Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

ОТЧЕТ

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ БЮДЖЕТА ГОРОДА В МУНИЦИПАЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА № 12"
КОМИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САРАТОВ"

В соответствии с поручением главы муниципального образования "Город Саратов" Грищенко О.В. от 24.11.2009 № 1520/М-291-20 и на основании удостоверения на право проведения проверки от 25.11.2009, выданного председателем контрольно-счетной палаты Саратовской городской Думы Постельгой Э.А., специалистами отдела контрольно-счетной палаты: консультантом Лобановой Г.А. (руководитель) и главным специалистом Муравьевой М.Г. с 27.11.2009 по 25.12.2009 проведена проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города в муниципальном учреждении здравоохранения "Городская клиническая больница № 12" комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту - Учреждение или МУЗ "ГКБ № 12").
Период проверки: 2008 год - 9 месяцев 2009 года.
Цель проверки: определение эффективности и целевого использования бюджетных средств в результате финансово-хозяйственной деятельности МУЗ "Городская клиническая больница № 12" комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов".
Проверка проведена с ведома и.о. главного врача МУЗ "Городская клиническая больница № 12" комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов" Ходаева С.П., в присутствии главного бухгалтера Белявской Н.В.
При проверке использовались: учредительные документы, приказы, финансовые отчеты, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, договоры и контракты, конкурсная документация, нормативные и правовые документы.
Лицами, ответственными за финансово-хозяйственную деятельность МУЗ "ГКБ № 12" в проверяемом периоде, являлись:
Прохоров С.А. - главный врач, с начала проверяемого периода по 17.11,2009, назначенный на должность 22.10.2003 приказом комитета здравоохранения администрации г. Саратова от 22.12.2003 № 699-л на основании постановления мэра города Саратова от 22.12.2003 № 921 и освобожденный от должности 17.11.2009 на основании распоряжения главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 17.11.2009 № 442-лс, имевший право первой подписи;
Бондаренко О.В. - главный бухгалтер, с начала проверяемого периода по 19.11.2009, назначенная на должность 03.01.2002 приказом от 03.01.2002 № 1 и освобожденная от должности 19.11.2009 на основании приказа от 18.11.2009 № 255-л/с, имевшая право второй подписи.
В соответствии с приказами обязанности главного врача на время его отсутствия были возложены на заместителя главного врача Коблову Л.А. без предоставления права подписи в банковских документах в периоды: с 10.03.2008 по 23.03.2008; с 02.06.2008 по 07.06.2008; с 22.09.2008 по 12.10.2008; с 13.03.2009 по 27.03.2009; с 25.05.2009 по 30.05.2009; с 28.09.2009 по 11.10.2009.
Исполнение обязанностей главного бухгалтера на время его отсутствия заместителем главного бухгалтера Голиковой Е.С. было оформлено приказом только в период с 04.06.2008 по 11.06.2008. Предоставление права подписи в банковских документах приказом предусмотрено не было.
В периоды с 14.07.2008 по 02.08.2008; с 27.04.2009 по 08.05.2009; с 27.07.2009 по 12.08.2009 обязанности главного бухгалтера на время его отсутствия на заместителя главного бухгалтера приказами не возлагались. Увеличение объема выполненных работ регулировалось надбавкой за интенсивность труда.
Для осуществления своей деятельности МУЗ "ГКБ № 12" имеет лицевые и текущие счета.
Лицевые счета открыты в комитете по финансам администрации МО "Город Саратов":
- № 006020120 - по операциям получателя бюджетных средств;
- № 006020127 - по учету средств, поступающих во временное распоряжение;
- № 006020128 - по учету средств родовых сертификатов, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- № 006020129 - по учету средств родовых сертификатов, а также средств от предпринимательской и иной от приносящей доход деятельности.
Текущие счета Учреждения на балансовом счете № 40404 "Территориальные фонды обязательного медицинского страхования" открыты в Саратовском ОСБ № 8622 г. Саратова:
- № 40404810956360030002 - по учету средств ОМС (открыт 06.02.2003);
- № 40404810556360030017 - по учету средств на проведение дополнительной диспансеризации населения (открыт 02.02.2006).
Текущий счет Учреждения на балансовом счете № 40404 "Территориальные фонды обязательного медицинского страхования" № 40404810400000030095 открыт в ГРКЦ ГУ ЦБ Банка России по Саратовской области с 26.10.2006 для учета субвенций врачам терапевтам участковым, медицинским сестрам врачей терапевтов участковых.
Текущий счет № 40703810200002000128 открыт в ГРКЦ ГУ ЦБ Банка России по Саратовской области с 01.10.2007 для учета средств, полученных от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности.
Текущий счет № 40302810400000000114 открыт в ГРКЦ ГУ ЦБ Банка России по Саратовской области с 15.05.2008 для учета средств, поступающих во временное распоряжение для обеспечения заявки на участие в аукционе (конкурсе) и обеспечения исполнения контракта. Счет закрыт 19.12.2008.

Анализ нормативной правовой базы и учредительных документов,
регулирующих деятельность бюджетного учреждения

Муниципальное медицинское учреждение "Медико-санитарная часть СПЗ" создано в соответствии с постановлением администрации г. Саратова от 29.10.1993 № 475, приказом Управления здравоохранения г. Саратова от 27.02.1995 № 21-л, распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова от 24.04.1995 № 92-р.
В проверяемом периоде действовали вторая и третья редакции Устава Учреждения.
Вторая редакция была утверждена ИФНС по Заводскому району г. Саратова 19.02.2007, о чем внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за № 2076451025100. Изменение второй редакции Устава было зарегистрировано ИФНС по Заводскому району г. Саратова 20.10.2008 за № 2086451041488.
Третья редакция Устава была утверждена ИФНС по Заводскому району г. Саратова 20.07.2009, о чем внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за № 2096451035635. Изменение третьей редакции Устава было зарегистрировано ИФНС по Заводскому району г. Саратова 21.09.2009 за № 2096451042004.
Согласно действующей редакции Устава (п. 1.6) Учреждение является правопреемником МУЗ "Медико-санитарная часть СПЗ" комитета здравоохранения администрации г. Саратова.
Целью создания Учреждения является сохранение и укрепление здоровья обслуживаемого населения путем оказания высококвалифицированной медицинской помощи, а также проведения мероприятий по профилактике заболеваний (п. 2.1 Устава).
Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета, открытые в соответствии с законодательством РФ, лицевые счета в органах казначейства, печать со своим наименованием и наименованием вышестоящего органа управления здравоохранением, штампы и бланки (п. 1.5 Устава).
Учреждение поставлено на учет в ИФНС по Заводскому району г. Саратова. ОГРН 1026402494018. ИНН/КПП 6451126335/645101001.
За Учреждением на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество, состав и стоимость которого определяются в договоре "О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления" от 07.02.1996 № 51. Состав и стоимость имущества корректируются ежегодными дополнительными соглашениями к договору.
По состоянию на 01.01.2009 первоначальная стоимость имущества составляла 77869,6 тыс. руб., остаточная стоимость - 13715,8 тыс. руб., в том числе:
- транспортные средства - 2500,9 тыс. руб. и 297,1 тыс. руб. соответственно;
]]>
Производственная необходимость расходов в момент их совершения должностными лицами Учреждения не подтверждалась. Вследствие этого расходы в сумме 114,6 тыс. руб. (45,6 тыс. руб. в 2009 году и 69,0 тыс. руб. в 2008 году) нельзя признать обоснованными (экономически оправданными) в соответствии с нормами ст. 252 НК РФ и эффективными.
В ходе проверки были сплошным порядком сопоставлены данные отчетов о движении всех видов бланков строгой отчетности с данными бухгалтерского учета всех видов бланков строгой отчетности и установлено.
В книгах учета всех видов бланков строгой отчетности не заполняются данные граф "от кого получено или кому отпущено", "подпись лица получившего бланки", "серия и номер бланка (вкладыша) на остатке" и т.д.
Неверно заполняются данные о списанных бланках (их серия, номер, количество).
Все Отчеты о движении квитанций по платным медицинским услугам за проверяемый период подписаны кассиром Егуновой М.В. и главным бухгалтером Бондаренко О.В., независимо от их нахождения в отпусках, например, за июль и апрель 2009 года подписан Бондаренко О.В., за июль 2009 подписан Егуновой М.В., хотя они в этот период были в отпуске.
Книги учета на бумажных носителях в разрезе каждого вида бланков сформированы не за все месяцы проверяемого периода, например, за декабрь 2008 года сформирован лист книги только по рецептурным бланкам 148-1/у-88.
В ежеквартальных инвентаризационных описях бланков формы 148-1/у-04(л), 148-1/у-88, 107-1/у за 2009 год:
- не заполнены строки, отражающие итоговые данные, например "итого по странице", "итого по описи" ни в количественном выражении, ни прописью;
- в расписке материально ответственного лица не заполнены данные о порядковых номерах ценностей по описи, которые проверены в присутствии этого лица;
- не заполнены данные о дате начала и окончания проведения инвентаризации;
- не на всех актах указаны реквизиты приказа а проведении инвентаризации;
- не заполнены графы 7, 9 инвентаризационной описи, в которых должны быть отражены данные о фактическом наличии ценностей и наличии их по данным бюджетного учета в денежном выражении.
- отсутствует дата оформления результатов инвентаризации.
В отчетах материально ответственного лица о приходе и расходе бланков строгой отчетности:
- отсутствует подпись МОЛ за декабрь 2008 г.,
- отсутствует подпись главного врача под грифом "Утверждаю" - на всех отчетах;
- не на всех отчетах присутствует подпись бухгалтера, принявшего отчет, например август, сентябрь 2009 г. и т.д.
Данные бухгалтерского учета о стоимости бланков строгой отчетности на отчетные данные не соответствуют данным, отраженным в справке к бухгалтерскому балансу (ф. 0503130) по количеству бланков строгой отчетности на забалансовом учете и в балансе по счету "денежные документы", что является подтверждением недостоверности отчетности Учреждения.

Анализ внебюджетных средств. Проверка предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности

Доход Учреждения части средств родовых сертификатов, а также средств от предпринимательской и иной от приносящей доход деятельности составил:
- в 2008 году - 5531,5 тыс. руб., в т.ч. от оказания платных услуг - 4019,5 тыс. руб. (5,1 % всех доходов);
- за 9 месяцев 2009 года - 3123,5 тыс. руб., в т.ч. от оказания платных услуг - 2037,5 тыс. руб. (2,5 % всех доходов).
Платные услуги Учреждение оказывает по тарифам, утвержденным постановлением мэра г. Саратова от 29.12.2005 № 690 "Об утверждении тарифов на дополнительные медицинские услуги, оказываемые муниципальным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть "СПЗ" в редакции постановления главы администрации г. Саратова от 26.11.2007 № 1037.
Несмотря на то, что в проверяемом периоде произошло существенное изменение внешних факторов, в частности, изменение материальных затрат за счет изменения цен на энергоносители, сырье, материалы, основные средства, изменение размера оплаты труда, тарифы пересмотрены не были. Между тем, в соответствии с решениями Саратовской городской Думы от 27.04.2000 № 44-452 "О Порядке формирования и утверждения цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями" и от 10.07.2009 № 42-493 "О Порядке установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений" изменение внешних и внутренних факторов, приводящих к изменению затрат на предоставление услуг более чем на 10 процентов по сравнению с расходами, принятыми при расчете действующих тарифов на услуги является одним из оснований для изменения тарифов на оказываемые Учреждением платные услуги.
В нарушение Налогового кодекса РФ (ст. 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями") Учреждением не ведется раздельный учет расходов в рамках бюджетного финансирования и ведения коммерческой деятельности. Например, не выполняется требование налогового законодательства в части оплаты коммунальных услуг и расходов по аренде.
Бюджетными ассигнованиями, выделенными Учреждению на 2008 и 2009 годы, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, расходов по аренде зданий, следовательно, в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 321.1) в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, должно производиться пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Если раздельный учет не ведется, средства целевого финансирования, к которым налоговым законодательством относятся бюджетные ассигнования, выделяемых бюджетным учреждениям при отсутствии раздельного учета расходов (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ), рассматриваются как подлежащие налогообложению, что ведет к завышению налоговой базы.
В ходе выборочной проверки (за декабрь 2008 года, июль и сентябрь 2009 года) договоров с физическими лицами на оказание платных услуг и кассовых чеков, поступивших в оплату этих договоров и сопоставления их с графиками работы врачей лечебно-диагностического отделения и отделения гравитационной хирургии крови и записями врачей в журналах регистрации платных услуг установлено.
В Учреждении отсутствует единая форма журнала регистрации платных услуг. Ни в одном из рассмотренных журналов не предусмотрена отметка о времени оказания услуги.
В проверяемом периоде допускались случаи расхождения данных, содержащихся в табелях рабочего времени врачей, оказывающих платные услуги, и в журналах регистрации платных услуг. Например. Согласно табелю за декабрь 2008 года врачи УЗД Охотникова Е.В. и Сидорова Н.Ю. не оказывали платные услуги. Согласно журналам регистрации платных услуг и Охотникова Е.В., и Сидорова Н.Ю. такие услуги оказывали. В соответствии с приказом главного врача Прохорова С.А. от 24.12.2008 № 270 была произведена оплата за счет средств, полученных по платным услугам и ДМС Охотниковой Е.В. - 0,822 тыс. руб. и Сидоровой Н.Ю. - 0,538 тыс. руб.
Все это свидетельствует об отсутствии должного контроля за трудовой дисциплиной, несоблюдении утвержденных в Учреждении положений об оплате труда работников, занятых оказанием платных услуг и о премировании из средств, полученных по платным услугам и ДМС.
Таким образом, в ходе проверки было установлено:
1. В проверяемом периоде МУЗ "ГКБ № 12" являлось главным администратором доходов от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности. В связи с отсутствием расчетов проверить обоснованность плановых показателей по доходам, получаемым от приносящей доход деятельности, не представляется возможным.
2. В ходе проверки не были предоставлены расчетные или иные обоснования первоначально запланированных расходов Учреждения, а также правомерности их изменений.
3. Принятая в Учреждении учетная политика на 2008 и 2009 годы не в полной мере соответствует нормам Федерального закона от 20.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкций по бюджетному учету, утвержденных приказами Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н и от 30.12.2008 соответственно.
4. При заключении договоров допускались нарушения статей 161 и 219 Бюджетного кодекса РФ в части принятия Учреждением бюджетных обязательств сверх доведенных ему по кодам классификации расходов лимитов бюджетных обязательств. Сумма выявленных нарушений по данному основанию - 17076,9 тыс. руб.
5. Нецелевые расходы в проверяемом периоде составили 2950,9 тыс. руб., в т.ч.:
- 2950,0 тыс. руб. вследствие осуществления расходов, не предусмотренных сметами;
- 0,9 тыс. руб. вследствие оплаты и принятия к учету материальных ценностей по первичным документам, получателями которых числились иные организации;
6. Неэффективные расходы Учреждения в проверяемом периоде составили 15413,6 тыс. руб., в т.ч.;
- 3130,6 тыс. руб. вследствие изменения бюджетных ассигнований в ходе исполнения бюджета;
- 9889,7 тыс. руб. вследствие заключения Учреждением договоров без проведения торгов и запроса котировок, т.е. с единственным поставщиком;
- 1259,8 тыс. руб. вследствие заключения Учреждением договоров с нарушением п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- 152,5 тыс. руб. вследствие возмещения подотчетному лицу необоснованно включенных в авансовый отчет командировочных расходов;
- 921,4 тыс. руб. вследствие проведения ремонтов автотранспортных средств и арендованных помещений без составления дефектных ведомостей перед их проведением, сметных расчетов предполагаемых ремонтных работ и ведения учета произведенных ремонтов в разрезе отдельных единиц автотранспортных средств и помещений;
- 59,6 тыс. руб. вследствие заключения Учреждением договоров на техническое обслуживание тревожной кнопки и средств ОПС.
7. Учет операций с денежными средствами осуществлялся в Учреждении на с многочисленными нарушениями Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 № 40.
Применение контрольно-кассовой техники осуществлялось в проверяемом периоде с нарушениями Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104 (далее по тексту - Типовые правила). Всего в период с 11.12.2008 по 30.09.2009 оприходована с нарушениями Типовых правил выручка в сумме 1524,2 тыс. руб., результатом чего явилось искажение отчетности Учреждения.
8. В проверяемом периоде искажалась бухгалтерская отчетность Учреждения вследствие;
- нарушений положения Инструкций № 25н и № 148н по учету денежных документов, по ведению забалансовых счетов, учету основных средств и материальных запасов, порядка начисления амортизации основных средств;
- нарушения Федерального закона от 20.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в части проведения инвентаризаций обязательств;
- принятия к учету материальных ценностей по первичным документам, получателями которых числились иные организации.
9. В нарушение Налогового кодекса РФ (ст. 321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями") Учреждением не ведется раздельный учет расходов в рамках бюджетного финансирования и ведения коммерческой деятельности.
10. В проверяемом периоде допускались случаи расхождения данных, содержащихся в табелях рабочего времени врачей, оказывающих платные услуги, и в журналах регистрации платных услуг, что свидетельствует об отсутствии должного контроля за трудовой дисциплиной, несоблюдении утвержденных в Учреждении положений об оплате труда работников, занятых оказанием платных услуги о премировании из средств, полученных по платным услугам и ДМС.
11. В нарушение Трудового кодекса РФ (ст. 168) в 2008 году в Учреждении не были определены коллективным договором или локальным нормативным актом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками.
12. В нарушение требований Бюджетного кодекса РФ (ст. 161) Уставом (п. 5.3) Учреждению предоставлено право приобретать или арендовать при осуществлении деятельности основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, временной финансовой помощи и получаемых для этих целей ссуд.
Принятые меры:
1. Главе муниципального образования "Город Саратов" Грищенко О.В. направлены материалы проверки.
2. Главе администрации муниципального образования "Город Саратов" Сомову В.Л. направлены материалы проверки и письмо о принятии мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.

Председатель
Контрольно-счетной палаты
Э.А.ПОСТЕЛЬГА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru