Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 ноября 2009 г. по делу № А29-7679/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 5 ноября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 6 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи:,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заместителя Прокурора Республики Коми (в интересах Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов")
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
и к Комитету лесов Республики Коми
о признании незаконными действий, выраженных в письме Комитета лесов Республики Коми от 3 марта 2009 года № 60/609 об отказе в согласовании территорий лесного фонда, о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми от 18 мая 2009 № 08-58-584 и о понуждении Комитета лесов Республики Коми устранить допущенные нарушения,
при участии в заседании:
от Прокуратуры РК: Э.,
от заявителя: Л., С.,
от Минприроды РК: К.,
от Комитета лесов РК: П.,

установил:

Заместитель Прокурора Республики Коми Т. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (в интересах Региональной общественной организации "Коми республиканское общество охотников и рыболовов") о признании незаконными действий, выраженных в письме Комитета лесов Республики Коми от 3 марта 2009 года № 60/609 об отказе в согласовании территорий лесного фонда (МО ГО "Ухта" на площади 482,7 тыс. га, МО МР "Удорский" на площади 1 357,5 тыс. га, МО МР "Усть-Цилемский" на площади 343 тыс. га, МО МР "Сосногорск" на площади 1 210,164 тыс. га) для реализации права пользования животным миром, а также о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми от 18 мая 2009 года № 08-58-584 о приостановлении подготовки проекта решения Правительства Республики Коми о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром и о понуждении Комитета лесов Республики Коми устранить допущенные нарушения.
Ответчик, - Министерство природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми, возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что отказ Комитета лесов Республики Коми, выраженный в письме от 3 марта 2009 года, не соответствует нормам действующего законодательства, а также - на то, что его письмо от 18 мая 2009 года носило информационный характер и 17 июля 2009 года было отозвано. Доводы данного ответчика изложены в отзыве (см. письмо от 4 сентября 2009 года № 04-05/2490).
Второй ответчик, - Комитет лесов Республики Коми, возражает против заявленных требований, считая, что Региональная общественная организация "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" занимается ведением охотничьего хозяйства, которое должно осуществляться на основании договора аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства (см. отзыв от 17 сентября 2009 года № 06/3052).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 29 октября 2009 года до 5 ноября 2009 года.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, арбитражный суд установил следующее.
На основании положений статьи 34 Федерального закона "О животном мире" Региональная общественная организация "Коми республиканское общество охотников и рыболовов" (сокращенно - РОО "КРООиР") обратилась к высшему исполнительному органу государственной власти Республики Коми, - к Правительству Республики Коми с заявками о предоставлении территории, необходимой для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территориях: МО ГО "Ухта" - на площади 482,7 тыс. га; МО МР "Удорский" - на площади 1 357,5 тыс. га; МО МР "Усть-Цилемский" - на площади 343 тыс. га; МО МР "Сосногорск" - на площади 1 210,164 тыс. га.
Заключение с пользователями животным миром договоров о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, а также выдача в установленном порядке лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, а также разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, разрешения на добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства на территории Республики Коми, отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды РК) в силу пунктов 63 и 66 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13 июня 2002 года № 76.
Минприроды РК направило в Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет лесов РК) для согласования материалы о предоставлении РОО "КРООиР" территории, необходимой для пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, сроком на 25 лет на территориях согласно заявкам РОО "КРООиР". 3 марта 2009 года Комитет лесов РК направил в Минприроды РК письмо № 06/609, которым отказал последнему в согласовании предоставления испрашиваемых территорий РОО "КРООиР" и сообщил о том, что по перечисленным лесным участкам, за исключением заказников, оформлены материалы на выставление их на аукцион для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты.
В связи с этим Минприроды РК письмом от 18 мая 2009 года № 08-58-584 уведомило РОО "КРООиР" о приостановлении подготовки проекта решения Правительства Республики Коми о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром.
Указанное письмо Минприроды РК было получено РОО "КРООиР" 21 мая 2009 года. Следовательно, 21 мая 2009 года РОО "КРООиР" узнало о нарушении своих прав и с указанной даты следует исчислять трехмесячный срок обращения в арбитражный суд.
Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению Минприроды РК была проведена проверка обоснованности отказа Комитета лесов РК в согласовании права пользования объектами животного мира на территории Республики Коми (в лесном фонде). На основе анализа действующего законодательства и материалов проверки Заместитель прокурора Республики Коми обратился с заявлением об обжаловании Комитета лесов РК и решения Минприроды РК о приостановлении подготовки проекта решения Правительства Республики Коми по спорному вопросу.
По мнению заявителя, Комитет лесов РК неправомерно полагает, что испрашиваемые участки лесного фонда предназначены для ведения РОО "КРООиР" охотничьего хозяйства, ввиду чего эти участки должны предоставляться в пользование на основании договоров аренды, заключаемых по результатам проведения аукционов. В этой части арбитражный суд поддерживает позицию Заместителя прокурора Республики Коми и признает его доводы убедительными.
Статья 3 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) определяет предмет правового регулирования данного Федерального закона, в который входят отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.
В силу части 1 статьи 37 Лесного кодекса Российской Федерации использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со статьей 11 данного Кодекса.
На основании части 7 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.
Согласно статье 36 Лесного кодекса Российской Федерации ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями. Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Законом о животном мире и данным Кодексом. На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Таким образом, ведение охотничьего хозяйства предполагает проведение комплекса мероприятий и работ, осуществление которых на участках лесного фонда без непосредственного их использования невозможно.
Между тем, анализ действующего законодательства (нормы Федерального закона № 52-ФЗ, Лесного кодекса Российской Федерации), регулирующего порядок предоставления в пользование объектов животного мира и участков лесного фонда, позволяют сделать вывод о том, что приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет автоматического приобретения прав и обязанностей по пользованию лесным фондом.
Следовательно, ведение охоты является видом пользования объектами животного мира, а не видом лесопользования для нужд охотничьего хозяйства.
Разграничение права пользования животным миром от права пользования лесным фондом и другими природными ресурсами является одним из принципов государственного управления, регулирования и контроля в области охраны и использования объектов животного мира, сохранения и восстановления их сферы обитания.
В данном же случае РОО "КРООиР" обратилось с заявками на получение объектов животного мира в пользование, ввиду чего Комитет лесов РК, не вправе требовать у РОО "КРООиР" заключения договоров аренды лесных участков, необходимых для пользования объектами животного мира.
Вместе с тем, исследовав представленные материалы, арбитражный суд в данном случае не находит достаточных оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона № 52-ФЗ пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
В целях Федерального закона № 52-ФЗ под "пользованием животным миром" понимается юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира, а "пользователями животным миром" признаются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром (статья 1 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно статье 36 Федерального закона № 52-ФЗ предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование животным миром регулируется статьей 37 Федерального закона № 52-ФЗ.
Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.
Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Таким образом, из буквального смысла норм статьи 37 Федерального закона № 52-ФЗ следует, что исполнительный орган государственной власти субъекта принимает решение на основании заключения специально уполномоченного органа, согласовав его с перечисленными в этой статье органами и организациями только по одному условию предоставления территории, то есть - за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом статья 37 Федерального закона № 52-ФЗ не связывает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - Правительство Республики Коми) процедурой получения именно положительного согласования с перечисленными в этой статье органами и организациями.
Как указано выше, в силу пунктов 1, 63 и 66 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13 июня 2002 года № 76, Минприроды РК является специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Поэтому Минприроды РК могло направить в адрес Комитета лесов РК материалы РОО "КРООиР" для согласования лишь одного вопроса, а именно: за плату или бесплатно должны быть предоставлены заявителю территории для пользования объектами животного мира.
Таким образом, из перечисленных выше норм статей 36 и 37 Федерального закона № 52-ФЗ следует, что возможность приобретения заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, и осуществления указанного права поставлена в зависимость от решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, по согласованию с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории. Основанием для принятия такого решения является заключение (экспертное заключение), принимаемое специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и направляемое в адрес высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Поэтому в рассматриваемой ситуации Минприроды РК, несмотря на получение письма Комитета лесов РК от 3 марта 2009 года, обязано было подготовить собственное заключение для предоставления его в Правительство Республики Коми для принятия последним решения: либо о предоставлении испрашиваемых территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, либо об отказе РОО "КРООиР" в их предоставлении.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (сокращенно - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в силу названной нормы право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов законодатель связывает с наличием у лица, обращающегося с таким заявлением, предположений о том, что эти решения и действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поэтому основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие таких признаков (одновременно), как: а) несоответствие обжалуемых решений и действий (бездействия) закону или иному правовому акту; б) нарушение указанными решениями и действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8).
В данном же случае в части заявленных требований о признании действий Комитета лесов РК не доказано наличие обоих признаков в их совокупности. Поскольку в силу статьи 37 Федерального закона № 52-ФЗ на разрешение Комитету лесов РК передан вопрос о согласовании им лишь одного условия предоставления РОО "КРООиР" испрашиваемой территории, то есть - за плату или бесплатно, следует признать, что действия Комитета лесов РК не противоречат требованиям закона.
При этом суд считает, что независимо от оснований, по которым Комитет лесов РК не согласовал безвозмездную передачу спорных территорий, его действия нельзя признать незаконными, так как статья 37 Федерального закона № 52-ФЗ не содержит прямых указаний на обязанность этого ответчика согласовать предоставление территорий именно бесплатно.
Поэтому требование о признании незаконными действий Комитета лесов РК, выраженных в письме от 3 марта 2009 года № 60/609 об отказе в согласовании территорий лесного фонда (МО ГО "Ухта" на площади 482,7 тыс. га, МО МР "Удорский" на площади 1 357,5 тыс. га, МО МР "Усть-Цилемский" на площади 343 тыс. га, МО МР "Сосногорск" на площади 1 210,164 тыс. га) для реализации права пользования животным миром, не подлежит удовлетворению.
Требование о признании незаконным решения Минприроды РК от 18 мая 2009 года № 08-58-584 о приостановлении подготовки проекта решения Правительства Республики Коми о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром также не подлежит удовлетворению.
Из содержания письма Минприроды РК от 18 мая 2009 года № 08-58-584 следует вывод о том, что это письмо не является решением государственного органа и не обладает признаками ненормативного акта. В указанном письме имеются сведения о том, что Минприроды РК приостановил подготовку проекта решения Правительства Республики Коми о предоставлении заявленной РОО "КРООиР" территории, оно не содержит для РОО "КРОиР" каких-либо властных указаний и предписаний, которые необходимо исполнить. Напротив, данное письмо подтверждает факт бездействия государственного органа, причем - бездействие Правительства Республики Коми.
Более того, суд отмечает, что несмотря на наличие в письме № 08-58-584 сведений о приостановке подготовки проекта решения Правительства Республики Коми о предоставлении заявленных территорий, ни решение, ни бездействие Минприроды РК нельзя признать незаконными, поскольку вопрос о принятии решения о предоставлении РОО "КРООиР" заявленных территорий находится в компетенции Правительства Республики Коми, как высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а не в компетенции Минприроды РК.
На основании изложенного выше заявленные требования подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 198 - 201 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление Заместителя Прокурора Республики Коми Т. оставить без удовлетворения.
2. Настоящее решение может быть обжаловано во Второй апелляционный арбитражный суд (город Киров) в течение месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru