Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2009 г. по делу № А28-10454/2009-306/15

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Е.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "П."
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кирову
о признании незаконным решения от 25.07.2007 г. о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ЗАО "Ф." при реорганизации в форме слияния
третьи лица: ЗАО "Э.", ООО "Х.", межрайонная ИФНС России № 5 по Московской области
при участии в судебном заседании представителей:
ответчика - С., главного специалиста - эксперта юридического отдела, по доверенности от 11.01.2009;

установил:

открытое акционерное общество "П." (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением, в котором содержатся требования о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее также - ответчик, ИФНС России по городу Кирову) от 25.07.2007 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ЗАО "Ф." при реорганизации в форме слияния.
В обоснование заявленных требований заявитель - ОАО "П." указывает, что являлся одним из учредителей ЗАО "Ф.". 01.03.2007 в отношении ОАО "П." Арбитражным судом Московской области по делу № А41-К2-23467/06 введена процедура наблюдения, временным управляющим назначен Л. В силу пункта 3 статьи 64 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" органы управления должника с момента введения процедуры наблюдения не вправе принимать решения о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах. Следовательно, ОАО "П.", владевшее 35 акциями ЗАО "Ф.", что составляло 35% от уставного капитала этого общества, принадлежащие акции, из числа указанных, не отчуждало и отчуждать кому-либо, в том числе Ж., не могло, как и участвовать в общем собрании акционеров по вопросам о переизбрании генерального директора и реорганизации общества. Указывает, что письмо от 04.07.2007 об отсутствии известных кредиторов, решение единственного участника от 04.07.2007 о реорганизации в форме слияния с передаточным актом от имени ЗАО "Ф." подписаны неуполномоченным лицом и содержат сведения, не соответствующие действительности. По мнению заявителя, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Кирову требования заявителя не признает, представила письменный отзыв на заявление, в удовлетворении заявленных требований просит отказать, указывает на то, что 18.07.2007 в регистрирующий орган ИФНС России по г. Кирову уполномоченным лицом были представлены заявление о государственной регистрации юридического лица по форме Р12001 и документы необходимые для государственной регистрации ЗАО "Э.", создаваемого путем реорганизации в форме слияния юридических лиц: ЗАО "Д.", ЗАО "Р.", ЗАО "Ф.", ЗАО "В.", ЗАО Фирма "Ч.". Документы, предусмотренные статьей 14 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ) были представлены в полном объеме, в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. На основании представленных для регистрации документов принято решение от 25.07.2007 о государственной регистрации, в результате чего в государственный реестр 25.07.2007 внесена запись за основным государственным номером о создании ЗАО "Э." путем реорганизации в форме слияния. 25.07.2007 в государственный реестр внесена запись о прекращении деятельности ЗАО "Ф." путем реорганизации в форме слияния в ЗАО "Э.", с переходом последнему всех прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом. Статья 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц. Обязанность налоговых органов проверять достоверность данных, содержащихся в представленных для государственной регистрации документах и проводить правовую экспертизу этих документов, законодательством не предусмотрена. Документы подлежат проверке только на полноту сведений. Учитывая представления всех документов на государственную регистрацию, оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица при его создании у ИФНС России по г. Кирову не было, в связи с чем, оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Третье лицо - ООО "Х.", представило отзыв на заявление, поддерживает позицию заявителя.
Заявитель и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили. В соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд установил следующие обстоятельства дела.
04.07.2007 единственным участником ЗАО "Ф." Ж. принято решение о реорганизации указанного общества в форме слияния с образованием нового в порядке правопреемства ЗАО "Э."; об утверждении договора о слиянии ЗАО "Д.", ЗАО "Ч.", ЗАО "Р.", ЗАО "Ф.", ЗАО "В."; об утверждении передаточного акта.
04.07.2007 на совместном общем собрании участников ЗАО "Д.", ЗАО "Ч.", ЗАО "Р.", ЗАО "Ф.", ЗАО "В." приняты решения о реорганизации указанных обществ в форме слияния с образованием нового в порядке правопреемства ЗАО "Э." в г. Кирове; об определении местом нахождения ЗАО "Э.": г. Киров; о размере и номинальной стоимости доли участников; об утверждении устава ЗАО "Э."; об утверждении передаточного акта. Обязанности директора возложены на Ж.
18.07.2007 в ИФНС России по г. Кирову Кировской области было подано Ж. заявление формы Р12001 о государственной регистрации юридического лица - ЗАО "Э.", создаваемого путем реорганизации в форме слияния юридических лиц: ЗАО "Д.", ЗАО "Ч.", ЗАО "Р.", ЗАО "Ф.", ЗАО "В.".
Согласно расписке в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, от 18.07.2007 заявителем Ж. в регистрирующий орган представлены следующие документы: заявление формы № Р12001, устав, решение о реорганизации юридического лица, договор о слиянии, передаточный акт, документ об уплате госпошлины, бланк-заявка, справка об отсутствии кредиторской задолженности.
Регистрирующий орган на основании представленных 18.07.2007 документов принял решения от 25.07.2007 о государственной регистрации создания ЗАО "Э." путем реорганизации в форме слияния и от 25.07.2007 о государственной регистрации прекращения деятельности ЗАО "Ф.".
Считая решение от 25.07.2007 о государственной регистрации прекращения деятельности ЗАО "Ф." незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии.
Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, пункт 4 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, внесение в Единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц и отказ в государственной регистрации регламентированы главами V и VIII Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В силу положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона № 129-ФЗ представление документов для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма Р12001 ("заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации" приложение № 2).
Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных законом.
Часть 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица, к числу которых относится:
а) непредставление определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) нахождение юридического лица в процессе ликвидации.
При отсутствии названных оснований регистрирующий налоговый орган не вправе выносить решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ не предоставляет налоговым органам права проведения проверок на предмет достоверности сведений в представляемых документах и экспертизы представленных документов, эти сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена на заявителей.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
В графе 13 заявления от 18.07.2007 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме Р12001 заявитель подтверждает, что представленные учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны; передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов; все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации; в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Имеется удостоверительная надпись нотариуса города Кирова, которая в соответствии со статьей 80 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" свидетельствует подпись Ж., подтверждает личность заявителя Ж. и его полномочия на обращение с заявлениями о регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Учитывая, что для государственной регистрации ЗАО "Э.", создаваемого путем реорганизации в форме слияния, в инспекцию ФНС России по г. Кирову были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ у регистрирующего органа отсутствовали основания, предусмотренные статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ для отказа в регистрации юридического лица.
Таким образом, ввиду государственной регистрации ЗАО "Э.", созданного путем слияния ЗАО "Д.", ЗАО "Ч.", ЗАО "Р.", ЗАО "Ф.", ЗАО "В." государственная регистрация прекращения деятельности ЗАО "Ф." путем реорганизации в форме слияния является правомерной, поскольку осуществлена в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Довод заявителя о том, что ОАО "П." являясь одним из учредителей ЗАО "Ф." не участвовало в общем собрании акционеров по вопросам о переизбрании генерального директора и реорганизации общества, поскольку таковые не созывались и законным составом акционеров не проводились, не может служить основанием для удовлетворения заявленного требования, основанного на нормах главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку обстоятельства, характеризующие отношения по принятию акционерами решений в отношении общества, подлежат оценке при рассмотрении споров, возникающих из гражданских правоотношений. Таким образом, суд приходит к выводу, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.
Учитывая изложенное, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленного требования ОАО "П.". Судебные расходы по делу относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования открытого акционерного общества "П." о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову от 25.07.2007 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ЗАО "Ф." при реорганизации в форме слияния, отказать.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru