Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2009 г. по делу № А31-1172/2009-15

Резолютивная часть решения объявлена 2 апреля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 9 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Зиновьева Андрея Викторовича при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суворовой С.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Югов С.П., заместитель генерального директора, дов. от 14.03.2009 г. № 32;
от таможни - Аношин М.В., главный государственный таможенный инспектор, дов. № 01-03-08/01642 от 08.02.2009, удостоверение № 179899, Бурганов А.В., главный государственный таможенный инспектор, дов. № 01-03-20/04153 от 30.03.2009, удостоверение № 233142;
от третьего лица - Жумаев А.Д., заместитель начальника отдела, дов. № 10 от 24.03.2009, удостоверение № 0133, Столяров И.В., главный специалист-эксперт, удостоверение № 0105,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс" к Нижегородской таможне об обжаловании постановления от 24.02.2009 № 10408000-541/2008 по делу об административном правонарушении,
третье лицо - Управление Россельхознадзора по Костромской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс", г. Шарья Костромской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.02.2009 г. № 10408000-541/2008 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП), вынесенного Нижегородской таможней.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Управление Россельхознадзора по Костромской области.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, указав, что таможня неправомерно привлекла Общество к ответственности, так как товар (пиломатериал) был выпущен Нижегородской таможней для вывоза на основании представленных Обществом документов; впоследствии, при пересечении таможенной границы РФ Обществом дополнительно были получены фитосанитарные сертификаты, которые были представлены в подразделение Краснодарской таможни, в зоне деятельности которой товар пересекал таможенную границу, следовательно, отсутствует вина Общества в инкриминируемом ему административном правонарушении.
Подробно позиция заявителя изложена в заявлении, письменных пояснениях по заявлению.
Ответчик заявленные требования не признал, полагая, что привлечение заявителя к ответственности осуществлено в полном соответствии с действующим законодательством.
Подробно позиция ответчика отражена в письменном отзыве на заявление, письменных пояснениях.
Третье лицо представило пояснения о порядке выдачи карантинных и фитосанитарных сертификатов.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
ООО "Лесопромышленный комплекс" заключило внешнеэкономические контракты № IТ/02-2008 от 20 февраля 2008 года, № IT/03-2008 от 21 апреля 2008 года с "Интерком Трейд ЛТД" (Великобритания) и с фирмой "Романо Легнами СРЛ" (Италия) контракт № AR/03-2008 от 22 апреля 2008 года на поставки пиломатериала обрезного хвойного.
В соответствии с данными контрактами товар должен быть отгружен железнодорожным транспортом либо на станцию Новороссийск, либо на станцию Темрюк с грузовой таможенной декларацией, карантинным сертификатом, спецификацией, сертификатом радиационной безопасности.
ООО "Лесопромышленный комплекс" в рамках выше указанных контрактов в соответствии с таможенным режимом экспорта по ГТД № 10408090/150508/0003536; 10408090/150508/0003538; 10408090/160508/0003563, 10408090/190508/0003620, 10408090/200508/0003649; 10408090/100408/0002550; 10408090/090408/0002497; 10408090/210508/0003693; 10408090/220508/0003740; 10408090/210508/0003695; 10408090/070408/0002401; 10408090/080408/0002402; Ю408090/О9О4О8/ООО2495; 10408090/040408/0002368; 10408090/100408/0002549 было осуществлено декларирование товара (пиломатериал обрезной хвойный).
При декларировании заявителем были представлены в Нижегородскую таможню карантинные сертификаты, выданные Управлением Россельхознадзора по Костромской области.
Фитосанитарных сертификатов данному предприятию не выдавалось, что подтверждается письмами УФС Россельхознадзора по Нижегородской области и республики Марий-Эл от 06.11.2008 № 01-41/186 и УФС Россельхознадзора по Костромской области от 01.11.2008 № 02/2688.
