- законами и иными нормативными правовыми актами Амурской области;
- Уставом
Благовещенского района;
- иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района.
1.2. Депутат должен уважать достоинство других депутатов, работников аппарата районного Совета, администрации района, других должностных лиц, граждан РФ и иностранных лиц, лиц без гражданства.
1.3. Депутат должен воздерживаться от действий и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей, органы местного самоуправления района.
2. Правила депутатской этики, относящиеся к деятельности
депутата в районном Совете и постоянных
комиссиях районного Совета
2.1. Каждый депутат содействует созданию в районном Совете и постоянных депутатских комиссиях доброжелательности, взаимной поддержки и товарищеского сотрудничества.
2.2. Депутат должен проявлять терпимость и уважение к чужому мнению, не допускать командно-приказного стиля по отношению к депутатам, всесторонне учитывать позиции депутатов перед принятием решений.
Депутат не может навязывать свою позицию посредством угроз и ультиматумов.
2.3. В случае систематического уклонения от участия в работе районного Совета и постоянных комиссий, невыполнения, недобросовестного выполнения или отказа без уважительных причин от поручений соответствующая информация постоянной комиссии или председателя районного Совета доводится до сведения всех депутатов. По решению районного Совета такая информация может быть опубликована в средствах массовой информации или передана избирателям для оценки деятельности депутата. По существу предъявляемых ему претензий депутат имеет право на выступление перед принятием районным Советом решения.
2.4. Депутат вправе требовать от других депутатов отношения к себе соответственно статусу депутата. Его отношение к депутатам должно быть ровным, без выражения открытых симпатий или антипатий к кому-либо.
2.5. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях районного Совета, постоянных комиссий, членом которых он состоит. В случае невозможности прибыть на заседание районного Совета или заседание постоянной комиссии депутат заблаговременно информирует соответственно председателя районного Совета, председателя постоянной комиссии, а в их отсутствие - аппарат районного Совета. Отсутствие на заседаниях допускается только по уважительным причинам. Вопросы о признании причины уважительной либо неуважительной по заявлению депутата рассматриваются на заседании постоянной комиссии по нормотворчеству.
В случае однократного пропуска заседания районного Совета без уважительной причины депутат автоматически лишается месячного денежного возмещения.
2.6. Участвуя в заседаниях районного Совета и заседаниях постоянных комиссий, депутат обязан соблюдать регламент их проведения, соблюдать дисциплину в зале заседаний.
Депутаты должны следовать принятому им порядку работы, уважать председательствующего на заседании, подчиняться его указаниям, данным в пределах его полномочий.
Не допускаются самовольные действия по прекращению заседания:
- уход из зала заседания в знак протеста для срыва заседания и по другим мотивам, не признанным районным Советом уважительными;
- выступление без предоставления слова председательствующим;
- выступление не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня;
- выкрики, прерывания выступающих и т.п.
2.7. Депутаты на заседаниях районного Совета и на заседаниях постоянных комиссий должны обращаться официально (на "вы") друг к другу и ко всем лицам, присутствующим в зале заседаний. Официальную и уважительную форму обращения к депутатам и друг к другу используют и иные лица, присутствующие на заседаниях. Недопустимы фамильярные и пренебрежительные отношения, обращения.
2.8. На заседаниях районного Совета и постоянных комиссий депутаты и другие присутствующие лица не должны использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям, допускать оскорбления в адрес депутатов и иных лиц. В таких случаях председательствующий на заседании обязан сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний, призывов и выражений, а при их продолжении - лишить выступающего слова по данному вопросу или до конца заседания районного Совета народных депутатов.
2.9. Депутат не может разглашать сведения, которые стали ему известны благодаря осуществлению депутатской деятельности в районном Совете, если эти сведения:
- касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях районного Совета, постоянных депутатских комиссий, если ими принято решение о неразглашении сведений вообще или на определенный срок;
- относятся к области охраняемой законом тайне личной жизни депутата и стали известны в связи с рассмотрением в районном Совете вопроса о нарушении депутатом норм депутатской этики;
- относятся к охраняемой законом тайне личной жизни гражданина, рекомендованного или претендующего на должность, по которой согласование, избрание или утверждение относятся к компетенции районного Совета, либо в связи с освобождением от такой должности;
- относятся к охраняемой законом тайны личной жизни работника органа местного самоуправления, независимо от должностного положения.
2.10. Депутат вправе использовать помощь работников аппарата районного Совета только в связи с выполнением депутатских обязанностей.
2.11. Депутат не вправе выступать от имени районного Совета как его официальный представитель в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти Амурской области, иными государственными, а также общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, не имея на то специальных указаний от председателя районного Совета народных депутатов.
3. Правила депутатской этики, относящиеся к взаимоотношениям
депутата с органами местного самоуправления, государственными
органами, предприятиями, учреждениями и организациями,
общественными объединениями, должностными
лицами и гражданами
3.1. Депутат не вправе использовать в личных целях возможности, связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
3.2. Депутат не может позволять использовать его имя и статус для каких-либо злоупотреблений, освобождения от ответственности виновных лиц.
3.3. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на собраниях и митингах, делая различного рода публичные заявления, комментируя деятельность государственных и общественных органов, предприятий и учреждений, организаций, должностных лиц, обязан использовать только достоверные факты. Выступления должны быть корректными, не задевать чести и достоинства соответствующих руководителей и должностных лиц.
В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также унижения чести и достоинства указанных лиц депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний, принести извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь и достоинство были затронуты.
3.4. Депутат не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо муниципальных, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также выпускаемой продукции и услуг.
3.5. Депутат не вправе предавать огласке сведения личного характера, касающиеся избирателей и других граждан, ставшие ему известными из доверительных бесед с избирателями либо в связи с осуществлением депутатских полномочий.
В случае умышленного или неосторожного разглашения сведений личного характера, касающихся граждан, депутат обязан публично принести извинения.
4. Правила депутатской этики, касающиеся защиты
и личного достоинства депутата
4.1. Депутат, считающий себя оскорбленным словами и (или) действиями другого депутата, вправе требовать публичных извинений со стороны оскорбителя и получить извинения. Публичным считается принесение извинений депутату лично в присутствии третьих лиц или на заседании районного Совета, постоянной комиссии либо через средства массовой информации. Извинения приносят в словах и выражениях, исключающих двусмысленное толкование.
4.2. Публичные извинения, принесенные депутату за личное оскорбление его при исполнении депутатской деятельности, равно как и клевету в отношении депутата, не лишают его права обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд для принятия в отношении виновных мер административной или уголовной ответственности.
5. Финансовые и имущественные требования к депутатам
5.1. Депутат районного Совета не может использовать полномочия, вытекающие из его депутатского статуса, а также представляемую ему органами местного самоуправления, государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями всех организационно-правовых форм, их должностными лицами официальную и неофициальную информацию для получения материально-финансовой и иной личной выгоды, представлять ее членам семьи, родственникам и другим близким лицам.
5.2. Депутат не вправе получать от органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, физических лиц материальное вознаграждение за содействие решению в их интересах вопросов в районном Совете.
6. Рассмотрение вопросов депутатской этики в районном Совете
6.1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением норм депутатской этики, возлагается на постоянную депутатскую комиссию по нормотворчеству и социальным вопросам (далее - комиссия).
6.2. Комиссия:
- представляет районному Совету доклады и рекомендации по вопросам соблюдения депутатами норм депутатской этики;
- предварительно рассматривает все официальные обращения, адресованные районному Совету, постоянным депутатским комиссиям, содержащие обвинения в нарушении депутатами норм депутатской этики;
- дает свои рекомендации районному Совету по применению к депутату мер воздействия в связи с нарушением норм депутатской этики.
6.3. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики:
- по письменному заявлению депутата или группы депутатов;
- по письменным обращениям председателя районного Совета или председателей постоянных комиссий районного Совета;
- по инициативе граждан;
- по собственной инициативе, если решение об этом принято на ее заседании большинством голосов членов комиссии.
6.4. Комиссия рассматривает все вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики, на заседаниях. Обсуждение вопросов председателем комиссии единолично или узким составом ее членов запрещается.
6.5. Заседания комиссии при рассмотрении таких вопросов правомочны при участии не менее двух третей ее членов. Комиссия проводит открытые или закрытые заседания. Вопрос о форме заседания решается большинством голосов присутствующих членов комиссии.
На заседание комиссии приглашаются и заслушиваются заявители, заинтересованные лица, иные лица, присутствие и объяснения которых на заседании целесообразны. На открытых заседаниях вправе присутствовать представители средств массовой информации.
6.6. На своем заседании комиссия:
- заслушивает заявителя или оглашает его письменное обращение;
- заслушивает депутата, обвиняемого в нарушении правил депутатской этики, других лиц, в том числе экспертов;
- знакомится с документами и другой необходимой официальной информацией.
6.7. Комиссия не рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции суда, прокуратуры и иных правоохранительных органов.
6.8. Комиссия может принять по отношению к депутату одну из следующих мер воздействия:
- обязать депутата принести публичные извинения;
- огласить на заседании районного Совета факты, связанные с нарушением депутатом правил депутатской этики.
6.9. Депутаты, являющиеся инициаторами рассмотрения вопросов в комиссии или обвиняющиеся в нарушении правил депутатской этики, вправе обжаловать решение комиссии в районный Совет.
6.10. Депутат, являющийся членом комиссии, не участвует в проверках и в голосовании на заседании комиссии по заявлению о нарушении им правил депутатской этики.
6.11. Районный Совет рассматривает вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики, на открытых и закрытых заседаниях. Данный вопрос решается на заседании районного Совета большинством голосов.
На заседания могут быть приглашены и заслушаны заявители и другие лица, информация которых поможет выяснить обстоятельства и принять объективное решение.
6.12. Районный Совет может принять к депутату одну из следующих мер воздействия:
- обязать депутата принести публичные извинения;
- объявить депутату публичное порицание;
- передать информацию о фактах нарушения правил депутатской этики в средства массовой информации;
- сообщить о фактах нарушения правил депутатской этики общественным объединениям и трудовым коллективам на территории избирательного округа депутата.
6.13. Решение районного Совета по вопросам нарушения правил депутатской этики может быть обжаловано в суде депутатом, в отношении которого оно вынесено.