Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 27 января 2009 г. № 11-08/01322@

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВЫ 25
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с возникающими у налогоплательщиков и налоговых органов вопросами Федеральная налоговая служба на запрос Управления ФНС России по Новосибирской области письмом от 19.01.2009 № 3-2-13/9@ сообщила следующее.
Вопрос. В соответствии с пунктом 20 статьи 250 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами.
При этом пунктом 2 статьи 254 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2006) предусмотрено, что стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктом 20 статьи 250 Кодекса.
В связи с изложенным, в случае реализации материально-производственных запасов, выявленных в результате инвентаризации, налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации на их стоимость, определенную в соответствии с пунктом 2 статьи 254 Кодекса, то есть на сумму исчисленного налога.
В соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 № 44н, частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи, являются товары.
Применяется ли порядок, установленный пунктом 2 статьи 254 Кодекса, в случае реализации излишков товаров, выявленных организацией в результате инвентаризации и признанных в качестве внереализационного дохода, с которого исчислена сумма налога на прибыль?
Ответ. В соответствии с пунктом 2 статьи 254 Кодекса стоимость материально-производственных запасов в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного пунктом 20 статьи 250 Кодекса. При этом Кодексом понятие "материально-производственные запасы" в целях налогообложения специально не определено.
В таком случае, согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса, должны использоваться институты, понятия и термины других соответствующих отраслей законодательства Российской Федерации.
Из пункта 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н следует, что товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
Поскольку выявленные по итогам инвентаризации ценности к приобретенным или полученным от других юридических или физических лиц напрямую отнести нельзя, то и под приведенное выше определение товаров оприходованные по результатам инвентаризации ценности напрямую не попадают.
Вместе с тем пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 также определено, что к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы, предназначенные для продажи (абзац первый).
Это означает, что для случаев выявления по итогам инвентаризации в излишках ценностей, предназначенных для продажи, в целях исчисления налога на прибыль может и должен применяться порядок, установленный пунктом 2 статьи 254 Кодекса.
Вопрос. Организация несет расходы по внедрению и подготовке программного обеспечения к использованию, в том числе на консультационные услуги по адаптации программного обеспечения, услуги по настройке программы и т.п.
Между получением прав на использование программного обеспечения и датой начала его использования может пройти значительный период времени.
Подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса установлено, что датой осуществления прочих расходов, в частности, расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги), признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
Согласно разъяснению Министерства финансов Российской Федерации от 07.03.2006 № 03-03-04/1/188 расходы по подготовке программного обеспечения учитываются для целей налогообложения прибыли на дату начала использования налогоплательщиком программного обеспечения для осуществления своей деятельности.
В какой момент следует включать в расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, затраты организации, связанные с подготовкой и внедрением программного обеспечения?
Ответ. Как следует из представленного запроса, речь идет о случаях получения организациями консультационных услуг по адаптации программного обеспечения, услуг по настройке программы для ЭВМ, которая будет введена в эксплуатацию позднее.
В случае, если организация по договору с правообладателем получила исключительные права на программы для ЭВМ стоимостью более 10 000 руб., то в соответствии с пунктом 3 статьи 257 Кодекса такой объект относится к амортизируемому имуществу. При этом первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
В таком случае стоимость консультационных услуг по адаптации программного обеспечения и услуг по настройке программы для ЭВМ будет формировать первоначальную стоимость нематериального актива.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в пункте 3 статьи 272 Налогового кодекса РФ подпункт 7 отсутствует. Вероятно, имеется в виду подпункт 3 пункта 7 статьи 272.

В иных случаях в отношении услуг сторонних организаций, полученных налогоплательщиком, расходы признаются осуществленными в порядке, установленном подпунктом 7 пункта 3 статьи 272 Кодекса (то есть на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода).
При этом согласно пункту 1 статьи 272 Кодекса осуществленные расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В отношении сделок на приобретение консультационных услуг по адаптации программного обеспечения, услуг по настройке программы для ЭВМ данный порядок будет действовать только в случае, если условиями договора на оказание услуг определен период, в течение которого покупатель услуг может использовать их результаты в своей деятельности. На практике такого рода случаи если и встречаются, то крайне редко.
Пунктом 1 статьи 272 Кодекса также определено, что в случае, если сделка не содержит условий признания расходов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, в целях исчисления налога на прибыль величина признанных осуществленными расходов на консультационные услуги по адаптации программного обеспечения, услуги по настройке программы для ЭВМ подлежит распределению по отчетным периодам в порядке, установленном налогоплательщиком самостоятельно.
При этом Кодекс не устанавливает порядок срока распределения расходов, однако, учитывая положения пункта 1 статьи 252 Кодекса, такое распределение должно иметь экономическое обоснование.

Заместитель руководителя
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса
М.Н.ШАЛЮХИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru