Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2009 г. по делу № 3-245-2009

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой О.А., при секретаре Невидимовой Е.А., с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Масленниковой И.А., поддержавшей заявленное требование, представителя Законодательного Собрания Пермского края Андреевой Н.В., представителя губернатора Пермского края Лодыгиной Л.А., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 16 декабря 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений Закона Пермской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 30.11.2005 № 2694-601,

установил:

Законодательным Собранием Пермской области 17 ноября 2005 года принят Закон Пермской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Закон подписан губернатором Пермского края 30 ноября 2005 года за № 2694-601 и опубликован в газете "Пермские новости" 9 декабря 2005 года.
Официально опубликованным Законом Пермского края от 1 июля 2009 года № 448-ПК распространено действие Закона Пермской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на территорию Пермского края, и в Закон Пермской области от 30 ноября 2005 года № 2694-601 внесены изменения и дополнения.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзацев 5 и 7 статьи 3, абзаца 5 статьи 12 Закона Пермской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (в редакции Закона Пермского края от 01.07.2009 № 448-ПК).
В обоснование своего заявления заместитель краевого прокурора указал, что положения абзаца 5 статьи 3 Закона области, предусматривающие, что перечень заболеваний, являющихся основанием для признания граждан нуждающимися в жилом помещении, устанавливается Правительством Российской Федерации, противоречат ст. 51 ЖК РФ, согласно которой перечень подобных заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Абзац 7 статьи 3 Закона области не соответствует ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, так как предусматривает возможность признания иных граждан членами семьи нанимателя без соответствующего решения суда и не содержит положения о том, что обязательным условием признания членом семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев является ведение такими гражданами совместного хозяйства с нанимателем жилого помещения.
Противоречит статье 56 ЖК РФ абзац 5 статьи 12 Закона Пермской области, предусматривающий снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае приобретения или строительства ими жилого помещения за счет бюджетных средств.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Пермской краевой прокуратуры Масленникова И.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края Андреева Н.В. и представитель губернатора Пермского края Лодыгина Л.А. возражали против удовлетворения заявления, полагая, что отсутствует противоречие оспариваемых норм областного Закона федеральному законодательству. Поскольку до настоящего времени действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, признание абзаца 5 статьи 3 Закона Пермской области № 2694-601 недействующим повлечет невозможность применения указанного Перечня.
Положения абзаца 7 статьи 3 областного Закона являются отсылочными, обязывающими органы местного самоуправления руководствоваться ч. 1 ст. 69 ЖК РФ при признании гражданина членом семьи нанимателя жилого помещения, в связи с чем не противоречат федеральному закону.
Не усматривается и противоречия абзаца 5 статьи 12 областного Закона положениям ст. 56 ЖК РФ, в соответствии с которой одним из оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся является получение гражданином в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Данное основание не предусматривает момент снятия с учета гражданина. Нормативными правовыми актами о предоставлении гражданам бюджетных средств на приобретение (строительство) жилого помещения установлены следующие временные периоды: принятие решения о предоставлении жилищной субсидии гражданину, предоставление жилищной субсидии (выдача жилищного сертификата) гражданину, приобретение гражданином жилого помещения и его оплата за счет средств жилищной субсидии. Положения абзаца 5 статьи 12 областного Закона направлены на сохранение у гражданина статуса лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, до приобретения жилого помещения за счет бюджетных средств. Кроме того, абзац 5 статьи 12 областного Закона был разработан в соответствии с Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 № 18.
Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителей заинтересованных лиц, проанализировав оспариваемые нормативные положения, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
На основании пункта 7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу части 7 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В целях реализации положений пункта 7 статьи 13, части 7 статьи 52 ЖК РФ Законодательным Собранием Пермской области принят Закон Пермской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 30.11.2005 № 2694-601, который в настоящее время действует в редакции Закона Пермского края от 01.07.2009 № 448-ПК.
На основании абзаца 5 статьи 3 данного Закона Пермской области нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний в соответствии с Жилищным кодексом устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 7 той же статьи применительно к настоящему Закону под членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения понимаются проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения его супруг, дети, родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, и, в исключительных случаях, другие граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения, если они вселены им в качестве членов его семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 12 данного Закона граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях приобретения или строительства ими жилого помещения за счет бюджетных средств, выделенных в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Проверив содержание оспариваемых положений Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 на предмет их соответствия другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что абзац 5 статьи 3 Закона в части слов "Перечень соответствующих заболеваний в соответствии с Жилищным кодексом устанавливается Правительством Российской Федерации", а также абзац 7 статьи 3 и абзац 5 статьи 12 Закона Пермской области противоречат Жилищному кодексу РФ и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Абзац 5 статьи 3 Закона Пермской области № 2694-601 в той части, в какой он предусматривает, что перечень соответствующих заболеваний в соответствии с Жилищным кодексом устанавливается Правительством Российской Федерации, противоречит действующей в настоящее время редакции пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, согласно которой перечень таких заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. То обстоятельство, что ранее принятый Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 (далее по тексту - Перечень), не утратил свою силу и продолжает действовать, не свидетельствует о соответствии абзаца 5 статьи 3 областного Закона № 2694-601 в указанной части пункту 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
Следует признать несостоятельным и довод представителей заинтересованных лиц о том, что признание недействующим абзаца 5 статьи 3 областного Закона в приведенной выше части повлечет невозможность применения органами местного самоуправления действующего Перечня.
В силу ч. 1 ст. 133 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" от 23.07.2008 № 160-ФЗ, которым были внесены изменения в пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, закрепление настоящим Федеральным законом полномочий по принятию нормативных правовых актов за федеральными органами исполнительной власти в соответствии с изменениями, внесенными в отдельные законодательные акты Российской Федерации настоящим Федеральным законом, не влечет признание утратившими силу нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу настоящего Федерального закона в рамках осуществления указанных полномочий Правительством Российской Федерации.
В остальной части, то есть в части первого предложения, абзац 5 статьи 3 областного Закона воспроизводит положения пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, и оснований для признания его недействующим в этой части не имеется.
В абзаце 7 статьи 3 Закона Пермской области № 2694-601 региональный законодатель определил круг лиц, относящихся к членам семьи нанимателя или собственника жилого помещения, тем самым вышел за пределы усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, поскольку соответствующее правовое регулирование принято на федеральном уровне.
Так, категории лиц, относящихся к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, определены в части 1 статьи 69 ЖК РФ, а лиц, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, - в части 1 статьи 31 ЖК РФ. Как указано выше, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Установление круга лиц, являющихся членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения, не относится к определению порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и, соответственно, не находится в компетенции субъекта Российской Федерации.
Ссылка представителя Законодательного Собрания Пермского края в обоснование своих возражений на то, что в абзаце 7 статьи 3 областного Закона определен круг лиц, относящихся к членам семьи нанимателя или собственника жилого помещения лишь применительно к настоящему Закону, не может быть принята во внимание, так как для целей данного областного Закона подлежат применению положения части 1 статьи 31, части 1 статьи 69 ЖК РФ. Определение субъектом Российской Федерации порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не требует самостоятельного правового регулирования вопроса отнесения лиц к членам семьи нанимателя или собственника жилого помещения. Порядок отнесения лиц к членам семьи нанимателя или собственника жилого помещения установлен на федеральном уровне приведенными выше нормами ЖК РФ.
Следует признать обоснованным и содержащийся в заявлении заместителя прокурора края довод о противоречии абзаца 5 статьи 12 областного Закона положениям ЖК РФ.
Частью 1 статьи 56 ЖК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В числе этих оснований не предусмотрено приобретения или строительства гражданами жилого помещения за счет бюджетных средств, выделенных в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления.
На основании пункта 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Предусмотрев в качестве основания снятия с указанного учета приобретение или строительство гражданами жилого помещения за счет бюджетных средств, выделенных в установленном порядке, региональный законодатель не учел, что момент получения бюджетных средств для приобретения или строительства жилого помещения и момент приобретения или строительства жилого помещения не совпадают. Кроме того, региональный законодатель в абзаце 5 статьи 12 не определил, что следует считать моментом приобретения или строительства гражданином жилого помещения, чем допустил неопределенность правового регулирования, неясность, с какого времени возникает основание для снятия лица с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что содержащаяся в абзаце 5 статьи 12 областного Закона формулировка направлена на реализацию прав граждан на получение жилых помещений и сохранение за нуждающимися в жилых помещениях гражданами соответствующего статуса до момента фактического обеспечения их жильем, не свидетельствуют о соответствии данной нормы областного Закона положениям пункта 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Не может суд руководствоваться при разрешении дела и нормами законов иных регионов, которыми определен порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и содержащих аналогичные абзацу 5 статьи 12 оспариваемого областного Закона основания для снятия граждан с учета.
Таким образом, в данной части оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству и также подлежит признанию недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ч. 1, 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Частично удовлетворить заявление заместителя прокурора Пермского края.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Закон Пермской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" от 30.11.2005 № 2694-601 в следующей части:
- абзац 5 статьи 3 в части слов "Перечень соответствующих заболеваний в соответствии с Жилищным кодексом устанавливается Правительством Российской Федерации";
- абзац 7 статьи 3;
- абзац 5 статьи 12.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете "Пермские новости".
Отказать заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления в остальной части требований.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 17 декабря 2009 года.

Судья п.п.
О.А.ВАСИЛЬЕВА

Судья краевого суда
О.А.ВАСИЛЬЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru