Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2009 г. по делу № А04-102/2009

(извлечение)

Дата объявления решения 4 марта 2009 г.
Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения 11 марта 2009 г.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление, исковое заявление ООО "Амурский уголь"
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц
3-е лицо:
областное ГУ "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области"

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось ООО "Амурский уголь" с заявлением о признании незаконным решения Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области от 30 декабря 2008 года об отказе в выдаче разрешения ООО "Амурский уголь" на проведение взрывных работ на разрезах "Северо-Восточный" и "Ерковецкий".
Также заявитель просит обязать Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области при отсутствии иных оснований выдать ООО "Амурский уголь" разрешение на проведение взрывных работ на разрезах "Северо-Восточный" и "Ерковецкий" с учетом согласования плана ликвидации аварий в ООО "Амурский уголь" с руководством поисково-спасательного отряда Амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности.
Заявитель в судебном разбирательстве на требованиях, изложенных в заявлении, настаивает.
Как следует из заявления и пояснений представителя заявителя, он не согласен с отказом ответчика в получении разрешения, поскольку считает, что подразделения ВГСЧ специализируются по горноспасательным работам в подземных условиях, о чем указано в п. 21 свидетельства от 21 ноября 2007 г. № 003288 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях. Подобных условий в ООО "Амурский уголь" не имеется.
В план ликвидации аварий (ПЛА) подлежат включению прогнозируемые чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, которые могут произойти в процессе эксплуатации опасных производственных объектов.
Анализ таких ситуаций указывает на возможность ликвидации их последствий как силами поисково-спасательного отряда Амурского центра ГЗ и ПБ (г. Благовещенск), так и силами военизированного горноспасательного отряда Дальнего Востока (г. Хабаровск), о чем свидетельствуют имеющиеся у формирований свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Ссылка ответчика на п. 3 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2004 г. № 883 необоснованна, так как понятие ВГСЧ не дано в законодательстве РФ.
Ответчик требования не признал. Представил письменный отзыв, считает отказ законным и обоснованным. Пояснил, что поисково-спасательный отряд Амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности не обладает правом проведения горно-спасательных работ (не аттестован на право проведения горно-спасательных работ) и, следовательно, не вправе согласовывать планы ликвидации аварий на угольных разрезах в порядке, предусмотренном п. 43 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель 3-го лица требования заявителя поддержал. Считает, что согласование плана ликвидации аварий было возможно, т.к. в перечне работ ПСО, указанных в свидетельстве № 002273 на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ обеспечивает выполнение поставленных задач ПСО по обеспечению, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на указанных объектах.
Исследовав материалы дела, доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
ООО "Амурский уголь" является юридическим лицом, зарегистрировано 30 июля 2003 г. ОГРН 1032800226953.
25 декабря 2008 года ООО "Амурский уголь" обратилось в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области с заявлениями № 2-01/2725 № 2-01/2726 о выдаче разрешения на право производства взрывных работ на разрезе "Ерковецкий" и разрезе "Северо-Восточный". К заявлению прилагался установленный перечень документов.
Письмом от 30 декабря 2008 г. № 03-10/5228 в выдаче разрешения на проведение взрывных работ по указанным объектам было отказано и были затребованы дополнительно сведения о согласовании планов ликвидации аварий по указанным разрезам с командованием аварийно-спасательного формирования (ВГСЧ).
Считая данный отказ незаконным и необоснованным, заявитель обратился в суд.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определено, что опасными производственными объектами (далее - ОПО) являются предприятия или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему закону. Пунктом 5 приложения № 1 установлено, что к категории ОПО относятся объекты, на которых ведутся горные работы. Указанную деятельность и осуществляет ООО "Амурский уголь".
В соответствии с п. 2 ч. 1 Положения о порядке выдачи разрешений на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и проведение взрывных работ, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 28 апреля 2003 г. № 28 на все применяемые при взрывных работах в Российской Федерации взрывчатые материалы должны быть получены разрешения Госгортехнадзора России.
В силу пункта 5 указанного Положения, разрешения на проведение взрывных работ на конкретных опасных производственных объектах выдаются территориальными органами Госгортехнадзора России по установленной форме.
Пунктом 43 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 30 мая 2003 г. № 45, определено, что для каждого разреза не позднее 15 дней до начала года должны быть разработаны и согласованы в соответствии с рекомендациями по составлению плана ликвидации аварий на разрезах (приложение № 1) с аварийно-спасательными службами (формированиями) план ликвидации аварий (ПЛА) на случаи угрозы возникновения производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также план мероприятий на период объявления режима повышенной готовности к чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 приложения № 1 данных Правил предусмотрено, что ПЛА разрабатывается на каждый год с учетом фактического состояния объектов горных работ техническим руководителем разреза, согласовывается с командованием аварийно-спасательного формирования (ВГСЧ), техническим руководителем разреза и утверждается техническим руководителем организации за 15 дней до начала следующего года.
Пунктом 3 Положения о функционировании аварийно-спасательной службы для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2004 г. № 883 предусмотрено, что организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) независимо от формы собственности подлежат обязательному аварийно-спасательному обслуживанию, которое обеспечивается военизированными аварийно-спасательными частями на договорной основе.
Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что законодателем, с учетом характера деятельности предприятий угольной промышленности установлен особый порядок обеспечения безопасности и в том числе планирования мероприятий по ликвидации аварий. В том числе данным порядком предусмотрено согласование планов ликвидации аварий с военизированными аварийно-спасательными частями.
При этом законодателем особо отмечен порядок такого обслуживания - на договорной основе. Аварийно-спасательное формирование - поисково-спасательный отряд Амурского центра ГЗ и ПБ входит в структуру МЧС и, как пояснил представитель третьего лица, независимо от наличия договора, обязано участвовать в ликвидации последствий возможных аварий.
Учитывая, что горно-спасательные военизированные части являются специальными аварийными формированиями, суд приходит к выводу о законодательном закреплении необходимости согласования планов ликвидации аварий именно с данными частями и именно на договорной, а не общеобязательной основе.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
При этом, судом не могут быть приняты доводы заявителя об отсутствии практического смысла в согласовании планов ликвидации аварий с ВГСЧ по причине экономической неэффективности, отсутствия такой части на территории Амурской области и отсутствия в ООО "Амурский уголь" подземных работ.
Фактически доводы заявителя сводятся в этой части к несогласию с законодательством РФ и не имеют правового значения при рассмотрении спора.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя и была уплачена заявителем при подаче заявления.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 180, 201, 329 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области от 30 декабря 2008 г. об отказе в выдаче разрешения ООО "Амурский уголь" на проведение взрывных работ на разрезах "Северо-Восточный" и "Ерковецкий" отказать полностью.
Государственную пошлину в сумме 2000 руб. отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой апелляционный суд (г. Хабаровск), либо после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru