Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова (далее УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова) на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 18 июня 2009 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районе г. Саратова от 30.03.2009 г. № 493 и решение начальника УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в части отказа П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключения из лечебного стажа периода работы с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г. в должности старшей медицинской сестры в яслях - саде, с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г. в должности старшей медицинской сестры в детском саде.
Обязать ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить П. в лечебный стаж период работы с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде, с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г. в должности старшей медицинской сестры в детском саде, и назначить пенсию по старости с 11.02.2009 г.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя ответчика Л., действующей по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения истца П. и ее представителя А., действующей на основании ордера, которые возражали против доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

П. обратилась в суд с исковыми требованиями к УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.03.2009 г. незаконным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы с 11.05.1979 г. по 31.13.1979 г., с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г., с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г., периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.01.1980 г. по 16.05.1980 г., периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17.05.1980 г. по 20.02.1981 г. и с 04.06.1987 г. по 10.10.1988 г., назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 11.01.2009 г.
Впоследствии истица уточнила свои исковые требования, просила суд признать упомянутое решение комиссии незаконным, включении в специальный трудовой стаж периоды своей работы в дошкольных детских учреждениях г. Саратова в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде и детском саду соответственно с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г. и с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г. и назначить пенсию с 11.02.2009 г. Мотивировала свои требования тем, что работа в должности медицинской сестры в яслях-саде подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (л.д. 32 - 33).
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Ответчик - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова не согласился с постановленным решением районного суда, в кассационной жалобе просит его отменить и вынести новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с действующим законодательством работа в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде и в детском саде не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Указывает, что для включения периода работы в специальный стаж лечебной деятельности, такая работа должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, к которым ясли и садики не относятся.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает необходимым постановленное по делу решение суда отменить в части, с вынесением в указанной части исковых требований нового решения об отказе П. в иске.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы П. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде и детском саде подлежат включению в специальный трудовой стаж лечебной деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Районный суд основывал свои выводы на анализе Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Судебная коллегия не может согласиться с постановленным решением, поскольку изложенные в нем выводы сделаны без учета имеющихся в деле доказательств и норм материального права.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. Однако данный Список не предусматривает включение в специальный трудовой стаж лечебной деятельности периодов работы в должности медицинской сестры в яслях-саде или детском саде.
Из материалов дела видно, что периоды работы П. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде и в детском саде относились к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам. В этой связи суд, учитывая правовую позицию, высказанную Конституционным Судом РФ, мог применить к определенной части трудовой деятельности истца законодательство, действующее в соответствующий период трудовой деятельности П.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судебная коллегия в этой связи принимает во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения гражданами права, сохраняются за указанными лицами.
В период осуществления трудовой деятельности П. с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г. и с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г. действовали Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", а также Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 не предусматривали включение периодов работы медицинских сестер в яслях-садах и детских садах в специальный трудовой стаж лечебной деятельности.
Вместе с тем, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, в объединенных яслях-садах. Данное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 было отменено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 и в этой связи утратило силу с 1 октября 1993 года.
Таким образом, из спорных по настоящему делу периодов лечебной работы П. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г. и в должности старшей медицинской сестры в детском саде с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г. подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, лишь период работы истца с 26.10.1989 г. по 30 сентября 1993 г.
Следовательно, работа истицы в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде могла быть включена в специальный стаж лечебной деятельности только частично - до 1 октября 1993 г., а работа в должности старшей медицинской сестры в детском саде не подлежала включению в стаж лечебной деятельности.
При наличии у истицы 20 лет 16 дней стажа лечебной работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые не оспаривались ответчиком (л.д. 11), а также с учетом упомянутого периода ее работы с 26.10.1989 г. по 30 сентября 1993 г. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде, П. к 11 февраля 2009 года не имела необходимого тридцатилетнего стажа лечебной деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии. Следовательно, в удовлетворении ее требования о назначении досрочной пенсию по старости с 11.02.2009 г. П. следует отказать.
С учетом выше изложенного решение районного суда нельзя признать законным и обоснованным в указанной выше части, а поэтому оно в данной части подлежит отмене с вынесением решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 198, 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 18 июня 2009 года в части признания незаконным протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районе г. Саратова от 30.03.2009 г. № 493 и решения начальника УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в части отказа П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложения на ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова обязанности включить П. в лечебный стаж период ее работы с 1 октября 1993 г. по 30 мая 2000 г. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде и с 1 июня 2000 г. по 9 октября 2000 г. в должности старшей медицинской сестры в детском саде, а также назначения истцу пенсии по старости с 11.02.2009 г. отменить.
В указанной части исковых требований П. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова - отказать
В остальной части решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 18 июня 2009 года оставить без изменения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru