МАГНИТОГОРСКОЕ ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2008 г. № 183
О корректировке прогноза социально-экономического развития
города Магнитогорска на 2009 - 2011 годы
Рассмотрев представленную главой города Магнитогорска корректировку прогноза социально-экономического развития города Магнитогорска на 2009 - 2011 годы, принятого Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 17 октября 2008 года № 118 за основу для расчета показателей бюджета города на очередной финансовый год и плановый период, руководствуясь Уставом
города Магнитогорска, Положением
о бюджетном процессе в городе Магнитогорске, утвержденным Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 31 октября 2007 года № 128, Магнитогорское городское Собрание депутатов
РЕШАЕТ:
1. Скорректированный прогноз
социально-экономического развития города Магнитогорска на 2009 - 2011 годы принять за основу для расчета показателей бюджета города на очередной финансовый год и плановый период (Приложение).
2. Контроль исполнения настоящего Решения возложить на председателя Магнитогорского городского Собрания депутатов А.О. Морозова.
Председатель
Магнитогорского городского
Собрания депутатов
Челябинской области
А.О.МОРОЗОВ
Приложение
к решению
Магнитогорского городского
Собрания депутатов
Челябинской области
от 24 декабря 2008 г. № 183
ПРОГНОЗ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА НА 2009 - 2011 ГОДЫ
Разработанный в августе текущего года прогноз социально-экономического развития города Магнитогорска на 2009 - 2011 годы скорректирован управлением экономики администрации города в связи с изменениями в финансовом секторе экономики России и непосредственно в экономике города Магнитогорска, связанными с углублением мирового финансового кризиса, который обусловлен кризисом ликвидности банковского сектора, повлекшим за собой обвал мировых и российского фондовых рынков.
Мировой финансовый кризис явился толчком к развитию таких кризисных явлений в России, как потеря части капитала банковской системой, падение цен на нефть и замедление роста экономики, перегруженность российской экономики краткосрочными внешними корпоративными займами.
Произошедшее радикальное изменение внешнеэкономической конъюнктуры - падение сырьевых цен и спроса на сырьевые товары и фактическое закрытие рынков капитала, в том числе и для российских заемщиков, могут привести к сокращению темпов роста российской экономики.
Это определит многие макроэкономические тенденции на ближайший период. Представленный в данном документе скорректированный прогноз социально-экономического развития города Магнитогорска на 2009 - 2011 годы выполнен управлением экономики администрации города в двух вариантах.
Вариант I - это инерционный вариант, отражающий развитие российской экономики в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса, которое характеризуется резким снижением стоимости экспорта (снижением физических объемов экспорта и снижением мировых цен на сырье) при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции, что проявляется в торможении инвестиционной активности.
Вариант II - инновационный вариант, предполагающий модернизацию российской экономики с использованием высоких технологий и инноваций, который ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики.
В ходе подготовки прогноза социально-экономического развития города учтены предварительные скорректированные Министерством экономического развития Челябинской области основные показатели социально-экономического развития города, материалы структурных подразделений администрации города, предложения и прогнозы предприятий и иных организаций города.
Скорректированные основные показатели, характеризующие прогноз социально-экономического развития города на 2009 - 2011 годы, представлены в таблице
+----------------+--------+--------+-----------------+-----------------+-----------------+
¦ Наименование ¦2007 год¦2008 год¦2009 год Прогноз ¦2010 год Прогноз ¦2011 год Прогноз ¦
¦ показателей +--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
]]>+----------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+
В прогнозном периоде ожидается постепенное снижение инфляции по отношению к 2008 году. Целевые параметры инфляции для всех вариантов прогноза на 2009 - 2011 годы определены Министерством экономического развития Челябинской области в следующих размерах:
2009 год - 8,4 процента, 2010 год - 7 процентов, 2011 год - 8,2 процента.
Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будет обеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, разработанных Правительством Российской Федерации, среди которых:
- создание новых рыночных инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях дорегулирования;
- сдерживание роста цен на рынках продовольственных товаров путем развития конкуренции, в том числе за счет стимулирования увеличения выпуска отечественной продукции;
- стабилизация продовольственных рынков (таможенное регулирование, снижение барьеров доступа к рынку);
- стимулирование предложения товаров и развития конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитие инфраструктуры торговли;
- проведение денежной и бюджетной политики, направленной на снижение монетарной составляющей инфляции, в том числе на стимулирование сбережений населения, ограничение рыночного спроса населения.
По скорректированному прогнозу социально-экономического развития города в 2009 году планируется достижение следующих показателей:
- объем отгруженной продукции по "чистым" видам деятельности по I варианту - 127603 млн. рублей, по II варианту - 334664 млн. рублей;
- индекс промышленного производства по I варианту - 36 процента, по II варианту - 92 процента;
- фонд заработной платы по I варианту - 25656 млн. рублей, по II варианту - 26274 млн. рублей, снижение реальной среднемесячной заработной платы составит 29,6 процента по I и II вариантам;
- товарооборот розничной торговли по I варианту - 31751,7 млн. рублей, снижение на 30,7 процента, по II варианту - 32516,7 млн. рублей, снижение на 29 процентов;
- объем платных услуг населению по I варианту - 7686,97 млн. рублей, снижение на 34 процента, по II варианту - 7872,2 млн. рублей, снижение на 32,4 процента.
Финансовый кризис, разразившийся в США, Европе и странах СНГ, обусловил резкое падение спроса на металл со стороны застройщиков, автопроизводителей и машиностроительных предприятий, испытывающих серьезные финансовые проблемы и столкнувшихся с падением спроса на собственную продукцию.
При составлении прогноза развития промышленности города на 2009 год принимались во внимание экономическая ситуация, сложившаяся на текущий момент динамика развития отраслей промышленности и индекса цен на продукцию производственно-технического назначения, предварительные скорректированные основные показатели Минэкономразвития Челябинской области, а также предложения и прогнозы промышленных предприятий.
Прогнозные показатели сферы производства разработаны в соответствии с данными, представленными 53 крупнейшими предприятиями города: открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Механо-ремонтный комплекс", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат - МЕТИЗ", ОАО "Прокатмонтаж", ОАО ПО "Монтажник", ОАО "Магнитогорский комбинат хлебопродуктов "Ситно", ОАО "Южноуральский машиностроительный завод", закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Русская металлургическая компания", ЗАО "Алькор", общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "АПК-Профит", муниципальное предприятие (далее - МП) "Горэлектросеть", МП трест "Теплофикация", МП "Водоканал", доля которых составляет 92 - 93 процента от объема отгрузки крупных и средних предприятий Магнитогорска и досчета по прочим предприятиям.
Наблюдавшийся в первой половине 2008 года общемировой экономический рост способствовал повышению цен на продукцию черной металлургии. Увеличению цен на металлы также способствовал рост мировых цен на руду и коксующиеся угли. Поэтому летом 2008 года рост цен на металлы не остановился на конъюнктурно оправданном уровне, а пошел выше, цены на листовой и сортовой металлопрокат выросли в 2 раза. Переход мирового финансового кризиса в острую фазу с середины сентября 2008 года создал проблемы для предприятий реального сектора российской экономики: в III квартале текущего года крупнейшие металлургические компании России, в том числе и ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", резко начали снижать объемы производства, связанные как с падением спроса, так и снижением цен на металлопродукцию. В среднесрочной перспективе на мировых рынках вероятна стабилизация цен на металлы из-за ожидаемого увеличения избыточных мощностей, что будет оказывать сдерживающее влияние и на рост внутренних цен.
С учетом этого в 2009 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг предприятиями крупного и среднего бизнеса по "чистым" видам экономической деятельности ожидается в размере 127603,4 млн. рублей. Индекс производства с учетом изменения цен на продукцию производственно-технического назначения составит 36 процентов.
По данным опрошенных предприятий в 2009 году ожидается значительное снижение индекса производства в распределении электроэнергии, газа, воды, который составит 73,5 процента. Индекс производства по добыче полезных ископаемых в 2009 году составит 80,2 процента.
В 2005, 2006 годах рост экономики определялся, в основном, высоким темпом роста в секторе торговли и других услуг при относительно невысоких темпах роста промышленного производства. В 2007 году и I полугодии 2008 года наблюдалось сближение темпов роста промышленности с темпами роста в потребительском секторе экономики. В перспективе предполагается усиление данной тенденции.
Объем инвестиций рассчитан исходя из прогнозных данных 29 крупных предприятий города из числа отчитавшихся, доля которых в объемах инвестиций по крупным и средним предприятиям и организациям города составляет 70 - 81 процент. Исходя из средней доли в 2006 и 2007 годах была рассчитана оценка 2008 года и прогноз на 2009 - 2011 годы. Согласно данному прогнозу и с учетом намерений предприятий на 2009 год в целом по городу капитальные вложения составят 20,687 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составит 36,2 процента к уровню оценки 2008 года.
В результате падения общей рентабельности производства в структуре источников финансирования инвестиций уменьшается доля собственных средств предприятий. Дополнительным фактором, сдерживающим инвестиционную активность, является изменение порядка налогообложения прибыли (отмена всех льгот, в том числе и по инвестиционной деятельности).
По сведениям, представленным управлением финансов администрации города, налоговые и неналоговые поступления в бюджет города составят 2725,8 млн. рублей.
Несмотря на сложившиеся в последние годы тенденции к росту рождаемости и снижению смертности, численность населения города продолжает снижаться. Учитывая данную тенденцию, а также ликвидацию миграционной убыли населения, был выполнен расчет среднегодовой численности населения на 2009 год. Так, среднегодовая численность населения в 2009 году снизится незначительно по сравнению с 2008 годом (на 200 человек) и составит около 408,9 тыс. человек.
По прогнозным сведениям предприятий города, государственного учреждения "Центр занятости населения города Магнитогорска" численность работающих на предприятиях, в иных организациях, в малом и среднем предпринимательстве снизится на 12 тыс. человек.
По прогнозу среднесписочная численность работающих в 2009 году составит 161,1 тыс. человек.
В 2009 году не ожидается роста денежных доходов населения, и в первую очередь за счет снижения одной из основных составляющих - фонда заработной платы.
В номинальном исчислении в 2009 году по отношению к оценке 2008 года денежные доходы населения снизятся на 26 процентов. Снижение реально располагаемых денежных доходов населения по городу составит 37,7 процента.
Снижение фонда заработной платы в 2009 году ожидается в размере 26,2 процента по отношению к оценке данного показателя за 2008 год, зарплата работающих снизится на 23,6 процента в номинальном исчислении и почти на 29,6 процента с учетом инфляции.
Так как реального увеличения доходов населения в 2009 году не произойдет, то это повлечет за собой снижение розничного товарооборота на 30,7 процента, оборота общественного питания - на 30,7 процента и объема платных услуг - на 34 процента к уровню оценки 2008 года в сопоставимых ценах.
Задачами прогнозного периода (2009 - 2011 годы) являются преодоление последствий мирового финансового кризиса, стабилизация в дальнейшем темпов роста экономики и обеспечение поворота от потребительски ориентированного к инвестиционно ориентированному экономическому росту.
Основными факторами изменения качества экономического роста должны стать:
- замедление процесса ухудшения конкурентоспособности продукции. В настоящее время повышение конкурентоспособности не может идти за счет снижения стоимости основных ресурсов (труда, энергии, интеллекта), необходим рост производительности труда;
- сохранение тенденции к опережающему росту обрабатывающих производств в промышленности, усиление инвестиционной направленности экономического роста как за счет усилий бизнеса, так и за счет увеличения государственных инвестиционных расходов, что должно проявиться в повышении темпов роста инвестиций;
- сохранение высоких темпов роста потребительского и инвестиционного спроса;
- формирование системы инновационного развития на территории города;
- выполнение в полном объеме программ по реализации приоритетных национальных проектов, что позволит улучшить демографическую обстановку, увеличить объемы строительства жилья, повысить качество образовательных услуг.
Для дальнейшего развития реального сектора экономики предприятиям, учреждениям и иным организациям города представляется целесообразным задействовать перспективные точки ускоренного роста, а это:
- организация и развитие структурных элементов системы инновационного развития города;
- внедрение инновационных разработок, постепенное развитие современных наукоемких производств;
- развитие малого предпринимательства, транспортных услуг;
- строительство жилья;
- развитие индустрии отдыха и туризма;
- развитие новых технологий в производстве здоровых продуктов питания и другие.