Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2009 г. № 06-11/48-09

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: В.И.Шевченко - руководитель Томского УФАС России,
члены Комиссии:
Е.П.Фоминых - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Н.В.Базарова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Т.Д.Максимова - старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
рассмотрев дело № 06-11/48-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту выдачи Администрацией городского округа Стрежевой разрешения на установку рекламной конструкции индивидуальному предпринимателю Ляшенко Александру Владимировичу, в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Администрация городского округа Стрежевой (далее также Администрация) (место нахождения: ул. Ермакова, 46а, г. Стрежевой, Томская область, 636780), представитель Мельникова Екатерина Феликсовна, действующий на основании доверенности № 34 от 17.11.2009, установила:
В ходе проверки законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Томского УФАС России выявлены признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", которые выразились в следующем.
Администрацией городского округа Стрежевой индивидуальному предпринимателю Ляшенко Александру Владимировичу выдано разрешение на установку рекламной конструкции от 22.06.2009 № 77.
Томским УФАС России в отношении Администрации городского округа Стрежевой возбуждено дело по признакам нарушения чч. 5.1, 9.2 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
На рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представитель Администрации Мельникова Е.Ф. пояснила следующее. Администрацией городского округа Стрежевой 22.06.2009 выдано ИП Ляшенко А.В. разрешение на установку рекламной конструкции № 77. На основании постановления Администрации городского округа Стрежевой от 22.07.2009 № 3173ж между муниципальным образованием "Городской округ Стрежевой" и ИП Ляшенко А.В. заключен договор аренды земельного участка от 10.08.2009 № 1068 для размещения рекламного щита.
Земельный участок, являющийся предметом договора аренды № 1068, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение указанным земельным участком осуществляется муниципальным образованием "Городской округ Стрежевой" в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 № 137-ФЗ.
Основанием для начала процедуры выдачи разрешений на установку рекламных конструкций послужило заявление ИП Ляшенко А.В. от 22.06.2009.
Представитель Администрации также пояснила, что в соответствии с эскизом реклама, размещенная на рекламной конструкции, на которую выдано разрешение от 22.06.2009 № 77, является социальной рекламой. И в связи с этим при распространении социальной рекламы, в том числе на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, не требуется проведение торгов, поскольку в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона "О рекламе" заключение договора на распространение социальной рекламы осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, а не положением Федерального закона "О рекламе" (в частности, п. 5.1 ст. 19).
Изучив материалы дела, заслушав представителя лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к следующему.
Администрацией городского округа Стрежевой индивидуальному предпринимателю Ляшенко Александру Владимировичу выдано разрешение на установку рекламной конструкции от 22.06.2009 № 77. Согласно данному разрешению местом размещения рекламной конструкции, двустороннего рекламного щита, является Томская область, г. Стрежевой, ул. Строителей. Срок разрешения с 17.06.2009 по 17.06.2014.
Постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 22.07.2009 № 3173ж "О предоставлении земельного участка в аренду" индивидуальному предпринимателю Ляшенко Александру Владимировичу предоставлен в аренду земельный участок для размещения рекламного щита, имеющий адресный ориентир: Томская область, г. Стрежевой, ул. Строителей, напротив жилого дома № 405, общей площадью 6 кв. м, сроком на 11 месяцев.
В соответствии с указанным постановлением между муниципальным образованием "Городской округ Стрежевой", представленным муниципальным учреждением Администрацией городского округа Стрежевой, и ИП Ляшенко А.В. заключен договор аренды земельного участка от 10.08.2009 № 1068 для размещения рекламного щита.
Земельный участок, являющийся предметом договора № 1068, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение указанным земельным участком осуществляется муниципальным образованием "Городской округ Стрежевой" в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
Согласно ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Договор аренды земельного участка от 10.08.2009 № 1068 следует считать заключенным для установки и эксплуатации рекламной конструкции, принимая во внимание основания, обстоятельства его заключения, предмет договора - предоставление земельного участка для размещения рекламного щита, а также невозможность использования земельного участка, указанного в договоре, для иных целей.
Из пояснений представителя Администрации следует, что иные цели заключения договора аренды земельного участка от 10.08.2009 № 1068 не рассматривались.
Довод представителя Администрации о том, что при распространении социальной рекламы, в том числе на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, не требуется проведение торгов, поскольку в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона "О рекламе" заключение договора на распространение социальной рекламы осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, а не положением Федерального закона "О рекламе" (в частности, п. 5.1 ст. 19), является неверным по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Данная норма закона распространяется на отношения, возникающие между рекламодателем, изготовителем или продавцом товара либо иным, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе) и рекламораспространителем, лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям между Администрацией и индивидуальным предпринимателем применяются не положения статьи 10 Федерального закона "О рекламе", а положения статьи 19 указанного Закона.
Кроме того, в соответствии с п. 5.1 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона "О рекламе" и гражданского законодательства (в частности, п. 5.1 ст. 19).
Таким образом, поскольку договор аренды земельного участка № 1068 заключен 10.08.2009, то есть после принятия и вступления в силу изменений в Федеральный закон "О рекламе", предусматривающих заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке на основании торгов, договор № 1068 не мог быть заключен с индивидуальным предпринимателем Ляшенко А.В. для размещения рекламного щита без проведения торгов.
В соответствии с п. 9.2 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
Таким образом, Администрация городского округа Стрежевой, заключив договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, нарушила пункт 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 9.2 статьи 19 указанного Закона разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции подлежат аннулированию.
Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 9 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", п. 37 - п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать разрешение на установку рекламной конструкции от 22.06.2009 № 77, выданное Администрацией городского округа Стрежевой индивидуальному предпринимателю Ляшенко Александру Владимировичу, незаконным, поскольку данное разрешение выдано с нарушением пункта 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать Администрации городского округа Стрежевой обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 2 декабря 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:
Е.П.ФОМИНЫХ
Н.В.БАЗАРОВА
Т.Д.МАКСИМОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru