Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Владимирская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2008 г. по делу № А11-2850/2008-К2-26/104

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Романовой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Романовой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мясо-молочная технология, ЛТД" и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Салова Сергея Константиновича о признании незаконным отказа комитета по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района согласовать проект территориального землеустройства по разделу земельного участка, расположенного в с. Новое, ул. Рабочая, д. 4 Суздальского района Владимирской области кадастровый номер 33:05:11 01:0478, выраженного в письме от 30.04.2008 № КУИЗ-1720-01-17/2 и обязании комитета по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района согласовать проект территориального землеустройства по разделу земельного участка,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1. Общество с ограниченной ответственностью "СП "Новое",
2. Закрытое акционерное общество "АгроС",
3. Сельскохозяйственный производственный кооператив "Новосельский",
4. Саакян Генрик Левонович,
5. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области,
при участии
от заявителя (ООО "Мясо-молочная технология, ЛТД") Серана А.В. - директор (решение единственного участника от 20.04.2008),
от заявителя (Салов С.К.) не явились (извещен о времени и месте проведения судебного заседания - определение от 19.08.2008 получено под роспись в материалах дела),
от заинтересованного лица Козленко Е.В. - по доверенности от 14.02.2008 № 47 (сроком действия на 1 год),
от ООО "СП "Новое" не явились (почтовое уведомление № 10211),
от ЗАО "АгроС" Шульмана М.А. - по доверенности от 01.06.2008 (сроком действия на 1 год),
от СПК "Новосельский" не явились (извещен о времени и месте проведения судебного заседания - определение от 19.08.2008 получено под роспись в материалах дела),
от Саакяна Г.С. не явились (извещен о времени и месте проведения судебного заседания - телефонограмма № 2104 с уведомлением получена 26.08.2008),
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области Янковой Ю.Я. - по доверенности от 27.05.2008 № 7 (сроком действия до 31.12.2008),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мясо-молочная технология, ЛТД" (далее по тексту - Общество) и глава крестьянского (фермерского) хозяйства Салов Сергей Константинович обратились в арбитражный суд с заявлением, которым просили признать недействительным отказ комитета по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района (далее по тексту - Комитет) согласовать проект территориального землеустройства по разделу земельного участка, расположенного в с. Новое, ул. Рабочая, д. 4 Суздальского района Владимирской области кадастровый номер 33:05:11 01:0478, выраженный в письме от 30.04.2008 № КУИЗ 1720-01-17/2, и обязать Комитет согласовать проект территориального землеустройства по разделу указанного выше земельного участка.
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ЗАО "АгроС", СПК "Новосельский", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области (далее по тексту - Управление) (на стороне заявителей) и общество с ограниченной ответственностью "СП "Новое", Саакян Г.Л. (на стороне заинтересованного лица).
В обоснование требования заявители указали, что считают оспариваемый отказ необоснованным, противоречащим статье 15 Федерального закона "О землеустройстве" и пункту 8 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", а также нарушающим права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку данный отказ лишает возможности осуществить выкуп земельных участков под принадлежащими им зданиями.
Салов С.К., кроме того, пояснил, что оспариваемый отказ нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку письмом от 30.04.2008 № КУИЗ-1720-01-17/2 отказано в утверждении проекта раздела участка, в результате которого под принадлежащим ему зданием будет образован отдельный земельный участок, границы которого были согласованы всеми заинтересованными лицами. Также Салов С.К. пояснил, что после образования отдельного земельного участка и постановки его на кадастровый учет у него появится возможность осуществить выкуп земельного участка под принадлежащим ему зданием.
Комитет с требованием заявителей не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (отзыв от 28.07.2008 № 113).
При этом Комитет указал, что в администрацию Суздальского района обратился директор ООО "СП "Новое" Саакян Г.Л. с просьбой не согласовывать проект территориального землеустройства в связи с нарушением им своих прав и законных интересов; что 30.04.2008 Комитетом в адрес Общества направлено письмо с отказом в согласовании проекта в связи с отсутствием согласования с генеральным директором ООО "СП "Новое" Саакяном Г.Л., являющимся смежным пользователем земельного участка и подъездных путей. В обоснование своих возражений Комитет сослался на Положение о проведении территориального землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 № 396, Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.02.96 № 105.
ЗАО "АгроС", СПК "Новосельский" в отзывах на заявление поддержали требования, изложенные заявителями.
ООО "СП "Новое", Саакян Г.Л. возразили против удовлетворения требований заявителей, указав на законность и обоснованность отказа Комитета.
Управление в отзыве на заявление указало, что проект территориального землеустройства по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:05:11 01:0478 предусматривает образование шести земельных участков и не затрагивает уточненные границы земельных участков, принадлежащих ООО "СП "Новое", то есть не нарушает его права и законные интересы. Следовательно, по мнению Управления, в данном случае не имеется необходимости согласовывать границы земельных участков, которые ранее были согласованы.
В судебных заседаниях представители участвующих в деле лиц поддержали изложенные выше доводы и возражения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
Обществу принадлежат на праве собственности 8 объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 33:05:11 01 01:0478 площадью 120424 кв. м по адресу Владимирская область, Суздальский район, с. Новое, ул. Рабочая, д. 4, образованном в результате утверждения 29.09.2006 проекта территориального землеустройства по разделу земельного участка площадью 151606 кв. м с кадастровым номером 33:05:11 01 01:0476 на три обособленных земельных участка, и принадлежащем Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования (постановление главы местного самоуправления Суздальского района от 10.04.96 № 221).
Кроме объектов, принадлежащих Обществу, на земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие Салову С.К., ЗАО "АгроС", СПК "Новосельский". При этом ЗАО "АгроС" приобрело объекты недвижимости по договорам купли-продажи от 03.07.2008 № 1 и от 11.01.2008 № 2 у Конюшок Д.В.
На основании задания Общества на составление проекта территориального землеустройства индивидуальный предприниматель Дудкин С.Г. провел работы по составлению проекта территориального землеустройства по разделу земельного участка, расположенного в с. Новое, ул. Рабочая, д. 4 Суздальского района Владимирской области кадастровый номер 33:05:11 01:0478.
Подготовленный проект территориального землеустройства согласован с СПК "Новосельский", ООО "Мясо-молочная технология, ЛТД", Саловым С.К., Конюшок Д.В. и 26.03.2008 направлен в администрацию Суздальского района для согласования и утверждения.
Комитет, рассмотрев указанный проект, письмом от 30.04.2008 № КУИЗ-172001-17/2 отказал в его согласовании в связи с тем, что в список по согласованию не включен генеральный директор ООО "СП "Новое" Саакян Г.Л., так как он является смежным пользователем участка и подъездных путей.
Не согласившись с отказом Комитета, Общество и Салов С.К. обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что заявленное Обществом требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" (в редакции Федеральных законов от 18.07.2005 № 87-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ) при изменении и определении границ объектов землеустройства обязательно проведение землеустройства.
В соответствии со статьями 15 и 16 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, межевание объектов землеустройства; образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицом.
Споры, возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ право на приватизацию земельных участков имеют граждане или юридические лица собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом.
Частью 7 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Указанная норма корреспондирует с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса РФ, в котором закрепляется, что к покупателю недвижимости одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. Согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется исходя из правил пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 8 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Из анализа приведенных норм можно сделать вывод, что согласование и утверждение проекта территориального землеустройства органом местного самоуправления (в данном случае уполномоченным им органом - Комитетом) имеет юридическую значимость, так как только после совершения таких действий могут быть продолжены работы по формированию вновь образуемых земельных участков, их кадастровому учету в целях последующего предоставления земельных участков в собственность.
Как усматривается из проекта территориального землеустройства по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:05:11 01 01:0478, для его составления проведена разработка проекта с целью формирования вновь образуемых земельных участков. В результате проектирования раздела землепользования было сформировано шесть земельных участков. Работы по составлению проекта состояли в проведении подготовительных и камеральных работ, а именно: анализ правоустанавливающих документов, осмотр участка, выявление и согласование с заказчиком неясных моментов по проектируемой границе, определение координат поворотных точек вновь образуемых земельных участков на основании имеющегося картографического материала, сведений Государственного земельного кадастра, вычисления их площади, изготовление проектного плана границ земельных участков в масштабе 1:5000. В проекте территориального землеустройства указано, что он необходим для последующего установления границ вновь образованных земельных участков на местности и их кадастрового учета.
Согласование и утверждение проекта территориального землеустройства, то есть определение проекта планирования к выделению земельных участков, является полномочием собственника земельного участка - муниципального образования Суздальский район, делегированным комитету как уполномоченному органу по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Суздальского района (пункт 6 Положения о комитете по управлению имуществом и землеустройству администрации Суздальского района); именно Комитет отказал Обществу в согласовании проекта территориального землеустройства по разделу спорного земельного участка (письмо от 30.04.2008 № КУИЗ-1720-01-17/2).
Основание, указанное Комитетом в оспариваемом Обществом письме - отсутствие в списке по согласованию генерального директора ООО "СП "Новое" Саакяна Г.Л. как смежного пользователя участка и подъездных путей, не основано на законе.
Согласно статье 19 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ к землеустроительной документации относится, в том числе, проект территориального землеустройства, порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 23 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514 утверждено Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, пунктом 8 которого установлено, что проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами, органами санитарно эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами местного самоуправления (пункт 2 Положения).
Ни Саакян Г.Л., ни ООО "СП "Новое" не являются собственниками спорного земельного участка, землепользователями или землевладельцами спорных земель, следовательно, их права и законные интересы не нарушаются при проектировании раздела земельного участка. Постановлением от 29.09.2006 № 1536 глава Суздальского района утвердил проект границ территориального землеустройства по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:05:11 01 0:0576, в результате которого образовался спорный земельный участок (кадастровый номер 33:05:11: 01 01:0478) и два земельных участка (кадастровые номера 33:05:11 01 01:480 и 33:05:11 01 01:479), принадлежащие Саакяну Г.Л. Земельные участки с кадастровыми номерами 33:05:11 01 01:480 и 33:05:11 01 01:479 предоставлены Саакяну Г.Л. в собственность (выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.06.2008 N№ 17/003/2008-018, 17/003/2008-019).
Таким образом, ссылка Комитета в оспариваемом отказе на отсутствие согласования с генеральным директором ООО "СП "Новое" Саакяном Г.Л. не основана на нормах действующего законодательства, поскольку Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства не предусмотрено согласование проектов территориального землеустройства с владельцами смежных земельных участков.
Ссылка Комитета на Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Росземкадастром 17.02.2003, не может быть принята судом во внимание. Данными Методическими рекомендациями предусмотрено, что проекты территориального землеустройства согласовываются в установленном порядке (пункт 7.10); проекты территориального землеустройства утверждаются собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами (землепользователями или землевладельцами земельных участков, на которых проводится землеустройство) (пункт 7.11), то есть Методические рекомендации не предусматривают обязанности по согласованию проекта с владельцами смежных земельных участков.
Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.02.96 № 105, на которое также сослался Комитет в отзыве на заявление, направлено на решение следующих задач: установление границ сложившихся объектов недвижимости (межевание); формирование новых объектов недвижимости в сложившейся застройке. Однако межевание, то есть работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закреплению на местности местоположения границ объекта межевыми знаками и определению их координат, изготовлению карты (плана) объекта землеустройства в рассматриваемом случае не проводилось, тогда как именно при межевании объекта землеустройства проводится установление и согласование границ земельного участка между собственниками, владельцами или пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков.
При таких обстоятельствах заявленное Обществом требование подлежит удовлетворению.
Требование, заявленное Саловым С.К., удовлетворению не подлежит в связи с тем, что Салов С.К. не являлся заказчиком спорного проекта территориального землеустройства, не обращался в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении проекта территориального землеустройства, следовательно, не получал отказа в его согласовании. Указанное исключает возможность обращения Салова С.К. в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по настоящему делу относятся на Комитет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленное обществом с ограниченной ответственностью "Мясо-молочная технология, ЛТД" требование удовлетворить.
Признать незаконным, не соответствующим Федеральному закону от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве" отказ комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Суздальского района в согласовании проекта территориального землеустройства по разделу земельного участка, расположенного в с. Новое, ул. Рабочая, д. 4 Суздальского района Владимирской области кадастровый номер 33:05:11 01:0478, выраженный в письме от 30.04.2008 № КУИЗ-1720-01-17/2.
Обязать комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Суздальского района устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Мясо-молочная технология, ЛТД".
Взыскать с комитета по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Суздальского района в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мясо-молочная технология, ЛТД" расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Салову Сергею Константиновичу в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд (г. Владимир) в течение месяца со дня его принятия.

Судья
В.В.РОМАНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru