КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2010 г. № 1149-IV ОД
О ПРОТЕСТЕ ПРОКУРОРА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.03.2004 № 6-ЗКО
"О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ
ЗАКОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.11.2009 № 101-ЗКО)
Курская областная Дума постановляет:
1. Принять к рассмотрению протест
прокурора Курской области от 13 января 2010 года на отдельные положения Закона
Курской области от 01.03.2004 № 6-ЗКО "О библиотечном деле Курской области" (в редакции Закона Курской области от 27.11.2009 № 101-ЗКО).
2. Поручить постоянному комитету по социальной политике, здравоохранению, культуре и связям со средствами массовой информации совместно с комитетом по правовым вопросам областной Думы и комитетом по культуре Курской области подготовить соответствующий проект закона Курской области и внести его на рассмотрение областной Думы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы
А.А.КИЧИГИН
В Курскую областную Думу
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
13.01.2010 № 07-12-2009
ПРОТЕСТ
НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 01.03.2004 № 6-ЗКО "О БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.11.2009 № 101-ЗКО)
Частью 4 статьи 22
Закона Курской области от 01.03.2004 № 6-ЗКО "О библиотечном деле Курской области" (в редакции Закона Курской области от 27.11.2009 № 101-ЗКО) (далее - Закон Курской области) установлены особенности ликвидации библиотек независимо от организационно-правовой формы, фонды которых зарегистрированы в качестве книжных памятников, предусматривающие получение собственником библиотеки обязательного разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране книжных памятников Курской области на ликвидацию библиотеки.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (в редакции ФЗ от 03.06.2009 № 119-ФЗ) (далее - Федеральный закон) библиотека представляет собой информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение участников гражданского оборота, к числу которых отнесены и учреждения, определяется гражданским законодательством.
Пунктом "о" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство отнесено к ведению Российской Федерации.
Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Порядок и условия ликвидации юридических лиц, в том числе учреждений, определены статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 19 - 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции ФЗ от 17.07.2009 № 170-ФЗ), статьей 19 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в редакции ФЗ от 18.10.2007 № 230-ФЗ).
Кроме того, статьей 23 Федерального закона дополнительно установлены особенности ликвидации библиотек, в том числе преимущественное право приобретения органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, библиотеками соответствующего профиля библиотечного фонда ликвидируемой библиотеки.
Наличие обязательного разрешения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, необходимого для ликвидации библиотеки, перечисленными выше федеральными законами не предусмотрено.
Наличие специального разрешения органов охраны культурного наследия требуется при переформировании или ликвидации зарегистрированных коллекций и фондов книжных памятников (пункт 9.3 Межгосударственного стандарта, введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26.02.2004 № 65-ст), но не для ликвидации библиотеки - юридического лица либо структурного подразделения юридического лица.
Учитывая изложенное выше, частью 4 статьи 22
Закона Курской области установлены нормы гражданского законодательства, содержащие дополнительные требования к ликвидации библиотечных учреждений, что не соответствует статьям 3, 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 23 Федерального закона.
Частью 7 статьи 26
Закона Курской области установлена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учредителей в случае вынужденного переселения библиотек из существующих помещений предоставить данным библиотекам другое помещение по действующим санитарным нормам.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами (в том числе иностранными). Аналогичная норма содержится и в статье 6
Закона Курской области.
Права и обязанности учредителя библиотеки определяются в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона.
При этом положениями названных федеральных нормативных правовых актов не установлено обязанностей учредителя библиотеки по предоставлению библиотеке, в случае ее вынужденного переселения, другого помещения.
В частности, статьей 10 Федерального закона установлено, что учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки.
Таким образом, рассматриваемой нормой Закона
Курской области устанавливаются дополнительные обязанности учредителей библиотек по предоставлению библиотеке помещений, а именно, учредитель обязывается к совершению гражданско-правовых сделок, связанных с приобретением и предоставлением недвижимого имущества, что не соответствует частям 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подобная обязанность может быть установлена Законом
Курской области только в отношении учредителей библиотек, являющихся органами государственной власти Курской области.
Часть 3 статьи 27
Закона Курской области, устанавливающая преимущественное право библиотек на приобретение в собственность арендуемых ими помещений в случаях их продажи владельцами, также не соответствует требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
Так, согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Пунктом 2 статьи 209 названного Кодекса установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При этом, в отношении арендуемого имущества Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено только преимущественное право арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, по истечении срока договора при прочих равных условиях на заключение договора аренды на новый срок (пункт 1 статьи 621 данного Кодекса).
Поскольку нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут устанавливаться нормы гражданского законодательства (пункт "о" статьи 71, часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статья 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), частью 3 статьи 27
Закона Курской области с превышением полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, осуществлено нормативное регулирование гражданских правоотношений.
Руководствуясь статьями 22, 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
исключить часть 4 статьи 22
, часть 3 статьи 27
Закона Курской области от 01.03.2004 № 6-ЗКО "О библиотечном деле Курской области" (в редакции Закона Курской области от 27.11.2009 № 101-ЗКО).
Часть 7 статьи 26
Закона Курской области от 01.03.2004 № 6-ЗКО "О библиотечном деле Курской области" (в редакции Закона Курской области от 27.11.2009 № 101-ЗКО) привести в соответствие со статьей 10 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (в редакции ФЗ от 03.06.2009 № 119-ФЗ).
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Курской областной Думы.
О дате рассмотрения протеста известить прокурора области для обеспечения его участия в рассмотрении протеста.
О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщите в прокуратуру области.
Прокурор Курской области
старший советник юстиции
А.А.ФИЛИМОНОВ