ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 августа 2009 г. № 525-р
О ВВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
(в ред. Распоряжения
Комитета по здравоохранению
Санкт-Петербурга от 27.10.2009 № 636-р)
В целях реализации Закона
Санкт-Петербурга от 26.11.2008 № 750-142 "О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге", постановления
Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 № 730 "О создании единой системы управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге":
1. Утвердить:
1.1. Предварительные медико-экономические стандарты по профилю "неврология" согласно приложению 1 (не приводится).
1.2. Предварительные медико-экономические стандарты по профилю "офтальмология" согласно приложению 2 (не приводится).
1.3. Утратил силу. - Распоряжение
Комитета по здравоохранению от 27.10.2009 № 636-р.
(см. текст в предыдущей редакции
)
1.4. Предварительный медико-экономический стандарт по профилю "кардиология" согласно приложению 4 (не приводится).
1.5. Предварительные медико-экономические стандарты по профилю "восстановительное лечение" согласно приложению 5 (не приводится).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга № 169-р издано 25.03.2009, а не 24.05.2009.
2. Утвердить Правила
применения предварительных медико-экономических стандартов, указанных в пункте 1
настоящего распоряжения и утвержденных распоряжением
от 24.05.2009 № 169-р, согласно приложению 6.
3. Направить утвержденные предварительные медико-экономические стандарты в отделы здравоохранения администраций районов Санкт-Петербурга, учреждения здравоохранения, работающие в системе обязательного медицинского страхования, для организации анализа, выработки предложений по целесообразности их установления и введения в действие, организации разработки стандартов медицинских технологий лечебных учреждений.
4. Руководителям отделов здравоохранения администраций районов Санкт-Петербурга, главным врачам учреждений здравоохранения в срок до 01.12.2009 представить предложения по совершенствованию предварительных медико-экономических стандартов и по порядку их применения в Комитет по здравоохранению.
5. Директору санкт-петербургского государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" Алборову А.Х.:
5.1. До 05.09.2009 осуществить установку программы "Информационно-аналитическая система для разработки медико-экономических стандартов и экспертизы соответствия объемов оказанной медицинской помощи стандартам" (ИАС "Эксперт-МЭС") в учреждениях здравоохранения согласно приложению 7 (не приводится).
5.2. Организовать экспертизу соответствия объемов оказанной медицинской помощи предварительным медико-экономическим стандартам, указанным в п. 1
настоящего распоряжения, в учреждениях здравоохранения, участвующих в эксперименте.
5.3. До 01.12.2009 представить предложения по совершенствованию предварительных медико-экономических стандартов, указанных в п. 1
настоящего распоряжения.
6. Признать утратившими силу пункты 1.1
и 2
распоряжения Комитета по здравоохранению от 25.03.2009 № 169-р "О введении предварительных медико-экономических стандартов".
7. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета по здравоохранению Жолобова В.Е.
И.о. председателя
Комитета по здравоохранению
Ф.Н.Кадыров
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
к распоряжению Комитета
по здравоохранению
от 27.08.2009 № 525-р
ПРАВИЛА
ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ
1. Целью введения предварительных медико-экономических стандартов (далее - предварительные МЭС), применяемых для расчета стоимости тарифа за случай поликлинического обслуживания или лечения в дневном стационаре амбулаторно-поликлинического учреждения, является достижение более высоких конечных результатов деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения, переориентация медицинского персонала с количественных на качественные показатели работы:
- увеличение доли пациентов с максимально возможным положительным результатом лечения;
- увеличение доли случаев с диспансерной и профилактической целью в общем числе первичных случаев поликлинического обслуживания;
- сокращение числа необоснованных посещений при каждом случае поликлинического обслуживания;
- уменьшение числа повторных случаев поликлинического обслуживания.
2. Предварительные МЭС доводятся руководителями лечебно-профилактических учреждений до каждого врача, руководителями страховых медицинских организаций и Территориального фонда ОМС - до специалистов, осуществляющих экспертизу, для ознакомления, использования в работе и подготовки предложений.
3. Предварительные МЭС используются с целью сбора информации в процессе их использования для уточнения и определения гарантированного перечня простых и сложных медицинских и лекарственных препаратов, подлежащих применению при оказании бесплатной медицинской помощи при соответствующих заболеваниях, а также показаний к госпитализации и требований к результатам лечения и получения отзывов для решения вопроса о целесообразности их принятия и введения в действие.
4. Учреждения здравоохранения на основании решения тарифной комиссии формируют и выставляют счета в адрес страховых медицинских организаций на оплату медицинской помощи за законченный случай лечения в амбулаторных условиях в соответствии с установленными тарифами.
4.1. Предварительные МЭС по профилям "кардиология", "неврология", "пульмонология", "офтальмология" разработаны с учетом наиболее часто встречающихся в практике диагнозов и целей посещений врачей терапевтов, врачей общей практики и врачей-специалистов. Они подразделяются в зависимости от основной цели посещения на лечебно-диагностические, диспансерные, консультативные и патронажные. Законченным считается случай поликлинического обслуживания, когда цель обращения достигнута.
4.1.1. Предварительный МЭС "Лечебно-диагностический" применяется в следующих случаях:
4.1.1.1. При первичной установке диагноза, обострении хронического заболевания, после выписки по окончании стационарного лечения на амбулаторное долечивание. Законченным считается такой случай, когда пациент обследован, ему назначено и проведено необходимое лечение, дальнейшей явки к врачу не требуется, т.к. наступило выздоровление или состояние больного настолько улучшилось, что он может самостоятельно продолжить лечение, рекомендованное врачом. Критерием законченности случая для медико-экономической экспертизы является выполнение обязательного количества посещений и иных медицинских услуг, предусмотренных МЭС, критерием для экспертизы качества медицинской помощи является полнота выполнения обязательных услуг стандарта и достигнутый результат лечения.
4.1.1.2. При выявлении заболевания, требующего неотложной госпитализации, критерием законченности случая является обоснованная госпитализация больного.
4.1.2. Предварительный МЭС "Диспансерный" применяется в следующих случаях:
4.1.2.1. При проведении диспансерного наблюдения при хроническом заболевании. Случай закончен, если больной обследован, проконсультирован специалистами, ему даны необходимые рекомендации, т.е. выполнены мероприятия, определенные соответствующими документами о проведении диспансеризации. В этом случае тариф применяется не чаще 2 раз в году, если иная частота не предусмотрена действующими нормативными документами Минздравсоцразвития и Комитета по здравоохранению. Критерием законченности случая для медико-экономической экспертизы является выполнение обязательного количества посещений и иных медицинских услуг, предусмотренных МЭС.
4.1.2.2. При оформлении санаторно-курортной карты.
4.1.2.3. При оформлении посыльного листа на медико-социальную экспертизу.
4.1.2.4. При иных случаях обращений, в том числе с профилактической целью при необходимости обследования пациента и уточнения диагноза.
Критерием законченности случая для медико-экономической экспертизы является выполнение обязательного количества посещений. Критерием законченности случая для медико-экономической экспертизы является выполнение обязательного количества посещений и иных медицинских услуг, предусмотренных МЭС, критерием для экспертизы качества медицинской помощи является полнота исполнения обязательных услуг стандарта.
4.1.3. Предварительный МЭС "Консультативный" применяется в случаях, когда не требуется дообследования пациента, но может быть необходимость анализа ранее сделанных исследований. Законченный случай включает изолированную услугу врача и может применяться только в тех случаях, когда эта консультация не предусмотрена МЭС "Лечебно-диагностический" или "Диспансерный" для данного пациента в текущий отрезок времени:
4.1.3.1. При динамическом наблюдении, когда больному назначено или скорректировано лечение, осуществлен контроль за состоянием здоровья, даны необходимые рекомендации, выписаны рецепты.
4.1.3.2. При выдаче справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
4.1.3.3. При всех иных случаях обращений, в том числе с профилактической целью.
4.1.4. Предварительный МЭС "Патронажный" применяется при оказании помощи на дому пациентам, которые по состоянию здоровья не могут посещать амбулаторно-поликлиническое учреждение и для которых диагностические и лечебные мероприятия, предусмотренные МЭС, не могут быть выполнены в амбулаторных условиях.
4.2. Предварительные МЭС в дневном стационаре, в том числе по восстановительному лечению, разработаны с учетом наиболее часто встречающихся в практике диагнозов.
4.2.1. Критерием законченности случая для медико-экономической экспертизы является выполнение обязательного количества посещений и иных медицинских услуг, предусмотренных МЭС. Длительность лечения отражается в календарных днях, то есть учитываются все дни лечения, включая выходные и праздничные дни, от поступления больного в дневной стационар до его выписки. День поступления и день выписки в дневном стационаре считаются за 2 дня лечения. Не допускается применение финансовых санкций путем оплаты не всех календарных дней лечения в пределах установленной длительности. При выполнении обязательного объема медицинских услуг, предусмотренных МЭС, и достижении результата лечения, предусмотренного МЭС, оплата производится по тарифу на законченный случай лечения.
4.2.2. Критерием для экспертизы качества медицинской помощи является полнота исполнения обязательных услуг стандарта и достижение результата лечения, предусмотренного МЭС. При этом повторение исследований, выполненных ранее (в течение предшествующего месяца в случае клинических и биохимических анализов, в течение года в случае ультразвуковых исследований, рентгенологических исследований), при отсутствии в них патологических изменений целесообразно только при наличии клинических показаний, изменений в состоянии пациента.
4.2.3. Медикаментозное обеспечение в дневном стационаре осуществляется за счет средств ОМС, за исключением лекарственных препаратов, получаемых пациентом бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней. При необходимости обеспечения непрерывности курса лечения, например, антибиотики, сахароснижающие препараты и др. лекарственные средства должны выдаваться пациенту на руки на выходные и праздничные дни.
4.3. Тариф на предварительный медико-экономический стандарт "Амбулаторное ведение больного с пересаженной почкой" сформирован с учетом целесообразной кратности посещений пациентами врачей-специалистов и выставляется не чаще одного раза в месяц. Критерием для экспертизы качества медицинской помощи является полнота выполнения обязательных услуг стандарта.
5. Предварительные МЭС применяются клинико-экспертными комиссиями и экспертами страховых медицинских организаций для оценки законченного случая лечения, экспертной оценки результатов деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений.
6. Использование предварительных МЭС страховыми медицинскими организациями для применения санкций возможно только при отсутствии мотивированных возражений со стороны лечебно-профилактического учреждения.
Страховые медицинские организации в обязательном порядке проводят экспертизу объема и качества медицинских услуг, оказываемых в соответствии с предварительными МЭС. Результаты экспертиз представляются в отдел контроля качества медицинской помощи Комитета по здравоохранению для изучения с целью внесения изменений в тарифы, МЭС и порядок их применения, для согласования финансовых санкций.
7. Использование предварительных медико-экономических стандартов страховыми медицинскими организациями для применения санкций возможно только при согласовании с Комитетом по здравоохранению.