СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2009 года
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова (далее УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова) на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 18 июня 2009 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районе г. Саратова от 30.03.2009 г. № 493 и решение начальника УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в части отказа П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключения из лечебного стажа периода работы с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г. в должности старшей медицинской сестры в яслях - саде, с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г. в должности старшей медицинской сестры в детском саде.
Обязать ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова включить П. в лечебный стаж период работы с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде, с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г. в должности старшей медицинской сестры в детском саде, и назначить пенсию по старости с 11.02.2009 г.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя ответчика Л., действующей по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения истца П. и ее представителя А., действующей на основании ордера, которые возражали против доводов кассационной жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с исковыми требованиями к УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 30.03.2009 г. незаконным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы с 11.05.1979 г. по 31.13.1979 г., с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г., с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г., периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 01.01.1980 г. по 16.05.1980 г., периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17.05.1980 г. по 20.02.1981 г. и с 04.06.1987 г. по 10.10.1988 г., назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 11.01.2009 г.
Впоследствии истица уточнила свои исковые требования, просила суд признать упомянутое решение комиссии незаконным, включении в специальный трудовой стаж периоды своей работы в дошкольных детских учреждениях г. Саратова в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде и детском саду соответственно с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г. и с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г. и назначить пенсию с 11.02.2009 г. Мотивировала свои требования тем, что работа в должности медицинской сестры в яслях-саде подлежит зачету в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (л.д. 32 - 33).
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Ответчик - УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова не согласился с постановленным решением районного суда, в кассационной жалобе просит его отменить и вынести новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с действующим законодательством работа в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде и в детском саде не дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Указывает, что для включения периода работы в специальный стаж лечебной деятельности, такая работа должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, к которым ясли и садики не относятся.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия считает необходимым постановленное по делу решение суда отменить в части, с вынесением в указанной части исковых требований нового решения об отказе П. в иске.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы П. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде и детском саде подлежат включению в специальный трудовой стаж лечебной деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Районный суд основывал свои выводы на анализе Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
Судебная коллегия не может согласиться с постановленным решением, поскольку изложенные в нем выводы сделаны без учета имеющихся в деле доказательств и норм материального права.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. Однако данный Список не предусматривает включение в специальный трудовой стаж лечебной деятельности периодов работы в должности медицинской сестры в яслях-саде или детском саде.
Из материалов дела видно, что периоды работы П. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде и в детском саде относились к периоду до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам. В этой связи суд, учитывая правовую позицию, высказанную Конституционным Судом РФ, мог применить к определенной части трудовой деятельности истца законодательство, действующее в соответствующий период трудовой деятельности П.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судебная коллегия в этой связи принимает во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения гражданами права, сохраняются за указанными лицами.
В период осуществления трудовой деятельности П. с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г. и с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г. действовали Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", а также Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 не предусматривали включение периодов работы медицинских сестер в яслях-садах и детских садах в специальный трудовой стаж лечебной деятельности.
Вместе с тем, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, в объединенных яслях-садах. Данное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 было отменено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 и в этой связи утратило силу с 1 октября 1993 года.
Таким образом, из спорных по настоящему делу периодов лечебной работы П. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде с 26.10.1989 г. по 30.05.2000 г. и в должности старшей медицинской сестры в детском саде с 01.06.2000 г. по 09.10.2000 г. подлежит включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, лишь период работы истца с 26.10.1989 г. по 30 сентября 1993 г.
Следовательно, работа истицы в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде могла быть включена в специальный стаж лечебной деятельности только частично - до 1 октября 1993 г., а работа в должности старшей медицинской сестры в детском саде не подлежала включению в стаж лечебной деятельности.
При наличии у истицы 20 лет 16 дней стажа лечебной работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые не оспаривались ответчиком (л.д. 11), а также с учетом упомянутого периода ее работы с 26.10.1989 г. по 30 сентября 1993 г. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде, П. к 11 февраля 2009 года не имела необходимого тридцатилетнего стажа лечебной деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии. Следовательно, в удовлетворении ее требования о назначении досрочной пенсию по старости с 11.02.2009 г. П. следует отказать.
С учетом выше изложенного решение районного суда нельзя признать законным и обоснованным в указанной выше части, а поэтому оно в данной части подлежит отмене с вынесением решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 198, 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 18 июня 2009 года в части признания незаконным протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районе г. Саратова от 30.03.2009 г. № 493 и решения начальника УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова в части отказа П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и возложения на ГУ УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова обязанности включить П. в лечебный стаж период ее работы с 1 октября 1993 г. по 30 мая 2000 г. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саде и с 1 июня 2000 г. по 9 октября 2000 г. в должности старшей медицинской сестры в детском саде, а также назначения истцу пенсии по старости с 11.02.2009 г. отменить.
В указанной части исковых требований П. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах города Саратова - отказать
В остальной части решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 18 июня 2009 года оставить без изменения.