Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2009 г. по делу № А04-84/2009

(извлечение)

Дата объявления решения 17 марта 2009 г.
Дата принятия (изготовления в полном объеме) решения 17 марта 2009 г.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области
к муниципальному учреждению здравоохранения "Свободненская поликлиника № 1"
о взыскании 56602,61 рублей

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилась межрайонная ИФНС России № 5 по Амурской области с заявлением к муниципальному учреждению здравоохранения "Свободненская поликлиника № 1" о взыскании единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации за сентябрь 2008 года по сроку уплаты 15 октября 2008 года в сумме 56602,61 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования, просил взыскать задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет Российской Федерации, за 9 месяцев 2008 года в сумме 56602,61 рублей.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ судом уточненные требования приняты.
В судебном заседании представитель заявителя на уточненных требованиях настаивал, представил акт совместной сверки расчетов, составленный по состоянию на 1 января 2009 года. Указал, что задолженность учреждения за 2007 год по состоянию на 1 января 2008 года составляет 43326,19 рублей. В соответствии с расчетами авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2008 года, единый социальный налог в федеральный бюджет начислен в общей сумме 1589508 рублей. Уплачено платежными поручениями 1522715,85 рублей и 62172,26 рублей. Кроме того, решением о зачете от 7 марта 2008 г. № 271, принятом по заявлению налогоплательщика, переплата по единому социальному налогу в сумме 8656,53 рублей была зачтена в уплату пени. С учетом изложенных обстоятельств у организации за 9 месяцев 2008 года образовалась задолженность по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 56602,61 рублей (1589508 + 43326,19 - (1522715,85 + 62172,26 - 8656,53)).
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указал, что действительно им был согласован акт совместной сверки расчетов по единому социальному налогу в федеральный бюджет, в соответствии с которым сумма задолженности по налогу за 9 месяцев 2008 года составила 56602,61 рублей, которая определена с учетом задолженности за 2007 год, имеющейся у налогоплательщика на 1 января 2008 года в сумме 43326,19 рублей. Вместе с тем, следует учитывать, что на 1 января 2009 года задолженность по налогу отсутствовала, более того, имелась переплата в сумме 45858,48 рублей, поскольку в 4 квартале 2008 года поликлиника уплатила больше, чем было начислено по декларации за 2008 год. Ответчик считает, что по итогам 2008 года у него имеется задолженность в сумме 10744,13 рублей, однако, это задолженность за налоговый период, а не 9 месяцев 2008 года.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Свободненская поликлиника № 1" (муниципальное учреждение) зарегистрирована администрацией города Свободного 24 августа 1994 года за № 904, межрайонной ИФНС России № 5 по Амурской области учреждению присвоен основной государственный регистрационный номер 1022800763061, адрес нахождения: Амурская область, город Свободный, ул. К.Маркса, 17.
В межрайонную ИФНС России № 5 по Амурской области учреждением представлены декларации (расчеты) авансовых платежей по единому социальному налогу: за 1 квартал 2008 года - 15 апреля 2008 года, за полугодие 2008 года - 15 июля 2008 года, за 9 месяцев 2008 года - 15 октября 2008 года, за 2008 год - 11 марта 2009 года.
Согласно расчету за 9 месяцев 2008 года начислен единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 522119 рублей, в том числе, по срокам уплаты: 15 августа 2008 года - 189595 рублей, 16 сентября 2008 года - 167240 рублей, 15 октября 2008 года - 165284 рублей.
Согласно платежным поручениям, имеющимся в материалах дела, и акту сверки, ответчиком произведена уплата единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за 9 месяцев 2008 года в сумме 497021,95 рублей.
Налоговым органом установлено, что задолженность учреждения за 2007 год по состоянию на 1 января 2008 года составляет 43326,19 рублей. В соответствии с расчетами авансовых платежей по единому социальному налогу за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2008 года, единый социальный налог в федеральный бюджет начислен в общей сумме 1589508 рублей. Уплачено платежными поручениями 1522715,85 рублей и 62172,26 рублей.
Решением о зачете от 7 марта 2008 г. № 271, принятом по заявлению налогоплательщика, переплата по единому социальному налогу в сумме 8656,53 рублей была зачтена в уплату пени.
С учетом изложенных обстоятельств у организации за 9 месяцев 2008 года образовалась задолженность по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 56602,61 рублей (1589508 + 43326,19 - (152215,85 + 62172,26 - 8656,53)).
Налогоплательщику направлено требование № 68753 по состоянию на 21 октября 2008 года, которым предложено уплатить в добровольном порядке в срок до 10 ноября 2008 года, задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 75086,49 рублей.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Пунктом 1 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Кодекса.
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.
Положения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Статьей 239 БК РФ установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов.
Как следует из материалов дела, ответчик является муниципальным учреждением, бюджетной организацией, в связи с чем, взыскание налогов, пени и санкций производится в судебном порядке.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 235 НК РФ ответчик является плательщиком единого социального налога.
Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее пятнадцатого числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Задолженность по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 56602,61 рублей за 9 месяцев 2008 года, на взыскании которой с муниципального учреждения здравоохранения "Свободненская поликлиника № 1" настаивает заявитель, не нашла своего подтверждения в материалах дела.
Как следует из расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008 года, представленного налогоплательщиком, сумма единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, составила 522119 рублей, в том числе по сроку уплаты 15 августа 2008 года - 189595 рублей, 16 сентября 2008 года - 167240 рублей, 15 октября 2008 года - 165284 рублей.
Платежными поручениями (с учетом назначения платежа) от 29 октября 2008 г. № 516 (4896,46 рублей), от 31 октября 2008 г. № 6693 (7006,66 рублей), от 31 октября 2008 г. № 6687 (6580,76 рублей), от 10 октября 2008 г. № 345 (129999,84 рублей), от 8 октября 2008 г. № 6118 (1248,28 рублей), от 25 сентября 2008 г. № 445 (14196,71 рублей), от 19 сентября 2008 г. № 163 (11173,97 рублей), от 10 сентября 2008 г. № 305 (133018,30 рублей), от 10 сентября 2008 г. № 5463 (4876,37 рублей), от 28 августа 2008 г. № 434 (15068,89 рублей), от 16 августа 2008 г. № 151 (6081,36 рублей), от 15 августа 2008 г. № 284 (151920,97 рублей), от 30 июля 2008 г. № 423 (15382,80 рублей), от 16 июля 2008 г. № 139 (14054,46 рублей) произведена уплата единого социального налога в федеральный бюджет за июль, август, сентябрь 2008 года в общей сумме 515505,83 рублей.
Задолженность единого социального налога в федеральный бюджет по декларации за 9 месяцев 2008 года составила 6613,17 рублей.
Вместе с тем, 11 марта 2009 года налогоплательщиком была представлена декларация по единому социальному налогу за 2008 год в соответствии с которой, сумма единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, составила 747778 рублей, в том числе по сроку уплаты 17 ноября 2008 года - 166531 рублей, 15 декабря 2008 года - 337633 рублей, 15 января 2009 года - 243614 рублей.
До момента представления декларации платежными поручениями (с учетом назначения платежа) от 10 ноября 2008 г. № 6947 (7009,81 рублей), от 20 октября 2008 г. № 174 (12250,61 рублей), от 28 октября 2008 г. № 456 (12098,41 рублей), от 28 октября 2008 г. № 379 (131783,97 рублей), от 6 ноября 2008 г. № 6847 (6158,99 рублей), от 21 ноября 2008 г. № 193 (6446,06 рублей), от 25 ноября 2008 г. № 205 (30210,99 рублей), от 10 декабря 2008 г. № 7739 (4448,09 рублей), от 14 ноября 2008 г. (804,57 рублей), от 14 ноября 2008 года (4137,62 рублей), от 26 декабря 2008 г. № 8140 (662,25 рублей), от 27 ноября 2008 г. № 467 (14558,26 рублей), от 27 ноября 2008 г. № 428 (271007,65 рублей), от 4 декабря 2008 г. № 7582 (6019,59 рублей), от 12 декабря 2008 г. № 216 (34369,34 рублей), от 29 декабря 2008 г. № 230 (23095,88 рублей), от 8 декабря 2008 г. № 7667 (1040,26 рублей), от 10 декабря 2008 года (814,83 рублей), от 29 декабря 2008 года № 8232 (3484,87 рублей), от 22 декабря 2008 г. № 478 (14243,50 рублей), от 28 декабря 2008 г. № 478 (202995,32 рублей), от 25 декабря 2008 г. № 8092 (5995,61 рублей) учреждение уплатило единый социальный налог в федеральный бюджет в общей сумме 793636,48 рублей.
В результате по состоянию на 1 января 2009 года у учреждения возникла переплата по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 45858,48 рублей, которая должна была быть учтена налоговым органом при подаче заявления в суд и формировании задолженности по единому социальному налогу в федеральный бюджет за 9 месяцев 2008 года в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, на момент направления налоговым органом в арбитражный суд заявления (31 декабря 2008 года) задолженность по единому социальному налогу в федеральный бюджет за 9 месяцев 2008 года с учетом имеющейся переплаты, у налогоплательщика отсутствовала.
Суд считает необоснованным расчет задолженности в сумме 56602,61 рублей, произведенный налоговой инспекцией по единому социальному налогу в федеральный бюджет за 9 месяцев 2008 года с учетом имеющейся у налогоплательщика задолженности за 2007 год по состоянию на 1 января 2008 года в сумме 43326,19 рублей. Задолженность за 2007 год ко взысканию по настоящему делу не заявлена. Формирование в данном случае задолженности по единому социальному налогу за 9 месяцев 2008 года с учетом предыдущего налогового периода по данному налогу (2007 год), суд оценивает, как необоснованное, не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации. Фактически, предъявляя ко взысканию задолженность 2007 года, налоговый орган вышел и за пределы заявленных требований (9 месяцев 2008 года), что не соответствует статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Более того, суд считает необоснованным отнесение платежей в сумме 62172,26 рублей в погашение задолженности в порядке календарной очередности образования задолженности за 9 месяцев 2008 года (акт сверки по состоянию на 1 января 2009 года). Судом исследованы все платежные документы на общую сумму 62172,26 рублей, они содержат сведения о назначении платежа в виде указания на конкретный месяц 2008 года.
При вынесении решения судом принимается во внимание, что в целом за 2008 год у организации также отсутствует задолженность по единому социальному налогу в федеральный бюджет. За период 9 месяцев 2008 года (январь - сентябрь) учреждением начислен единый социальный налог в федеральный бюджет, согласно представленным расчетам авансовых платежей, в сумме 1589508 рублей. Учреждением произведена оплата (с учетом решения о зачете переплаты от 7 марта 2008 г. № 271 на 8656,53 рублей) в сумме 1576231,58 рублей. Единый социальный налог в федеральный бюджет, начисленный за 4 квартал 2008 года, согласно налоговой декларации, составил 747778 рублей, уплаченный, согласно платежным поручениям, составил 793636,48 рублей. Переплата составила 32582,06 рублей. Приведенные обстоятельства подтверждаются актом сверки, налоговыми декларациями (расчетами авансовых платежей) по единому социальному налогу, платежными поручениями, иными доказательствами.
С учетом изложенного, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 110 НК РФ, ст. 333.21 НК РФ сумма государственной пошлины по делу относится на заявителя, который в силу ст. 333.37 НК РФ от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь ст. 110, ст.ст. 167 - 170, 180, 216 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru