Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2008 г. по делу № А71-959/2008-А19

Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2008 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной,
при ведении судьей протокола судебного заседания,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике, г. Ижевск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Планета развлечений", г. Москва, в лице филиала в г. Ижевске, г. Ижевск,
о привлечении к административной ответственности
в присутствии представителей:
заявителя - Богоявленский Е.А., ст. гос. нал. инсп., по дов. № 6 от 09.01.2008 г.,
ответчика - Пак Д.А., по дов. № 19 от 22.02.2008 г.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике, г. Ижевск (далее - МРИ ФНС № 8 по УР), обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Планета развлечений" в лице филиала в г. Ижевске, зарегистрированного по адресу: г. Москва, пр-кт Андропова, д. 36, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица 1057746689175, к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель МРИ ФНС № 8 по УР поддержал заявленные требования согласно заявлению. При этом пояснил, что доказательством уведомления законного представителя о времени и месте составления протокола является участие представителя общества при его составлении.
Ответчик отзыв на заявление не представил. Представитель ответчика в судебном заседании возражений по существу выявленного нарушения не заявил. Ответчик подтвердил, что документы на алкогольную продукцию отсутствуют. Ответчик пояснил, что законный представитель не был уведомлен о составлении протокола, о нарушении генеральный директор общества узнал не ранее 22.02.2008 г.
Определением суда от 26.02.2008 г. судебное разбирательство было отложено в связи с отсутствием у суда уведомления юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Планета развлечений", г. Москва, о времени и месте рассмотрения дела. Определение суда направлено ответчику факсимильной связью и по почте, копия определения вручена представителю ответчика - Пак Д.А., действующему на основании доверенности от 22.02.2008 г., подписанной генеральным директором ООО "Планета развлечений", г. Москва, Сорокиным А.А., с правом представления интересов общества в судебных органах по вопросу административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

31.01.2008 г. налоговым органом была проведена проверка ресторана "Фатима", расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Автозаводская, 3а, ТРК "Столица", принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Планета развлечений", в котором осуществлялась розничная продажа девятнадцати наименований алкогольной продукции отечественного и импортного производства, поименованной в описи № 1 от 31.01.2008 г. и описи № 2 от 31.01.2008 г.
В результате проверки обнаружено правонарушение, выразившееся в продаже алкогольной продукции без товаротранспортных документов, справки к товаротранспортной накладной, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии, заверенной в установленном законом порядке, сертификата соответствия, удостоверения о качестве продукции, а также отсутствие у общества лицензии на право продажи алкогольной продукции.
По факту совершения правонарушений налоговым инспектором МРИ ФНС № 8 по УР составлен акт проверки № 7/4А от 31.01.2008 г.
Согласно объяснению управляющего ресторана "Фатима" Пак Д.А. к акту проверки лицензии на торговлю алкогольной продукцией у ООО "Планета развлечений", филиал в г. Ижевске, не имеется, она находится в Министерстве торговли на подписании. Товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию отсутствуют, так как не заключены договоры на поставку алкогольной продукции с организациями-поставщиками. Алкогольная продукция приобретена в ТЦ "Карусель" на 1-м этаже ТРК "Столица" по адресу: г. Ижевск, ул. Автозаводская, 3а, физическими лицами. Вся алкогольная продукция, реализуемая в ресторане "Фатима", принадлежит ООО "Планета развлечений".
01.02.2008 г. налоговым органом в присутствии представителя общества Пак Д.А. составлен протокол № 15 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Алкогольная продукция в составе 19 наименований, перечисленная в описи № 1 от 31.01.2008 г. и № 2 от 31.01.2008 г. (приложение к акту проверки), передана на ответственное хранение управляющему ресторана Пак Д.А.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.16 КоАП РФ, является установленный государственный порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Изъятая в ресторане "Фатима" в ходе проверки продукция является алкогольной и имеет содержание этилового спирта от 7,5% до 43%.
Статья 26 Федерального закона № 171-ФЗ устанавливает запрет оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; запрет оборота алкогольной продукции без сертификатов соответствия.
В соответствии с п. 1 ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации); справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, или ее заверенной копии (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется за пределами территории Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2006 г. № 80 Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 (далее - Правила), дополнены разделом XIX "Особенности продажи алкогольной продукции". Пунктом 139 Правил предусмотрено, что продавец обязан иметь сопроводительные документы на продаваемую алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, для импортируемой алкогольной продукции.
Общество с ограниченной ответственностью "Планета развлечений" в принадлежащем ему ресторане "Фатима" осуществляло розничную продажу алкогольной продукции в составе 19 наименований в отсутствии сертификата соответствия, товарно-транспортной накладной (грузовой таможенной декларации) и справки к товарно-транспортной накладной (справки к грузовой таможенной декларации или ее копии), что подтверждается актом проверки от 31.01.2008 г. Ответчик факт совершения административного правонарушения не отрицает.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью "Планета развлечений" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем судом установлено существенное нарушение налоговым органом порядка составления протокола об административном правонарушении, которое не может быть устранено в судебном заседании, препятствует привлечению ответчика к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ).
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении должен отвечать требованиям статьи 28.2 КоАП. В частности, в протоколе указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2). При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). Протокол подписывается законным представителем юридического лица, в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5).
Выполнение указанных требований к форме и содержанию протокола направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Протокол об административном правонарушении № 15 составлен налоговым органом без участия законного представителя общества 01.02.2008 г. Доказательств, указывающих на надлежащее уведомление ООО "Планета развлечений", г. Москва, или его законного представителя - генерального директора Сорокина А.А. о времени и месте составления протокола 01.02.2008 г. и обеспечение ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными в статье 28.2 КоАП, налоговым органом не представлено.
При составлении протокола об административном правонарушении в отношении ответчика присутствовал представитель Пак Д.А. на основании общей доверенности № 18 от 01.09.2007 г., выданной генеральным директором общества, без предоставления данному лицу процессуальных полномочий по делу об административном правонарушении.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Поскольку несоблюдение налоговым органом порядка составления протокола об административном правонарушении повлекло нарушение законных прав и интересов ответчика, а также невозможность принятия в качестве доказательств данных, изложенных в нем, на основании которых установлено наличие события административного правонарушения и виновность привлекаемого лица, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления налогового органа о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией не является изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежит алкогольная продукция в случае, если она реализуется, в том числе без соответствующих лицензий; без сертификатов соответствия; без маркировки либо с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Такая продукция подлежит направлению на переработку или уничтожению на основании п. 12 ст. 27.10 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, если в отношении изъятых административными органами в ходе производства по делу об административном правонарушении вещей и документов (ст. 27.10 Кодекса), а также арестованных этими органами вещей (ст. 27.14 Кодекса) арбитражным судом при рассмотрении заявления административного органа о привлечении лица к административной ответственности не применено или не может быть применено административное взыскание в виде конфискации или возмездного изъятия, то этим судом в решении (постановлении) должны быть разрешены вопросы о дальнейшей судьбе этих вещей и документов.
Пунктом 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что, учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.
Судом установлено, что в ходе проверки налоговым органом была арестована алкогольная продукция, указанная в описи № 1 от 31.01.2008 г. и описи № 2 от 31.01.2008 г. (приложение к акту проверки), и передана на ответственное хранение Пак Д.А. по расписке от 31.01.2008 г. Документы, подтверждающие легальность производства и оборота арестованной алкогольной продукции, сертификаты соответствия, отсутствуют.
При таких обстоятельствах арестованная согласно описям № 1 и № 2 (приложение к акту проверки от 31.01.2008 г.) и расписке от 31.01.2008 г. алкогольная продукция в силу ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ подлежит изъятию из незаконного оборота и направлению на переработку или уничтожению в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст. 14.16 ч. 2, 29.9 - 29.11, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. В удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Планета развлечений", зарегистрированного по адресу: г. Москва, пр-кт Андропова, д. 36, основной государственный регистрационный номер в ЕГРЮЛ 1057746689175, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
2. Арестованная согласно описям № 1 и № 2 (приложение к акту проверки от 31.01.2008 г.) и расписке от 31.01.2008 г. алкогольная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота и направлению на переработку или уничтожению в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Пермь, в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, г. Екатеринбург, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Н.Г.ЗОРИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru