Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2009 г. по делу № А31-272/2009

Резолютивная часть решения объявлена 5 июня 2009 года.
Судья арбитражного суда Костромской области Егорова Ольга Юрьевна
Лицо, ведущее протокол: помощник судьи Иустинова Л.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества по Костромской области, г. Кострома
к Муниципальному образованию г. Кострома в лице Администрации города Костромы, г. Кострома
3-и лица: Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы, г. Кострома; Управление Федеральной регистрационной службы РФ по Костромской области; ФГУП "Почта России" в лице УФПС Костромской области, г. Кострома
о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кострома, микрорайон Черноречье, д. 1
при участии:
от истца: Шилина Г.В. представитель, по дов. от 25.05.2009 г. № 30Д
от ответчика: Шаталова Н.Н., гл. спец. По дов. от 09.02.2009 г. № 50-616/09
от третьих лиц: Самороковский А.В., ст. ю/к, по доверенности от 30.01.2009 г. № 4425-17/02; Сосин С.А. ю/к по дов. от 30.01.2009 г. № 4424-17/04; Почушкина Е.А., спец. по дов. от 21.01.2009 г. № 9; Виноградов Д.Ю., зам. нач. отд. по дов. от 30.12.2008 г. № 56

установил:

Российская Федерация в лице Территориального управления Росимущества по Костромской области, г. Кострома, обратилась в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию г. Кострома в лице Администрации города Костромы, г. Кострома, о признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности города Костромы на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кострома, микрорайон Черноречье, д. 1, № 110, общей площадью 186,80 кв. м, основной площадью 145,20 кв. м, вспомогательной площадью 41,60 кв. м, инвентарный № 1-10821, литер А и свидетельства о государственной регистрации права серии 44-АА № 099307, об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Костромской области аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующую этому свидетельству запись регистрации, а также о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кострома, микрорайон Черноречье, д. 1, общей площадью 186,80 кв. м, основной площадью 145,20 кв. м, вспомогательной площадью 41,60 кв. м, инвентарный № 1-10821, литер А и используемое под отделение почтовой связи № 26.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просит суд признать недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кострома, микрорайон Черноречье, д. 1, № 110 (пом. № 1-15, 17, 18) общей площадью 228,00 кв. м, основной площадью 195,40 кв. м, вспомогательной площадью 32,60 кв. м, инвентарный № 1-10821, литер А, объект № 1-10821, часть № 0110 свидетельство о государственной регистрации права серии 44-АА № 099307 и аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации № 44-01.27-80.2001; признать право собственности Российской Федерации на нежилое помещение № 110 (комнаты № 1-13, 18) 1 этажа общей площадью 186,80 кв. м, основной площадью 145,20 кв. м, вспомогательной площадью 41,60 кв.м., инвентарный № 10821, литер А, занимаемое отделением почтовой связи № 26 Костромского почтамта ОСП УФПС Костромской области - филиал ФГУП "Почта России", находящееся в здании, расположенном по адресу: г. Кострома, м/р-н. Черноречье, д. 1.
Истец исковые требования мотивировал тем, что спорные помещения являются имуществом предприятия связи и относятся исключительно к федеральной собственности, регистрация права муниципальной собственности на них произведена без установленных законом оснований.
Ответчик иск не признал по мотивам, указанным в отзыве, в частности, указав, что спорное имущество, отнесено к муниципальной собственности с соблюдением установленного порядка, то есть перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в котором значилось ПОЖХ, был представлен в областной комитет по управлению государственным имуществом, уполномоченный осуществлять функции территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на подведомственной территории; спорные помещения отнесены к муниципальной собственности в соответствии с пунктом 1 Приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, как нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, входящий в имущественный комплекс Производственного объединения жилищного хозяйства; Решение Малого совета Костромского областного Совета народных депутатов от 16 июля 1992 года № 120, явившееся основанием для отнесения спорных объектов к муниципальной собственности, не оспорено в установленном порядке, истцом пропущен срок исковой давности.
Комитет по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы, иск считает не подлежащим удовлетворению по тем же мотивам. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о признании права собственности Российской Федерации на спорное помещение, поскольку Костромской почтамт пользуется помещением на основании договора аренды с 1993 года.
Денежные средства на возмещение затрат по арендной плате Костромской почтамт получал по смете из федерального бюджета, поскольку являлся учреждением по организационно-правовой форме.
Таким образом, Российская Федерация должна была знать о том, что спорным помещением Костромской почтамт пользуется на основании договора аренды, а федеральный бюджет несет соответствующие расходы с момента заключения договора аренды.
Комитет полагает, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности на спорное помещение в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано, что государственная регистрация прав носит открытый характер, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставить любому лицу сведения, содержащиеся в ЕГРП, о любом объекте недвижимости.
Право муниципальной собственности на спорное помещение было зарегистрировано 11 июля 2001 года, о чем в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись № 44-01.27-08.2001-41.
Следовательно, истец мог узнать о наличии зарегистрированного права муниципальной собственности и о нарушении своих прав из сведений, которые носят открытый характер.
ФГУП "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи по Костромской области поддерживает требования истца, поскольку спорные помещения при проектировании и строительстве предназначались для размещения отделений связи, с момента ввода объектов в эксплуатацию и по настоящее время в помещениях размещены почтовые отделения.
Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области, ссылаясь на отсутствие материальных притязаний, возражений по иску не заявило.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:
Решением Исполнительного комитета Костромского городского Совета депутатов трудящихся от 06.09.1968 г. № 16 после ввода в эксплуатацию в Чернореченском микрорайоне дома № 1 продовольственного магазина, существующий магазин № 1 Горпищеторга закрыт.
На базе помещений магазина № 11 и отделения связи оборудован магазин "Овощи - фрукты"; отделение связи и сберкасса.
Помещение зала магазина № 11, его контора, подсобное помещение бывшего хлебного отдела переданы почтамту и сберкассе, второе подсобное помещение с холодильной камерой - горплодовощторгу.
Согласно справке ГП "Костромаоблинвентаризация" от 02.04.2007 г. № 371 о данных технического учета нежилое помещение № 110 в доме № 1 в микрорайоне Черноречье в городе Костроме имеет нежилые помещения (почты) 1-13, 18 общей площадью 186,8 кв. м, в том числе основная площадь 145,2 кв. м, вспомогательная площадь - 41,6 кв. м, и нежилые помещения (сберкассы) 14, 15, 17 общей площадью 39,9 кв. м (основной - 33,9 кв. м, вспомогательной - 6 кв. м).
Согласно техническому паспорту здания по состоянию на 23 марта 2007 года учтено в основном строении (встроенная часть) литер А помещение почты общей площадью 186,8 кв. м.
Решением Малого совета Костромского областного Совета народных депутатов от 16 июля 1992 года № 120 в муниципальную собственность Костромского городского Совета народных депутатов переданы государственные предприятия, организации и учреждения согласно приложениям № 1 и № 2.
В перечень государственных предприятий, организаций и учреждений, передаваемых в муниципальную собственность, (приложение № 2) включено Производственное объединение жилищного хозяйства (со структурными подразделениями).
Нежилое помещение № 110 в доме № 1 в микрорайоне Черноречье в г. Костроме включено в реестр муниципальной собственности в составе Производственного объединения жилищного хозяйства приказом Комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации г. Костромы от 29 апреля 1993 года № 85.
11 июля 2001 года зарегистрировано право собственности муниципального образования город Кострома на нежилое помещение № 110 общей площадью 228,0 кв. м., основной площадью 195,4 кв. м, вспомогательной площадью 32,6 кв. м, инв. № 1-1082, лит. А, по адресу: г. Кострома, микрорайон Черноречье, дом 1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись № 44-01.27-80.2001-41, выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 44АА № 099307.
Суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, перечисленные в Приложении 1 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 6 раздела IV Приложения 1 к Постановлению 3020-1 предприятия связи являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Согласно приложению № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 к объектам муниципальной собственности относится нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно- пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения.
Во встроенно-пристроенном помещении дома № 110 в микрорайоне Черноречье в г. Костроме расположено отделение почтовой связи.
С момента ввода в эксплуатацию и до настоящего времени в помещениях размещено почтовое отделение связи, то есть спорное помещение с момента вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 по настоящее время используются как имущество государственного учреждения - предприятия связи, в связи с чем не могли быть переданы в муниципальную собственность на основании приложения № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1.
Само по себе нахождение имущества на балансе муниципального предприятия не может являться основанием возникновения права муниципальной собственности на него и не свидетельствует об отсутствии на него прав иных лиц.
Таким образом, у муниципального образования отсутствовали основания для включения помещений отделений связи, относящихся к федеральной собственности, в реестр муниципальной собственности, и регистрации права муниципальной собственности на них.
Заключение между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Костромы и ФГУП "Почта России" в лице УФПС Костромской области договоров аренды нежилых помещений, в том числе помещения № 110 в доме № 1 в микрорайоне Черноречье, не могут являться доказательством возникновения права муниципальной собственности на указанные нежилые помещения и не имеет юридического значения.
Доводы ответчика о том, что Решение Малого совета Костромского областного Совета народных депутатов от 16 июля 1992 года № 120, явившееся основанием для отнесения спорных объектов к муниципальной собственности, не оспорено в установленном порядке, а также о пропуске истцом срока исковой давности, не принимаются судом.
Правомерность включения в перечень государственных предприятий, организаций и учреждений, передаваемых в муниципальную собственность Производственного объединения жилищного хозяйства (со структурными подразделениями) не оспаривается участниками судебного разбирательства.
Решение Малого совета Костромского областного Совета народных депутатов от 16 июля 1992 года № 120 в качестве неотъемлемого приложения не имеет документа, содержащего перечень основных средств Производственного объединения жилищного хозяйства. Какой-либо документ, содержащий перечень основных средств Производственного объединения жилищного хозяйства, одновременно с Решением от 16 июля 1992 года № 120 не рассылался.
Перечень имущества, состоящего на балансе Производственного объединения жилищного хозяйства, в котором в числе прочего имущества указано жилое здание № 1 микрорайона Черноречье, содержится в приложении к Приказу Комитета по управлению имуществом администрации г. Костромы от 29 апреля 1993 г. № 85. Каких-либо объективных доказательств направления указанного приказа с приложением перечня в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области либо иных органов, осуществлявших управление федеральным имуществом до его создания, ответчиком не представлено.
Ссылка ответчика на то, что органу, осуществлявшему управление федеральным имуществом (Комитету по управлению имуществом администрации Костромской области), стало известно о передаче имущества Производственного объединения жилищного хозяйства при рассмотрении дела № А31-533/21 не может быть принята судом. Определением Арбитражного суда Костромской области от 26.03.2007 г. по делу № А31-533/21 истцу отказано в удовлетворении ходатайства об уточнении исковых требований, в отношении нежилого помещения № 110.
Уточненные требования по делу № А31-533/21 поданы 26.03.2007 г., с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд, Теруправление Росимущества по Костромской области обратилось 23.01.2009 г. в пределах срока исковой давности.
Согласно пояснениям истца, последнему стало известно о нарушении своих прав из письма Управления Федеральной почтовой связи "Почта России" от 08.12.2008 г. № 44.25.-10/189.
Таким образом, ответчиком и иными участвующими в деле лицами не представлено каких-либо объективных доказательств того, что истцу стало известно о включении спорных помещений в реестр муниципальной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности на них ранее 08 декабря 2008 года.
Ссылку комитета по управлению городскими землями и муниципальным имуществом Администрации города Костромы на то, что истцу стало известно о нарушении своих прав при заключении договора на аренду нежилого помещения от 11.02.1993 г. между Костромским городским комитетом по управлению имуществом и начальником Костромского почтамта, суд считает несостоятельной, поскольку истец не являлся стороной данного договора аренды, который заключен с самостоятельными юридическими лицами.
То обстоятельство, что спорное помещение не зарегистрировано в Реестре федерального имущества, не имеет юридического значения, поскольку право государственной собственности на него возникло при создании имущества до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и оснований для его прекращения не имелось.
Поскольку спорное нежилое помещение строилось, всегда эксплуатировалось как отделение связи, основания относить спорный объект к муниципальной собственности отсутствуют, указанный объект является объектом федеральной собственности как имущество учреждения федеральной почтовой связи, независимо от того, на чьем балансе оно находилось.
Исходя из изложенного, требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области являются правомерными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167, 169-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Кострома, микрорайон Черноречье, дом 1 № 110 (пом. № 1-15, 17, 18) общей площадью 228,0 кв. м, основной площадью 195,40 кв. м, вспомогательной площадью 32,60 кв. м, инвентарный номер № 1-10821, литер А, объект № 1-10821, часть № 0110 свидетельство о государственной регистрации права серии 44 АА № 099307 и аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации № 44-01.27-80.2001.
Признать право собственности Российской Федерации на нежилое помещение № 110 (комнаты № 1-13, 18) 1 этажа общей площадью 186,80 кв. м, основной площадью 145,20 кв. м., вспомогательной площадью 41,60 кв. м, инвентарный № 10821, литер А, расположенное по адресу: г. Кострома, микрорайон Черноречье, дом 1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения, в кассационном порядке - в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через арбитражный суд Костромской области.

Судья
О.Ю.ЕГОРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru