КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 февраля 2010 г. № 104-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОГО
РЫНКА И ИНВЕСТИЦИЙ
В целях создания необходимых условий для участия граждан на рынке финансовых услуг, освоения и применения ими финансовых инструментов и механизмов при решении социальных вопросов:
1. Утвердить прилагаемую Программу
просвещения населения Кемеровской области в области финансового рынка и инвестиций.
2. Утвердить прилагаемый план
мероприятий по реализации Программы просвещения населения Кемеровской области в области финансового рынка и инвестиций.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В.Исламова.
4. Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ
Утверждена
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 5 февраля 2010 г. № 104-р
ПРОГРАММА
ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ИНВЕСТИЦИЙ
Введение
Одной из важнейших проблем современной экономической политики является обеспечение устойчивого экономического роста, ориентированного на повышение жизненного уровня населения. Одним из важнейших путей решения этой задачи является повышение финансовой и инвестиционной активности населения для решения социальных задач.
В настоящее время улучшение качества жизни населения невозможно обеспечить исключительно за счет бюджетных средств. Такие жизненно важные для существования и развития любого человека блага как жилье, образование, медицинские услуги, а также пенсионное обеспечение, уровень которых выше социально гарантированного минимума, могут теперь достигаться только с использованием собственных средств граждан, а также финансовых инструментов и механизмов, позволяющих получить либо дополнительный инвестиционный доход, либо распределение финансовых обязательств во времени.
Образуется фундаментальный разрыв между действиями государства по развитию рыночных отношений во всех сферах жизни человека и условиями участия людей в этих отношениях.
Какие бы нововведения и реформы за последние 15 лет в России ни проводились, население всегда оказывалось к ним не готовым. Так было в период массовой приватизации, в период гиперинфляции, дефолта 1998 года, монетизации, жилищной и пенсионной реформы и прочее. Так будет и дальше с любыми социальными новациями рыночного типа, если государство параллельно с разработкой и внедрением самих механизмов не будет создавать условия для их освоения и применения гражданами в массовом порядке.
Практическая значимость Программы просвещения населения Кемеровской области в области финансового рынка и инвестиций (далее - Программа) обусловлена тем, что по итогам ее реализации значительно большее число граждан сможет решать социальные проблемы (включая жилищное и пенсионное обеспечение, образование и медицинские услуги) с использованием собственных средств (сбережения и инвестиционный доход), а также средств финансовых институтов, обязательства по которым распределены во времени (рассрочки платежей, кредиты и займы).
I. Содержание основных проблем, препятствующих
участию граждан на рынке финансовых услуг
Рыночные преобразования в экономике привнесли серьезные изменения в финансирование социальной сферы. Государство постепенно снимает с себя обязательства по финансированию социальных проблем в отношении большинства категорий граждан, оставляя на своем попечении только слабо защищенные слои: малоимущих, инвалидов, сирот. Всем остальным трудоспособным гражданам государство предлагает лишь минимальный уровень социальных благ и во многом переводит проблемы жилищного и пенсионного обеспечения, образования и медицинской помощи в сферу личных обязательств самих граждан.
В то же время для подавляющего числа российских граждан решение проблем в социальной сфере невозможно за счет текущих доходов и имеющихся накоплений. Это значит, что обращение граждан к финансовым инструментам и механизмам, использование которых может привести к дополнительным сбережениям и получению инвестиционного дохода или к распределению погашения финансовых обязательств во времени, неизбежно.
В связи с этим основной целью государства в среднесрочной перспективе должно стать создание условий для освоения и применения гражданами различных финансовых инструментов и механизмов для формирования дополнительных сбережений и личного инвестиционного дохода и использования их при решении социальных задач.
Поэтому основной вектор государственного участия в решении социальных проблем граждан в первую очередь на уровне субъекта Российской Федерации должен смещаться в сторону обеспечения прав непрофессиональных инвесторов на рынке ценных бумаг и неквалифицированных потребителей на других сегментах финансового рынка, а также к стимулированию инвестиционной активности населения.
К настоящему времени широкому применению гражданами финансовых схем и механизмов для формирования дополнительных сбережений и инвестиционного дохода и использования их при решении социальных вопросов препятствуют три основные проблемы:
]]>¦ 5.¦Проведение научно-практических ¦Д.В.Исламов, ¦Ежегодно ¦
¦ ¦конференций по вопросам развития ¦Н.А.Малютина ¦ ¦
¦ ¦финансового рынка ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+----------------+------------------+
¦ 6.¦Организация производства ¦Д.В.Исламов, ¦На постоянной ¦
¦ ¦информационно-просветительских ¦Н.А.Малютина, ¦основе ¦
¦ ¦программ по темам: "Основы ¦организации - ¦ ¦
¦ ¦управления личными сбережениями",¦профессиональные¦ ¦
¦ ¦"Основы рынка ценных бумаг", ¦участники рынка ¦ ¦
¦ ¦"Основы функционирования рынка ¦ценных бумаг ¦ ¦
¦ ¦ценных бумаг. Фундаментальный и ¦(по ¦ ¦
¦ ¦технических анализ рынка акций", ¦согласованию) ¦ ¦
¦ ¦"Правила эффективной работы на ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынке ценных бумаг", "Рынок ¦ ¦ ¦
¦ ¦производных инструментов. ¦ ¦ ¦
¦ ¦Торговля фьючерсами на рынке ¦ ¦ ¦
¦ ¦FORTS" ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+----------------+------------------+
¦ 7.¦Проведение конкурса ¦С.А.Муравьев, ¦1 сентября 2010 г.¦
¦ ¦образовательных материалов по ¦Е.Л.Руднева ¦ ¦
¦ ¦финансовой грамотности среди ¦ ¦ ¦
¦ ¦педагогов образовательных ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений с целью выявления ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможностей включения вопросов ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансовой грамотности в ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержание общего образования, ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа существующих и поиска ¦ ¦ ¦
¦ ¦новых форм повышения финансовой ¦ ¦ ¦
¦ ¦грамотности ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+----------------+------------------+
¦ 8.¦Разработка и введение в вузах ¦С.А.Муравьев, ¦1 сентября 2010 г.¦
¦ ¦экономического профиля ¦Е.Л.Руднева ¦ ¦
¦ ¦специализированных курсов ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Фондовый рынок", "Страхование", ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Банковское дело" ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+----------------+------------------+
¦ 9.¦Проведение олимпиад среди ¦С.А.Муравьев, ¦Ежегодно ¦
¦ ¦студентов вузов по теме "Рынок ¦Д.В.Исламов, ¦ ¦
¦ ¦ценных бумаг", "Страхование", ¦Н.А.Малютина ¦ ¦
¦ ¦"Банковское дело" ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+----------------+------------------+
¦10.¦Активизация работы по выявлению ¦В.Н.Князев, ¦На постоянной ¦
¦ ¦мошеннических действий на ¦Д.В.Исламов ¦основе ¦
¦ ¦финансовом рынке и предотвращению¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности организаций, имеющих¦ ¦ ¦
¦ ¦признаки финансовых пирамид ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------+----------------+------------------+