 10
Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Алатырский кирпичный завод".
При ознакомлении с материалами дела директор ООО "Алатырский кирпичный завод" пояснил, что на 29.04.2009 прилегающая территория была убрана, с 04.05.2009 рабочие заняты на уборке территории.
07 мая 2009 года административной комиссией г. Алатыря вынесено постановление № 175 о привлечении ООО "Алатырский кирпичный завод" к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 руб.
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество уведомлено не было. В заседании суда директор Г.В. пояснил, что с протоколом об административном правонарушении от 29.04.2009 был ознакомлен только 06.05.2009 года, это следует текста объяснения. Представитель административной комиссии данный факт не отрицал, доказательств извещения законного представителя ООО "Алатырский кирпичный завод" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении суду не представил.
Таким образом, составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, и без извещения законного представителя этого лица, являются существенными нарушениями процедуры привлечения к административной ответственности, так как лишают данное лицо процессуальных гарантий защиты и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении дела об административном правонарушении орган, в производстве которого находится дело, выясняет в том числе, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ), а также рассматривает заявленные отводы и ходатайства (пункт 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, суд пришел к выводу, что административной комиссией при администрации г. Алатыря существенно нарушена процедура привлечения ООО "Алатырский кирпичный завод" к административной ответственности, которое повлекло невозможность для Общества в полной мере воспользоваться правами, предоставленными законом лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 10
Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" нарушение установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - наложение административного штрафа от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п. 1.3.6; 1.3.7; 1.3.8; 2.1.6 Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в городе Алатыре, утвержденных решением Собрания депутатов г. Алатырь 23.08.2008 г. № 31 руководителя предприятий, учреждений, организаций независимо от их правового статуса, в собственности (аренде, хозяйственном ведении, оперативном управлении) которых находятся здания, сооружения обязаны обеспечить регулярную уборку закрепленной уличной, дворовой, внутриквартальной и другой территории от мусора. Всем предприятиям и частным лицам запрещается загрязнять прилегающие территории.
Как пояснили лица, участвующие в деле, актами органов местного самоуправления прилегающая территория за ООО "Алатырский кирпичный завод" не закреплена.
В постановлении и в протоколе не указаны размеры санитарно-защитной зоны предприятия и в связи с этим невозможно установить входит ли загрязненный мусором участок земли в пределы санитарно-защитной зоны ООО "Алатырский кирпичный завод".
В связи с этим совершение Обществом административного правонарушения материалами дела не подтверждено. Отсутствуют доказательства нарушения заявителем установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов.
Поскольку порядок привлечения к ответственности не соответствует закону, факт совершения правонарушения материалами дела не подтвержден, требование заявителя подлежит удовлетворению.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Алатырский кирпичный завод" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление № 175 от 07.05.09 г. административной комиссии при администрации города Алатыря о привлечении ООО "Алатырский кирпичный завод" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 10
Закона Чувашской Республики № 22 от 23.07.2003 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.