ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 29 января 2010 г. № 3-д
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, ФЕДЕРАЦИЕЙ
ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ И РЕСПУБЛИКАНСКИМИ
ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА 2010 - 2012 ГОДЫ
Правительство Республики Хакасия (далее - Правительство), с одной стороны, Федерация профсоюзов Республики Хакасия (далее - Профсоюз), с другой стороны, и республиканские объединения работодателей (далее - Работодатели), с третьей стороны, вместе именуемые в дальнейшем "Стороны", руководствуясь нормами Трудового кодекса Российской Федерации, Закона
Республики Хакасия "О социальном партнерстве в Республике Хакасия", заключили настоящее трехстороннее соглашение (далее - Соглашение) с целью создания необходимых условий для экономического развития республики, социальной защиты населения на основе реализации принципов социального партнерства.
Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в Республике Хакасия и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в 2010 - 2012 годах.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников. Обязательства Правительства, вытекающие из Соглашения, реализуются через соответствующие структурные подразделения и органы исполнительной власти Республики Хакасия. Средства, необходимые для реализации принятых обязательств, предусматриваются в соответствующих бюджетах.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, исполнять определенные Соглашением обязательства.
Приоритетными задачами на период действия Соглашения Стороны признают обеспечение мотивации работников к эффективному труду, повышение производительности труда, формирование социально ответственного поведения Работодателей и, как результат, повышение качества жизни населения.
Соглашение служит основой для разработки и заключения отраслевых и территориальных соглашений в Республике Хакасия.
Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров. Коллективные договоры в организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает прав организации в предоставлении дополнительных социальных гарантий.
I. Обязательства Правительства
1.1. В области оплаты труда, доходов и уровня жизни населения:
1.1.1. Обеспечивать контроль за своевременностью выплаты заработной платы в организациях республики, оказывать методическую помощь органам местного самоуправления в организации аналогичной деятельности.
1.1.2. Утвердить до 1 января 2013 года примерные положения об оплате труда работников республиканских государственных учреждений по видам экономической деятельности с целью перехода на новые (отраслевые) системы оплаты труда работников республиканских государственных учреждений.
1.1.3. В образовательных учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета, до введения новых отраслевых систем оплаты труда сохранить ассигнования на установление доплат педагогическим работникам за работу, не входящую в круг основных обязанностей, а также для выплаты надбавок работникам за сложность, напряженность и высокое качество работы в пределах установленного фонда оплаты труда.
1.1.4. Обеспечить повышение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых из республиканского бюджета, при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет. Предусматривать индексацию заработной платы работников организаций, финансируемых из республиканского бюджета, в соответствии с действующим законодательством Республики Хакасия.
Рекомендовать органам местного самоуправления в таком же порядке повышать заработную плату работникам муниципальных учреждений.
1.1.5. Предложить органам регулирования тарифов (цен) при определении указанных тарифов (цен) учитывать расходы на оплату труда в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
1.2. В области развития трудовых ресурсов, содействия занятости населения, повышения профессионального уровня работников:
1.2.1. Создавать благоприятные экономические условия для развития всех секторов экономики, инвестиционной деятельности организаций за счет развития инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, формирования взаимодействия органов исполнительной власти с субъектами малого и среднего предпринимательства и их объединениями.
1.2.2. Обеспечить реализацию республиканской целевой программы
"Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия на 2010 - 2012 годы".
1.2.3. Участвовать совместно с Работодателями и органами местного самоуправления в организации и финансировании проведения временных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и несовершеннолетних граждан, общественных работ, подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения.
1.2.4. Регулировать объемы и профили подготовки специалистов в республиканских учреждениях профессионального образования в целях повышения сбалансированности профессионального образования и спроса на рынке труда.
1.2.5. Развивать сеть лагерей труда и отдыха для профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
1.2.6. Предусматривать в республиканском бюджете на очередной финансовый год средства на повышение квалификации и переподготовку работников учреждений, финансируемых из республиканского бюджета. Рекомендовать органам местного самоуправления предусматривать средства на эти цели в местных бюджетах.
1.2.7. Принимать своевременные меры по сохранению занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, прежде всего, в моноструктурных образованиях и населенных пунктах с критической ситуацией на рынке труда.
1.3. В области охраны труда и здоровья населения:
1.3.1. Определять организации, оказывающие услуги в области охраны труда, соответствующие предъявляемым требованиям, осуществлять добровольную сертификацию специалистов по охране труда, рекомендовать их Работодателям в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, совершенствовать систему обучения по охране труда.
1.3.2. Предусматривать в сметах расходов республиканских государственных учреждений средства на улучшение условий и охраны труда работников.
1.3.3. Рекомендовать органам местного самоуправления предусматривать в местных бюджетах расходы на охрану труда работников муниципальных учреждений, производимые в соответствии с трудовым законодательством.
1.3.4. Проводить ежеквартальный мониторинг информации, поступающей от городов и муниципальных районов Республики Хакасия, о ходе реализации органами местного самоуправления основных направлений государственной политики в области охраны труда.
1.4. В области социальной защиты населения, гарантий и компенсаций работникам:
1.4.1. Предусматривать в республиканском бюджете на очередной финансовый год средства для выплаты гражданам адресных субсидий и льгот отдельным категориям граждан, установленных федеральным и региональным законодательством, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
1.4.2. Обеспечивать функционирование республиканских учреждений детского оздоровления и отдыха, оказывать помощь в организации детского отдыха органам местного самоуправления. Предусматривать в республиканском бюджете объемы ассигнований на оздоровление детей не ниже уровня 2009 года.
1.5. В области развития социального партнерства:
1.5.1. Содействовать созданию при органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий и общественных советов с участием в них представителей Работодателей и Профсоюза.
1.5.2. В соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Хакасия предоставлять социально ответственным Работодателям дополнительные гарантии и преференции, содействовать их экономическому развитию, в том числе путем создания положительного имиджа организаций, оказания помощи в реализации перспективных проектов, обеспечении квалифицированным персоналом.
1.5.3. С целью отнесения Работодателей к категории социально ответственных проводить мониторинг их деятельности в сфере социально-трудовых отношений, при этом в качестве основных критериев социальной ответственности определить следующие:
обеспечение уровня средней заработной платы не ниже, чем в среднем по соответствующей территории либо в определенной сфере экономической деятельности республики за соответствующий период времени, отсутствие задолженности по выплате заработной платы;
обеспечение ежегодного темпа роста заработной платы не ниже предусмотренного Соглашением;
профессиональное обеспечение охраны труда;
наличие коллективного договора;
наличие первичной профсоюзной организации и обеспечение условий для ее деятельности;
]]>+---+------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦4. ¦Доля отгруженных товаров ¦ % ¦ 10,7¦ 10,7¦ 10,7¦
¦ ¦собственного производства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполненных работ и услуг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственными силами малых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средних предприятий в общем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объеме отгруженных товаров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦собственного производства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выполненных работ и услуг по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полному кругу организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦5. ¦Валовой региональный продукт ¦ тыс. руб. ¦372809 ¦417062 ¦468311 ¦
¦ ¦в расчете на одного занятого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в экономике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦6. ¦Индекс потребительских цен ¦ % к ¦ 110,7¦ 108,7¦ 107,5¦
¦ ¦ ¦предыдущему¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦7. ¦Соотношение величины ¦ раз ¦ 2,7¦ 2,6¦ 2,6¦
¦ ¦начисленной заработной платы и¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦величины прожиточного минимума¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для трудоспособного населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦8. ¦Отношение среднемесячной ¦ % ¦ 57,4¦ 57,0¦ 56,9¦
¦ ¦номинальной начисленной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заработной платы работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетной сферы к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднемесячной заработной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плате работников, занятых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в экономике республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦9. ¦Величина прожиточного минимума¦ руб. ¦ 6043 ¦ 6647 ¦ 7244 ¦
¦ ¦для трудоспособного населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦10.¦Уровень покупательной ¦ % к ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦ ¦способности населения ¦предыдущему¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦11.¦Доля расходов на покупку ¦ % ¦ 29,4¦ 29 ¦ 28,7¦
¦ ¦продуктов питания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребительских расходах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦12.¦Уровень зарегистрированной ¦% в среднем¦ 3,2¦ 3,2¦ 3,1¦
¦ ¦безработицы ¦ за год ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------+-----------+--------+--------+--------+