В ходе проверки путем запросов в Краснодарскую и Новороссийскую таможни было установлено следующее:
-товар по ГТД № № 10408090/150508/0003536; 10408090/150508/0003538; 10408090/160508/0003563 пересек таможенную границу РФ в зоне деятельности таможенного поста Морской порт Темрюк Краснодарской таможни с предоставлением фитосанитарного сертификата № 380231009250608001 (письмо Краснодарской таможни от 24.11.2008 № 49-30/892);
- товар по ГТД № 10408090/190508/0003620, 10408090/200508/0003649; 10408090/100408/0002550; 10408090/090408/0002497; 10408090/210508/0003693; 10408090/220508/0003740; 10408090/210508/0003695; 10408090/070408/0002401; 10408090/080408/0002402; 10408090/090408/0002495; 10408090/040408/0002368;
- товар по ГТД № 10408090/100408/0002549 пересек таможенную границу РФ в зоне деятельности Новороссийской таможни с предоставлением фитосанитарных сертификатов N. 760230509210608003, № 760230515010708006 (письмо Новороссийской таможни от 10.11.2008 № 36-25/829).
УФС Россельхознадзора по Краснодарскому краю и республики Адыгея подтвердило подлинность фитосанитарных сертификатов.
При этом в фитосанитарном сертификате № 760230515010708006 в графе 1 указана фирма OOP "TIMBER I№ DUSTRY COMPLEX", которая, по мнению таможни, не имеет отношения к поставке товаров (лесоматериалы) по ГТД № 10408090/100408/0002550; 10408090/090408/0002497 10408090/070408/0002401; 10408090/080408/0002402; 10408090/090408/0002495; 10408090/040408/0002368; 10408090/100408/0002549.
С учетом этих обстоятельств таможня пришла к выводу о том, что заявителем были предоставлены таможенному органу в качестве документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ, карантинные сертификаты (являющиеся лишь сопроводительными документами для вывоза подкарантинной продукции с места вырубки по территории РФ), не являющиеся документами для целей таможенного оформления и не подтверждающие прохождение фитосанитарного контроля экспортируемого декларантом товара.
Из объяснений свидетеля Игнаткина В.А. - декларанта ООО "Лесопромышленный комплекс" - следует, что ГТД № 10408090/150508/0003536,
10408090/150508/0003538, 10408090/160508/0003563, 10408090/190508/0003620, 10408090/200508/0003649, 10408090/100408/0002550, 10408090/090408/0002497, 10408090/210508/0003693, 10408090/220508/0003740, 10408090/210508/0003695, 10408090/070408/0002401, 10408090/080408/0002402, 10408090/090408/0002495, 10408090/040408/0002368, 10408090/100408/0002549 были оформлены им лично, на основании доверенности ООО "Лесопромышленный комплекс". Все сведения о товарах, заявленных в ГТД, проверялись им форматологическим способом.
Кроме того, данные сведения проверялись должностными лицами Нижегородской таможни. Осмотр товара перед подачей данных ГТД производился сотрудниками Россельхознадзора. При этом он знал о том, какие документы необходимо представлять при таможенном оформлении товаров (пиломатериал обрезной хвойный). Сведения, заявленные в ГТД, являются достоверными, при этом карантинные сертификаты на момент подачи ГТД были действующими. К данному товару, он считает, согласно письму ФТС России от 14.12.2006 № 06-73/44165, фитосанитарные сертификаты не требуются, так как товар подвергался тепловой обработке, о чем в графе 31 ГТД под пунктом 1 сделана запись: влажность при распиловке "сосна 47%", "ель 50%", а влажность при подаче ГТД "20+-2 %". Дополнительно к этому в карантинных сертификатах сделана дополнительная запись "пиломатериалы прошли камерную сушку в сушильных камерах".
Игнаткин В.А. также отметил, что согласно пункту 2.3 правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003, прием к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт с перегрузкой грузов из вагонов на пограничных (передаточных) станциях, в морских, речных портах допускается при наличии карантинного сертификата. Кроме того, сведения о товарах, заявленных в ГТД, также являются достоверными согласно разъяснению в письме Россельхознадзора РФ от 17.10.2008 № ФС-АС-3/9219 от 11.09.2008 "О порядке использования карантинного сертификата при таможенном декларировании подкарантинной продукции", согласно которому перевозка внутри страны осуществляется по карантинным сертификатам.
Согласно внешнеторговым контрактам № IT/02-2008 от 20.02.2008, IT/03-2008 от 21.04.2008, AR/03-2008 от 22.04.2008 и условиям поставок FCA Новороссийск и FCA Темрюк, право собственности на товар переходят в местах выгрузки из вагонов после проверки на качество и количество покупателю. Все дальнейшие действия, связанные с хранением, формированием экспортной партии, оформления необходимых документов осуществляет покупатель или зкспедиторская контора.
Фактические обстоятельства дела, описанные в постановлении по делу об административном правонарушении, признаются заявителем, и спор по фактическим обстоятельствам дела между сторонами отсутствует.
Принимая оспариваемое постановление, таможня мотивировала его следующими правовыми нормами.
В соответствии с примечанием 2 к главе 16 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
ООО "Лесопромышленный комплекс", заявив в графе 44 ГТД № 10408090/150508/0003536, 10408090/150508/0003538, 10408090/160508/0003563, 10408090/190508/0003620, 10408090/200508/0003649, 10408090/100408/0002550, 10408090/090408/0002497, 10408090/210508/0003693, 10408090/220508/0003740, Ю408090/210508/0003695, 10408090/070408/0002401, 10408090/080408/0002402, 10408090/090408/0002495, 10408090/040408/0002368, 10408090/100408/0002549 сведения об указанных выше карантинных сертификатах, и предоставив их в комплекте документов к данным ГТД для таможенного оформления, представило тем самым недействительные документы, которые могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Учитывая трехдневный срок проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении, установленный статьей 359 ТК РФ, выборочность таможенного контроля, положения системы управления рисками (часть 2 статьи 358 ТК РФ), а также требования Киотской конвенции (глава 6), таможенные органы делают особый упор на проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров. В соответствии с частью 2 статьи 361 ТК РФ данная проверка может проводиться в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
]]>
Следовательно, по мнению таможни, сам выпуск товаров по ГТД № № 10408090/150508/0003536, 10408090/150508/0003538, 10408090/160508/0003563, 10408090/190508/0003620, 10408090/200508/0003649, 10408090/100408/0002550, 10408090/090408/0002497, 10408090/210508/0003693, 10408090/220508/0003740, Ю408090/210508/0003695, 10408090/070408/0002401, 10408090/080408/0002402, 10408090/090408/0002495, 10408090/040408/0002368, 10408090/100408/0002549 не свидетельствует об отсутствии в действиях ООО "Лесопромышленный комплекс" нарушения таможенных правил.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений" подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу или экспертизе.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 "Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом при вывозе товаров с таможенной территории РФ, представление которых предусмотрено законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ", утвержденного Приложением № 4 к Приказу ФТС от 25.04.2007 № 536 (зарегистрировано в Минюсте 01.06.2007 № 9585) при декларировании товаров, вывозимых (вывезенных) с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенным режимом, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются фитосанитарные сертификаты. При этом карантинный сертификат не является документом, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с МСФМ № 12 "Руководство по фитосанитарным сертификатам" информация об обеззараживании подкарантинной продукции (лесоматериалов), в том числе, тепловой обработкой, указывается в разделе III фитосанитарного сертификата, а не в карантинном сертификате, не предоставляющем права на перемещение подкарантинной продукции.
С учетом этого, по мнению таможни, ООО "Лесопромышленный комплекс" было обязано предоставить при таможенном оформлении на Московском таможенном посту Нижегородской таможни именно фитосанитарные сертификаты на товары, продекларированные по ГТД № 10408090/150508/0003536, 10408090/150508/0003538, 10408090/160508/0003563, 10408090/190508/0003620, 10408090/200508/0003649, 10408090/100408/0002550, 10408090/090408/0002497, 10408090/210508/0003693, 10408090/220508/0003740, 10408090/210508/0003695, 10408090/070408/0002401, 10408090/080408/0002402, 10408090/090408/0002495, 10408090/040408/0002368, 10408090/100408/0002549.
Согласно статье 123 ТК России, декларирование товара производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 360 ТК России российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы. Следовательно, после выпуска Нижегородской таможней товара (пиломатериал хвойный обрезной) по ГТД № 10408090/150508/0003536, 10408090/150508/0003538, 10408090/160508/0003563, 10408090/190508/0003620, 10408090/200508/0003649, 10408090/100408/0002550, 10408090/090408/0002497, 10408090/210508/0003693, 10408090/220508/0003740, 10408090/210508/0003695, 10408090/070408/0002401, 10408090/080408/0002402, 10408090/090408/0002495, 10408090/040408/0002368, 10408090/100408/0002549, в соответствии с таможенным режимом экспорта до момента фактического перемещения им таможенной границы РФ в зоне деятельности Краснодарской и Новороссийских таможен, он находился под таможенным контролем.
Данное обстоятельство, по мнению таможни, свидетельствует о том, что для перемещения вышеуказанного товара под таможенным контролем по территории РФ на момент подачи указанных ГТД ООО "Лесопромышленный комплекс" должно было иметь фитосанитарные сертификаты Национальной организации по карантину и защите растений и акты государственного карантинного фитосанитарного контроля, подтверждающие, что подкарантинные материалы были обследованы и признаны свободными от карантинных вредных организмов.
Письмо Россельхознадзора РФ от 17.10.2008 № ФС-АС-3/9219 от 11.09.2008 "О порядке использования карантинного сертификата при таможенном декларировании подкарантинной продукции", на которое ссылался декларант ООО "Лесопромышленный комплекс" Игнаткин В.А., является лишь письмом, не носящим нормативного характера.
Согласно пункту 1 статьи 3 ТК России отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей регулирует таможенное законодательство.
Пунктом 15 статьи 11 ТК России определено, что декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
При декларировании товара юридические и физические лица вступают в правоотношения с таможенными органами, и данные отношения основаны на административном (властном) подчинении одной стороны другой.
Исходя из изложенного, именно ООО "Лесопромышленный комплекс", а не юридические лица, находящиеся в гражданско-правовых отношениях с ним, обязано было соблюсти требования таможенного законодательства в части соблюдения мер нетарифного регулирования (получение фитосанитарных сертификатов на каждый подкарантинный материал).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с Приказом Минсельхоза РФ от 14.03.2007 № 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов" (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.04.2007 № 9304, далее - Приказ) фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Оформление и выдачу фитосанитарных сертификатов осуществляет Россельхознадзор непосредственно или территориальный орган Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз или поставка подкарантинной продукции.
В соответствии с пунктом 6 Приказа установлено, что фитосанитарный сертификат выдается на срок, который определяется с даты его выдачи до даты пересечения подкарантинной продукцией государственной границы Российской Федерации и составляет не более 14 дней при вывозе этой продукции в страны - члены ЕС, при вывозе в другие страны - не более 15 дней.
Переоформление выданных фитосанитарных сертификатов, согласно пункту 7 Приказа, осуществляется в срок не позднее 15 дней с даты истечения срока его действия. Фитосанитарный сертификат переоформляется и выдается Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, в регионе деятельности которого находится перевозимая подкарантинная продукция, в срок не более 3 рабочих дней с даты подтверждения факта выдачи ФСС Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, выдавшим его.
С учетом всех материалов дела таможня пришла к выводу о том, что ООО "Лесопромышленный комплекс" имело возможность для соблюдения требований, установленных статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений", статьи 66 ТК России, подпункта "в" пункта 1 "Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом при вывозе товаров с таможенной территории РФ, представление которых предусмотрено законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ", утвержденного Приказом ФТС от 25.04.2007 № 536 (зарегистрировано в Минюсте 01.06.2007 № 9585).
Не выполнив данных требований, ООО "Лесопромышленный комплекс" нарушило требования статьи 66 ТК России - таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ, если такие товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ, совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП России - представление декларантом при декларировании недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
По результатам проверки должностным лицом таможни был составлен протокол об административном правонарушении от 10.02.2009 г. № 10408000/541/2008 о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.02.2009 г. № 10408000-541/2008 заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1500000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Свою позицию заявитель мотивирует следующим.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О карантине растений" от 15.07.2000 года № 99-ФЗ каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) при перевозках по территории Российской Федерации и каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны, сопровождаются карантинными сертификатами. Фитосанитарным сертификатом сопровождается каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 14.03.2007 года № 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов" фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации; карантинный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, ввезенную на территорию Российской Федерации, при перевозках по территории Российской Федерации и на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны.
В соответствии с Приложением № 1 к Приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 14.03.2007 года № 163 в заявке на выдачу фитосанитарного сертификата заявитель должен указать сведения о способе транспортировки груза.
В соответствии с пунктом 2.8 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 года № 36 "Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов" прием к перевозке подкарантинных грузов, направляемых на экспорт с перегрузкой грузов из вагонов на пограничных (передаточных) станциях, в морских, речных портах допускается при наличии карантинного сертификата. По указанным выше контрактам ООО "Лесопромышленный комплекс" на условиях поставки FCA станция Темрюк Россия; станция Новороссийск Россия осуществляло поставку товара только в переделах Российской Федерации, а именно, до указанных выше пунктов назначения, что подтверждается пунктами 2.1 контрактов. В связи с тем, что перевозка пиломатериалов осуществлялась железнодорожным транспортом, ООО "Лесопромышленный комплекс" оформляло карантинные сертификаты в соответствии с правилами, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 года № 36.
Письмом Россельхознадзора от 11.09.2008 года № ФС-АС-3/9219 установлено что, Россельхознадзор во исполнение Федерального закона № 99-ФЗ считает возможным использовать карантинный сертификат при таможенном декларировании подкарантинной продукции только при ее перевозке по территории РФ до места перегрузки.
В местах перегрузки при формировании экспортной партии подкарантинной продукции оформляется фитосанитарный сертификат в соответствии с Порядком организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материала, подкарантинный груз), утвержденный Приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 г. № 163.
Из пояснений, представленных Управлением Россельхознадзора по Костромской области - органа, полномочного выдавать карантинные и фитосанитарные сертификаты - следует следующее.
Порядок оформления и выдачи фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов определен Приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 г. № 163 "Об организации работ по выдаче фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов".
Фитосанитарный сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.
Карантинный Сертификат оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, ввезенную на территорию Российской Федерации, при перевозках по территории Российской Федерации и на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны.
Фитосанитарный сертификат оформляется в месте формирования и погрузки на транспортное средство экспортной партии подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в соответствии с положениями Международного стандарта по фитосанитарным мерам (МСФМ) № 7 "Система сертификации на экспорт", после осуществления должностными лицами территориального управления Россельхознадзора досмотра подкарантинной продукции при наличии заключения о ее фитосанитарном состоянии и соответствии подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям стран-импортеров.
Использовать карантинный сертификат при таможенном декларировании подкарантинной продукции только при ее перевозке по территории Российской Федерации до места перегрузки.
В местах перегрузки, при формировании экспортной партии подкарантинной продукции оформляется фитосанитарный сертификат в соответствии с Порядком организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденным Приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 № 163, с целью выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам, касающимся карантина растений.
ООО "Лесопромышленный комплекс" обратилось с заявками в Управление Россельхознадзора по Костромской области на выдачу карантинных сертификатов. На основании заявок ООО "Лесопромышленному комплексу" были выданы карантинные сертификаты на перевозимый подкарантинный груз. Кроме этого, в карантинном сертификате были обозначены пункты отправления, назначения (которые соответствуют пунктам назначения указанным в заявках)
Для дальнейшей отправки груза на морском транспорте, ООО "Лесопромышленный комплекс" обязан был получить фитосанитарные сертификаты на подкарантинный груз в месте формирования экспортной партии, т.е. в пункте назначения груза, который указан в карантинном сертификате.
Выдача фитосанитарного сертификата Управлением Россельхознадзора по Костромской области грузоотправителю, отправившему продукцию на экспорт с последующей перегрузкой на морской транспорт, не возможна, так как пункт назначения груза находится на территории РФ (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 15.07.2000 года № 99-ФЗ "О карантине растений" перевозка подкарантинной продукции по территории Российской Федерации до места перегрузки возможна только в сопровождении карантинных сертификатов.)
С учетом всех обстоятельств дела, представленных сторонами доказательств, в том числе, материалов дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что заявителем были приняты все меры для получения всех документов, необходимых для надлежащего оформления вывоза пиломатериалов.
Данные документы были приняты таможней, и с их учетом был разрешен вывоз товара за пределы таможенной территории РФ.
Подлинность сертификатов, как карантинных, так и фитосанитарных, подтверждена материалами дела и таможней не оспаривается.
Каких-либо доказательств представления заявителем недействительных документов, в том смысле, который установлен примечанием 2 к статье 16.1 КоАП РФ, таможней не представлено.
Не может являться основанием для привлечения к ответственности указание таможней в оспариваемом постановлении на то, что в фитосанитарном сертификате № 760230515010708006 в графе 1 указана фирма OOО "TIMBER I№ DUSTRY COMPLEX" не имеющая отношения к поставке товаров (лесоматериалы) по ГТД № 10408090/100408/0002550, 10408090/090408/0002497, 10408090/070408/0002401, 10408090/080408/0002402, 10408090/090408/0002495, 10408090/040408/0002368. 10408090/100408/0002549 (т. 1 л.д. 140).
Наименование экспортера в данном сертификате - "TIMBER I№ DUSTRY COMPLEX" - является буквальным переводом на английский язык русского наименования "Лесопромышленный комплекс", в сертификате указан полный почтовый и юридический адрес именно заявителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предприняты все меры к получению из полномочных административных органов документов, необходимых для оформления вывоза товара.
Полученные документы в полном объеме представлены таможенным органам (Нижегородской таможне, Краснодарской таможне) для получения разрешения на вывоз.
При таких обстоятельствах суд считает, что вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 16.2 КоАП РФ отсутствует - при декларировании вывозимого товара им были представлены все необходимые документы.
Данные документы были в полном объеме проверены должностными лицами Нижегородской таможни, и после проверки без предъявления каких-либо замечаний и требований к декларанту (заявителю), как по поводу представленных документов, так и о необходимости представления каких-либо дополнительных документов, был разрешен вывоз товара без каких-либо ограничений.
При непосредственном пересечении таможенной границы РФ заявителем дополнительно в Краснодарскую таможню были представлены фитосанитарные сертификаты на вывозимый товар.
В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, заявленные требования - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 АПК РФ суд

решил:

постановление по делу об административном правонарушении от 24.02.2009 № 10408000-541/2008 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП), вынесенного Нижегородской таможней в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс", г. Шарья Костромской области, признать незаконным и отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, совершенном обществом с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс", г. Шарья Костромской области, прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения, в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через арбитражный суд Костромской области.

Судья
А.В.ЗИНОВЬЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru