Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2009 г. по делу № А71-13997/2009-А5

Резолютивная часть решения объявлена 2 ноября 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2009 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи В.Н. Симонова,
судей Е.А. Бушуевой, Д.Е. Лепихина,
при ведении судьей В.Н. Симоновым протокола судебного заседания,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Удмуртской Республики, г. Ижевск,
к Совету депутатов муниципального образования "Сюмсинский район", с. Сюмси УР,
третье лицо - Управление культуры Администрации муниципального образования "Сюмсинский район", село Сюмси УР,
о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в заседании:
заявителя - Ложкин С.Б., заместитель начальника отдела, по доверенности от 02.11.2009 г.,
заинтересованного лица - Селюнина Л.В., начальник отдела, по доверенности от 22.05.2009 г.,
третьего лица - не явился;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Прокурор Удмуртской Республики (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании решения Совета депутатов муниципального образования "Сюмсинский район" № 62 от 19 ноября 2008 года "Об установлении размера платы и тарифов на услуги, предоставляемые населению учреждениями культуры муниципального образования "Сюмсинский район" на 2009 г." не соответствующим ст. 52 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденных решением Верховного Совета РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1, ст. 15 Федерального кодекса от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим.
Совет депутатов муниципального образования "Сюмсинский район" требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 37).
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд

установил:

Советом депутатов муниципального образования "Сюмсинский район" Удмуртской Республики (далее - Совет депутатов МО "Сюмсинский район") принято решение от 19.11.2008 года № 62 "Об установлении размера платы и тарифов на услуги, предоставляемые населению учреждениями культуры муниципального образования "Сюмсинский район" на 2009 год", в соответствии с которым установлены размер платы и тарифы на услуги, предоставляемые населению учреждениями культуры муниципального МО "Сюмсинский район" на 2009 год (л.д. 9 - 10).
Решение № 62 от 19.11.2008 г. опубликовано в Сюмсинской районной газете "Знамя" от 3 декабря 2008 года № 92 (л.д. 21).
Оспаривая указанное решение, Прокурор ссылается на то, что установление цен на платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, к полномочиям органов местного самоуправления не относится.
Совет депутатов МО "Сюмсинский район" и Управление культуры Администрации муниципального образования "Сюмсинский район" требование заявителя отклонили по следующим основаниям. Решением Совета депутатов МО "Сюмсинский район" от 05.06.08 г. № 30 утвержден Порядок установления размера платы и тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального образования "Сюмсинский район". На основании данного Порядка и в соответствии с ст. 6 Бюджетного кодекса РФ устанавливаются размер платы и тарифы на социально значимые услуги, к которым относятся оказываемые населению услуги в сфере культуры. В соответствии с п. 13 статьи 25 Устава МО "Сюмсинский район" к компетенции Районного Совета депутатов относится установление размера платы и тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд полагает требование Прокурора обоснованным исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 утратил силу в связи с изданием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 года № 2 определено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В силу п. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 года № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при применении ст. 29 АПК РФ необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В статье 76 Конституции Российской Федерации определяется соотношение юридической силы федеральных актов и актов субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия установлен в статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, - уполномоченным федеральным или региональным органом государственной власти.
Полномочия Прокурора на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта вытекают из пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации" № 2202-1, в соответствии с которым Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, в том числе органами местного самоуправления, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое Прокурором решение содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Данным правовым актом нормативно урегулированы отношения, связанные с предоставлением по определенным ценам услуг, оказываемых учреждениями культуры неограниченному кругу лиц. Решение № 62 от 19.11.08 г. опубликовано в газете, относящейся к местным средствам печати, и подлежит применению во всех случаях, когда такие услуги оказываются физическим или юридическим лицам.
Таким образом, указанное решение обладает признаками нормативного правового акта, и данный спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать цены на услуги, оказываемые муниципальными учреждениями культуры.
Статьей 47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных решением Верховного Совета РФ 09.10.1992 № 3612-1, с последующими изменениями, внесенными федеральными законами (далее по тексту - Основы законодательства Российской Федерации о культуре), установлено: государственные и муниципальные организации культуры вправе вести предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно. При организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот для организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, устанавливается Правительством Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации, для организаций культуры, находящихся в ведении органов местного самоуправления, - органами местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления в области культуры определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в соответствии с подпунктами 19, 19.1 части 1 статьи 15 которого к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
Согласно статье 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организации культуры.
В соответствии с пунктом 13 статьи 25 Устава МО "Сюмсинский район" к компетенции Районного Совета депутатов относится установление размера платы и тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (л.д. 31).
Таким образом, учреждения культуры самостоятельно устанавливают цены и тарифы на услуги. Установление цен на платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, в силу указанных норм федеральных законов к полномочиям органов местного самоуправления не относится.
Доводы заинтересованного лица относительно того, что статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяет Районному Совету депутатов устанавливать тарифы на платные услуги в сфере культуры в качестве социально значимых услуг, арбитражным судом не принимаются исходя из следующего.
В статье 6 БК РФ дано понятие государственных (муниципальных) услуг, под которыми понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 310-ФЗ).
Данная норма непосредственно не регулирует порядок установления цен (тарифов) на платные услуги, предоставляемые населению учреждениями культуры.
Вместе с тем, федеральным законодательством (статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре) предусмотрен порядок установления цен (тарифов) на платные услуги в сфере культуры, согласно которому такие цены (тарифы) организации культуры устанавливают самостоятельно.
Утверждение заинтересованного лица о том, что Советом депутатов установлен размер платы и тарифы только на услуги, предоставляемые структурными подразделениями Управления культуры Администрации муниципального образования "Сюмсинский район", противоречит оспариваемому Прокурором решению.
Как следует из текста решения от 19.11.08 г. № 62 установление размера платы и тарифы на услуги культуры распространяется на все без исключения учреждения культуры муниципального образования "Сюмсинский район".
Таким образом, решение Совета депутатов муниципального образования "Сюмсинский район" № 62 от 19 ноября 2008 года "Об установлении размера платы и тарифов на услуги, предоставляемые населению учреждениями культуры муниципального образования "Сюмсинский район" на 2009 г." не соответствует ст. 52 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденных решением Верховного Совета РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1, ст. 15, ст. 17 Федерального кодекса от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нарушает права и законные интересы учреждений культуры муниципального образования "Сюмсинский район" в сфере предпринимательской деятельности, в части установления цен (тарифов) на платные услуги оказываемые населению в сфере культуры.
На основании изложенного заявление Прокурора Удмуртской Республики является обоснованным и подлежит удовлетворению полностью.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истцов и ответчиков.
Руководствуясь ст. 170, ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмурткой Республики

решил:

1. Признать решение Совета депутатов муниципального образования "Сюмсинский район" № 62 от 19 ноября 2008 года "Об установлении размера платы и тарифов на услуги, предоставляемые населению учреждениями культуры муниципального образования "Сюмсинский район" на 2009 г." не соответствующим ст. 52 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденных решением Верховного Совета РФ от 09.10.1992 г. № 3612-1, ст. 15, ст. 17 Федерального кодекса от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим.
2. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
В.Н.СИМОНОВ

Судьи
Е.А.БУШУЕВА
Д.Е.ЛЕПИХИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru