Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 января 2009 г. по делу № А31-31/2009-15

Резолютивная часть решения объявлена 22 января 2009 г.
Судья арбитражного суда Костромской области Зиновьев Андрей Викторович
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Вояж"
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области
о признании незаконными и отмене предписания № 42 от 23.12.2008 г., постановления № 43 от 23.12.2008 г. по делу об административном правонарушении
лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Фролова Н.Ю.
при участии:
от заявителя - Руфанов А.И., представитель, дов. от 19.01.2009, паспорт 3401 171474
от административного органа - Сизова Н.А., гл. специалист-эксперт юр. отдела, дов. от 20.01.2009 № 90, паспорт 3408 916181
Попова С.М., гл.специалист-эксперт юр. отдела, дов. от 15.01.2009 № 61, паспорт 3401 204449

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Вояж" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене предписания № 42 от 23.12.2008 г., постановления № 43 от 23.12.2008 г. Государственного инспектора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 11000 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители административного органа с доводами заявителя не согласны по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, считают обжалуемые постановление и предписание законными и обоснованными.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 22.12.2008 в 13 часов 10 минут должностные лица Ответчика провели проверку по вопросу исполнения законодательства об охране окружающей природной среды ООО "Вояж", осуществляющего гостиничную деятельность по адресу: Костромская область, п. Антропово, ул. Свободы, д. 16.
Проверкой установлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно, в гостинице ООО "Вояж" отсутствуют утвержденные в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанные правонарушения подпадают под признаки нарушения статей 11, 18 ФЗ РФ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ.
В объяснении по факту совершения правонарушения представитель Общества указал, что санитарно-эпидемиологические требования предприятием соблюдаются, Общество не обязано разрабатывать и получать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Факт указанного правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 22.12.2008 г. № 42.
По итогам рассмотрения материалов проверки государственным инспектором департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области вынесено постановление от 23.12.2008 № 43 о привлечении ООО "Вояж" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства в виде штрафа в размере 11000 рублей.
23.12.2008 г. было выписано представление № 42 об устранении нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды - Обществу предписано обеспечить разработку проекта ПГООЛР, получить соответствующие согласования; получить лимиты на размещение отходов производства и потребления.
Не согласившись с принятыми постановлением и предписанием, Общество обжаловало их в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В статье 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В статье 14 названного Закона определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В пункте 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Проверкой подтверждено и заявителем не оспаривается, что в ходе эксплуатации гостиницы образуются жидкие отходы и твердые бытовые отходы, которые вывозятся (откачиваются) и утилизируются на основании договоров с МУП "Водоканал" (л.д. 11, 12)
Материалами дела установлено, что на момент проверки в гостинице ООО "Вояж" отсутствуют утвержденные в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
При таких обстоятельствах административный орган сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.2 КоАП РФ.
Судом не могут быть признаны быть признаны в качестве оснований для отмены оспариваемого постановления доводы Общества о том, что оно (Общество) не обязано разрабатывать и получать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, т.к. эти доводы прямо противоречат требованиям, содержащимся в вышеуказанных правовых нормах.
Административным органом при проведении проверки и вынесении оспариваемого постановления не допущено процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь за собой отмену оспариваемого постановления.
Таким образом, судом установлен факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП.
Вместе с тем, суд считает возможным признать правонарушение малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд учитывает, что заявитель является субъектом малого предпринимательства, ранее к ответственности не привлекался, нарушение является устранимым и не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Заявителем заявлены требования о признании незаконными отмене предписания от 23.12.2008 г. № 42 Государственного инспектора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области об устранении нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Данные требования рассмотрены в порядке главы 24 АПК РФ.
Указанное предписание вынесено по результатам проверки, оформленной актом от 22.12.2008 г. № 38 и им (предписанием) предписано обеспечить разработку проекта ПНООЛР, получить соответствующие согласования; получить лимиты на размещение отходов производства и потребления.
Заявитель оспаривает данное предписание по тем же основаниям, что и вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении.
В связи с тем, что суд при рассмотрении дела по основаниям, указанным выше, пришел к выводу о наличии у Общества обязанности по разработке проекта ПНООЛР, получения соответствующих согласовании и лимитов на размещение отходов производства и потребления, в удовлетворении заявленных требований в этой части следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201, 211 АПК РФ, ст. 2.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление постановления от 23.12.2008 г. № 43 Государственного инспектора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о привлечении общества с ограниченной ответственности "Вояж" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 11000 рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей 8.2 КоАП РФ, совершенного ООО "Вояж", прекратить.
Объявить ООО "Вояж" устное замечание.
В удовлетворении требования ООО "Вояж" о признании незаконным и отмене предписания от 23.12.2008 г. № 42 Государственного инспектора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области об устранении нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня вынесения решения, в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через арбитражный суд Костромской области.

Судья
А.В.ЗИНОВЬЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru