Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Саратовская область


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2009 года

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам К. и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 17 июня 2009 года, которым исковые требования К. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения в размере 1 098 501 рублей, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов удовлетворены частично, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязано выдать К. свидетельство, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, на сумму 645 500 рублей, взысканы расходы по оплате госпошлины 500 рублей, во взыскании морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения К., третьего лица Н., представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, поддержавших доводы своих жалоб, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалоб сторон, судебная коллегия

установила:


В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Саратовской области № 39-ЗСО принят 28.04.2005, а не 28.05.2005.

К. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, указав, что является лицом, оставшимся без попечения родителей и, в связи с этим должен обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 15 Закона Саратовской области "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области от 28.05.2005 г. № 39-ЗСО он имеет право на получение безвозмездной финансовой помощи на приобретение (строительство) жилого помещения, как лицо, достигшее возраста 23 лет, которое до достижения данного возраста имело статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не реализовало в установленном порядке право на предоставления жилого помещения по договору социального найма. На письменные обращения истца к ответчику с заявлением о предоставлении ему выплаты на приобретение жилого помещения был получен отказ, основанием которого послужило наличие у него в собственности 1/2 доли в однокомнатной квартире в доме по ул. Лермонтова г. Саратова общей площадью 29,6 кв. метров и размер доли, составляющий более 14 кв. м. Указывая, что в квартире совместно с ним проживает его мать Н., являющаяся инвалидом 1 группы, истец считает отказ в принятии на учет на предоставление социальной выплаты незаконным, просил суд взыскать с ответчика социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в размере 1 098 500 рублей из расчета стоимости 30 квадратных метров, по средне - рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилых помещений в г. Саратове в 4 квартале 2008 г. - 36 616 руб. 70 коп. Также считает, что действиями ответчика нарушены его законные права, причинены нравственные и душевные страдания в связи с чем, просил взыскать компенсацию морального вреда в 1 млн. рублей, возместить расходы по госпошлине 500 рублей.
Судом постановлено указанное судебное решение.
В кассационной жалобе К. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывая, что при расчете размера выплаты суд применил закон, не подлежащий применению - приказ Министерства регионального развития РФ от 10.06.2009 г. № 210 "О нормативе стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на втрое полугодие 2009 года и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ на второй и третий кварталы 2009 года", который на дату принятия решения суда не был опубликован, то есть не вступил в законную силу. Так же считает, что суд необоснованно не принял во внимание расчет о размере денежной суммы, подлежащей выплате, а также необоснованно отказал в компенсации морального вреда.
В кассационной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области просит решение суда отменить, указывая, что истец имеет в собственности и проживает в жилом помещении, размер доли которого превышает 14 кв. м. общей площади на 1 человека, поэтому не имеет оснований для признания его нуждающимся в получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Указывает также, что доводы истца о невозможности проживания в квартире совместно с матерью, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, документально не подтверждены.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 и абз. 2 п. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года № 159-ФЗ во взаимосвязи со статьями 12 и 13, частью 3 ст. 49 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
В соответствии со ст. 15 Закона "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" № 39-ЗСО от 28.04.2005 года право на улучшение жилищных условий при реализации областных целевых программ путем предоставления безвозмездной финансовой помощи (социальной выплаты) на приобретение жилых помещений имеют постоянно проживающие на территории области граждане, в т.ч., достигшие возраста 23 лет, которые до достижения данного возраста имели статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, но не реализовали в установленном порядке право на предоставление им жилого помещения по договору социального найма, в порядке, установленном соответствующим законом области (п. 5 ч. 1).
Частью 2 данной статьи установлено, что граждане, указанные, в частности в пункте 5 части 1 настоящей статьи, имеют право на улучшение жилищных условий, если они проживают в жилых помещениях, размер которых не превышает 14 кв. метров общей площади на одного человека и имеют возможность участвовать в финансировании своей доли расходов в случаях, предусмотренных соответствующими областными целевыми программами.
Основания и порядок обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма из государственного фонда Саратовской области установлен законом Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" от 2.08.2007 года № 150-ЗСО.
Как усматривается из материалов дела, спорные отношения возникли в связи с отказом истцу в принятии на учет нуждающихся для предоставления социальной выплаты в рамках областной целевой программы (подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан, ранее имевших статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей"), утвержденной Законом Саратовской области от 29.12.2006 г. № 152-ЗСО и в соответствии со ст. 15 № 39-ЗСО, а не по спору о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Категории лиц и основания для принятия их на учет на получение жилого помещения по договору социального найма предусмотрены ст. 51 ЖК РФ и статьями 1 - 3 Закона Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.2005 года.
Из материалов дела усматривается, что истец является собственником 1/2 доли в праве общей собственности на квартиру общей площадью 29,6 кв. метров, размер его доли в общей площади жилого помещения составляет более 14 кв. метров, то есть оснований для постановки на учет нуждающегося в получении социальной выплаты в рамках областной целевой программы в соответствии со статьей 15 ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", не имеется.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции также допустил ошибки в применении норм материального права, касающихся понятия учетная норма жилого помещения, установленная органом местного самоуправления для постановки на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, подменив ее нормой предоставления жилого помещения на каждого члена семьи применяемой при определении размера жилого помещения, предоставляемого гражданину, ранее признанному нуждающимся в жилье, с учетом состава его семьи (ст. 50 ЖК РФ). Решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 года № 63-622 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма - 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи, норма предоставления площади жилого помещения на семью из 3 и более человек - 16 кв. метров на каждого члена семьи.
Суд также ошибочно распространил действие статьи 4 Закона Саратовской области от 2.08.2007 года № 150-ЗСО на истца, избравшего для себя способом обеспечения жильем получение социальной выплаты в соответствии с целевой программой, как на лицо, которое было лишено возможности возвратиться в закрепленное ранее за ним жилое помещение по решению органа местного самоуправления. Таких обстоятельств по делу установлено не было.
Доводы жалобы о наличии нуждаемости в связи с тяжким заболеванием, проживающей совместно с истцом в квартире его матери Н., какими-либо доказательствами не подтверждены, документов об установлении первой группы инвалидности и наличии заболевания, включенного в Перечень, утвержденный Правительством РФ № 378 от 16.06.2006 года, не представлено (л.д. 69, 84).
В связи с тем, что по делу не требуется установление каких-либо дополнительных обстоятельств и доказательств, судом была допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции отменить с вынесением нового судебного решения об отказе в удовлетворении иска (п.п. 1, 3, 4 ст. 362 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 17 июня 2009 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области - отказать.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru